А.С.Пушкин. Начало творческого пути.

I половина XIX века

Проректор по учебной работе: Группа 1092 АК1,2 (3 семестр)

_________________ Преподаватель: Гогина Любовь Петровна

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ

по дисциплине:

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (I ПОЛОВИНА)

Для специальностей: «Журналистика», «Актерское мастерство»,

«Режиссура».

формы обучения: Дневная форма обучения

Составил преподаватель: К.Ф.Н., доцент Гогина Л.П.

Москва

2011/2012 учебный год

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

ТЕМА
1 Возникновение русской письменной литературы и ее влияние на политическую систему Древней Руси.
2 Своеобразие исторического пути русской литературы X — первой четверти XVIII века
3 Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века.
4 Языковая реформа Карамзина. «Карамзинисты» и «шишковисты»
5 Литературные объединения и журналы первой четверти XIX в.
6 Литературные объединения второго и третьего десятилетия. Особенности деятельности.
7 Проза начала 19 века. Н. Карамзин и его творческий метод.
8 Поэзия начала века. Г.Р.Державин и его творчество.
9 В.А.Жуковский и его творчество.
10 К.Н. Батюшков как ведущий поэт начала 19 века.
11 И.А. Крылов как знаменитый русский баснописец
12 Драматургия начала 19 века. Творчество А.С.Грибоедова.
13 А.С.Пушкин. Начало творческого пути.
14 А.С.Пушкин. Южная ссылка, Михайловское. После ссылки.
15 Болдинская осень. «Евгений Онегин». В Петербурге.
16 Пушкин и «Современник». Последние годы жизни.
17 Поэты пушкинского времени
18 Е.А. Баратынский и его творчество
19 А.В. Кольцов. Народность и песенность его поэзии.
20 М.Ю. Лермонтов. Семья. Биография писателя.
21 Первая любовь в жизни Лермонтова. Студенческие годы
22 Лермонтов в школе прапорщиков и первое пребывание на Кавказе
23 Две дуэли Лермонтова и творческое наследие
24 Ф.И. Тютчев – завершающее звено «Золотого века» русской поэзии.
25 Н.В. Гоголь: «Миргород», «Арабески», эстетические взгляды. Драматургия.
26 Н.В. Гоголь: поэма «Мертвые души».
27 Н.В.Гоголь. «Выбранные места». Духовный кризис.
28 Возникновение «Натуральной школы» в середине 19 века.
29 Писатели и произведения «натуральной школы»
30 Белинский как представитель «Натуральной школы»
     
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного из произведений древней русской письменности  
Практическое задание к зачетному вопросу Яркие произведения 10-17 веков в русской литературе. Анализ по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу Произведения и авторы литературы 18 века. Обзор по выбору.  
Практическое задание к зачетному вопросу Труды Карамзина и Шишкова о реформе языка. (По выбору).
Практическое задание к зачетному вопросу Журнал начала 19 века. Комментарии по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу Деятельность какого-либо литературного объединения в 1 половине 19 века
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного из произведений Н.М.Карамзина (по выбору)
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного или нескольких стихотворений Г.Р.Державина по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного или нескольких стихотворений Жуковского по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного или нескольких стихотворений Батюшкова по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного или нескольких басен Крылова по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу Сюжет и идея комедии Грибоедова «Горе от ума»
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного из стихотворений раннего периода творчества Пушкина.  
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного из произведений Пушкина цикла «Маленькие трагедии»  
Практическое задание к зачетному вопросу Сюжет и идейное содержание драмы Пушкина «Борис Годунов»
Практическое задание к зачетному вопросу Сюжет и идейное содержание одной из «Повестей Белкина» А.С.Пушкина  
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ произведений Пушкина «Дубровский» или «Капитанская дочка» (по выбору)
Практическое задание к зачетному вопросу Содержание и идеи роман Пушкина «Евгений Онегин»  
Практическое задание к зачетному вопросу Лирика М.Ю. Лермонтова» . Анализ произведений по выбору.  
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ и идейное содержание драмы Лермонтова «Маскарад»
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ поэм Лермонтова «Мцыри» или «Демон» по выбору.  
Практическое задание к зачетному вопросу Содержание и идеи романа Лермонтова «Герой нашего времени».
Практическое задание к зачетному вопросу Драматургия Н.В.Гоголя. Анализ произведения по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу «Мертвые души Гоголя». Сюжет, идеи, содержание, лирические произведения.
Практическое задание к зачетному вопросу Структура и идеи произведения Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»
Практическое задание к зачетному вопросу Стихотворения Ф.И.Тютчева. Анализ произведений по выбору.  
Практическое задание к зачетному вопросу Поэты пушкинской плеяды. Автор и произведение по выбору учащегося
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного из произведений «натуральной школы». Автор по выбору учащегося.
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ статьи В.Г. Белинского по Вашему выбору.

Практические работы.





Практическая работа №1

1. Принцип работы Нестора летописца. Творческое наследие. Анализ произведения..

2. «Поучение Владимира Мономаха» - основные нравственные принципы, положенные в основу произведения.

3. «Слово о полку Игореве»: сюжет, содержание, основная мысль.

4. «Моление Даниила Заточника». Анализ произведения.

5. Традиционное и новаторское в поэзии Г. Державина

1. Ломоносовская традиция в оде Г. Державина «На взятие Измаила».
Сравнить стихотворение Державина с одой Ломоносова «На взятие Хоти-на», выяснить идейно-тематическую общность и различие произведений, ха-рактер развития темы и использования словесно-изобразительных средств, особенности образа автора.

2. Новаторство Державина в оде «Фелица»:
а) новое понимание человека в «Фелице» и обусловленные этим социаль-ные и нравственные идеалы, критерий оценки человека;
б) новизна в образе автора и в изображении одической героини;
в) появление в оде сатирического образа и изменение жанровой формы оды. Новаторство в стиле «Фелицы» («забавный русский слог» Державина);
г) художественная структура образа Мурзы.

3. Поэтическая бытопись в поэзии Державина («Приглашение к обеду», «Осень во время осады Очакова», «Евгению. Жизнь званская» и др.).
Изображение быта и природы, мастерство «словесной живописи», кон-кретность поэтического видения мира, философский и нравственный смысл эпикурейских мотивов у Державина.

ЛИТЕРАТУРА: Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957 (Б-ка поэта. Большая сер.) или другое комментированное издание, например: Держа-вин Г.Р. Соч. М., 1985 (обязательно ознакомиться с изданием серии «Лит. памятники»: Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1987); Белинский В.Г. Сочинения Державина (статьи первая и вторая, 1848) – по любому изданию; Западов А.В. Поэты XVIII века. Ломоносов, Державин. М., 1979 (раздел о Державине, главы 2 и 3).

6. Шишков и Карамзин: анализ одной литературоведческой статьи.

Практическая работа № 2

1. Поэтика повестей Н. Карамзина

1. Эстетическая позиция Н.Карамзина.

2. Повесть «Бедная Лиза» («Наталья – боярская дочь», «Марфа-посадница») как произведение русского сентиментализма:
а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя;
б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Ка-рамзина;
в) специфика пейзажа и его функций;
г) образ автора, речевой строй повествования;
д) значение повести в истории русской литературы.

3. «Письма русского путешественника» - предромантическая повесть.
Особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоятельств действия, пейзажа. Образ автора в повести.

ЛИТЕРАТУРА: Тексты произведений Н.М. Карамзина – по любому дос-тупному изданию; Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая (разделы о Карамзине) – по любому изданию; Берков П.Н., Макого-ненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 1; Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 197-234.

2. Поэзия Жуковского

1. Элегия Жуковского «Вечер»

а) тема и лирический герой стихотворения;
б) значение пейзажных картин. Как они развертываются в стихотворениях: какими приемами создается эффект движения в описаниях Жуковского?
в) стиль Жуковского. Передача цвета и света в их описаниях, различный характер деталей, изобразительная функция эпитетов и изобразительно-выразительное значение эпитетов у Жуковского;
г) предметная точность слова у и полисемантизм Жуковского;
д) Лирические лейтмотивы в элегии «Вечер».

2. Баллада Жуковского «Эолова арфа»:
а) особенности выражения автобиографического подтекста в сюжете баллады;
б) композиция баллады;
в) изображение героев в балладе. Психологический «портрет», символиче-ское значение вещественных деталей, роль пейзажа;
г) лирические лейтмотивы, их содержательный подтекст;
д) ритмико-мелодический рисунок стиха.

ЛИТЕРАТУРА: Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. Гл. 3. Баллада Жуковского «Светлана»

1. Проследить по тексту и охарактеризовать сюжетно-событийную основу баллады, участие героини в происходящем, изменение душевного состояния Светланы.

2. Роль автора-повествователя в балладе. Выделить последовательно стро-ки, в которых выражается его отношение к героине.

3. Картины природы и лирическое настроение.

4. Значение фантастических элементов в лирическом строе баллады.

5. Народно-поэтические и бытовые элементы в сюжете и стиле «Светланы».

6. Эмоциональный лирический лейтмотив и стиль баллады (словесные лейтмотивы, поэтический синтаксис, инструментовка стиха).

7. Определить общие черты жанра романтической баллады Жуковского, привлекая тексты других баллад («Людмила», «Замок Смальгольм», «Рыцарь Тогенбург», «Эолова арфа» и др.).

ЛИТЕРАТУРА: Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. Гл. 1; Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. Гл. 3; Янушке-вич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985. С. 80-94.

Практическая работа № 3

I. «Мои пенаты» К. Батюшкова

1. Антитеза идеала и действительности в стихотворениях Батюшковаи ее отражение в композиции.

2. Стилистические приемы создания идеального мира: особенность лексики, образы-символы эпикурейской поэзии, значение вещественных деталей, смешение атрибутов античного и современного быта, звуковая гармонизация стиха.

3. Жанровые признаки послания в стихах Батюшкова.

4. Условно-литературный облик автора, его отличие от биографического облика К.Н. Батюшкова. Литературные «портреты» поэтов и писателей в стихотворениях.

ЛИТЕРАТУРА: Серман И.З. К. Батюшков. Мои пенаты // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 53-63; Фризман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971. Гл. 2; Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М., 1987. С. 122-132.

II. 1. И.А. Крылов – драматург. Анализ одной из драм Крылова.

3. Басня И.А Крылова, её направленность, литературный разряд. Анализ басни.

III. Конфликт и образы в комедии А.С. Грибоедова

«Горе от ума»)

Вопросы:

1. Театральная ситуация в России первой трети XIX века и комедия Грибоедова.

2. Конфликт «старого» и «нового» в комедии.

3. История создания комедии, ее путь в печать и на сцену.

4. Центральные образы «Горя от ума»:

а) Чацкий (Чацкий и Чаадаев, истолкование образа И.А. Гончаровым и А.С. Пушкиным);

б) Фамусов и Молчалин;

в) Софья Фамусова и Владимир Ленский: сравнительная характеристика.

5. Черты классицизма в художественной структуре комедии. Трансформация Грибоедовым канонов классицистической драмы.

6. Язык и стих комедии. Принцип языковой дифференциации персонажей. Пушкин о языке «Горя от ума».

Список литературы:

А.С. Грибоедов в русской критике. – М., 1959.

Гончаров И.А. Мильон терзаний (любое издание).

Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова (любое издание).

Проскурина В.Ю. Диалоги с Чацким // «Столетья не сотрут...»: Русские классики и их читатели. – М.: Книга, 1988.

Практическая работа № 4

А.С.Пушкин. Южная ссылка.

1. («Погасло дневное светило», «Редеет облаков летучая гряда», «Я пережил свои желанья»).

2. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы».

3. Историческая поэма «Полтава».

4. «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту».

5. Философская лирика («Анчар», «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Практическая работа № 5

Проза А.С.Пушкина.

1. «Повести Белкина»

2. («Дубровский», «Капитанская дочка»).

3. «История Пугачева».

4. «Пиковая дама».

5. («Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник»).

Поэты пушкинского времени

1. Анакреонтические мотивы в ранней поэзии Батюшкова. («К Дашкову») и исторической элегии («Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года», «Переход через Рейн»). Поэзия Батюшкова после 1812 года. Поэтика «южных» элегий («Умирающий Тасс», «Таврида»).

2. Байронические мотивы лирики Е.А. Баратынского. «Сумерки». («Осень», «Последний поэт»).

3. Поэзия Н.М. Языкова. («К Чаадаеву», «К не нашим», «Д.В. Давыдову»). «Пловец».

4. Творчество А.А. Дельвига.

5. Стихотворения П.А. Вяземского. «Русский бог».

Практическая работа № 6

Практическая работа №7

Контрольные работы

Отечественная литература ХIХ века

Контрольная работа 1.

Художественные особенности лирики В.А. Жуковского (на примере стихотворения «Невыразимое»).

Вопросы:

1. Система оппозиций в стихотворении: динамическое (природа) – статичное (искусство).

2. Антиномическая структура понятия «природа»: сущность и формы выражения.

3. Содержание поэтического идеала Жуковского в стихотворении. Специфика его определения поэтом.

4. Лирический конфликт стихотворения (его связь с жанровым определением) и способ его разрешения.

Список литературы:

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики (любое издание).

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М.: Наука, 1976; или: Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М.: Аспект Пресс, 1995 (гл.: «Выразимо ли «невыразимое»).

Фридлендер Г.М. Спорные и очередные вопросы изучения Жуковского // Жуковский и русская культура. – Л., 1987.

НЕВЫРАЗИМОЕ

Отрывок

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью...

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья -

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена,-

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать -

И обессиленно безмолвствует искусство?

Что видимо очам - сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката -

Сии столь яркие черты -

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою,-

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Обворожающего глас,

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее незапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,

Сие присутствие создателя в созданье -

Какой для них язык?.. Горе душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

Контрольная работа 2.

Контрольная работа 3.

А.С. Пушкина

Вопросы:

1. Тема Петра I в творчестве Пушкина от «Полтавы» к «Медному всаднику».

2. Символика образов поэмы: медный всадник (памятник) и «Медный всадник». Образ стихии и его значение.

3. Петровские преобразования в оценке Пушкина.

4. Образ Евгения. Проблема личности и государства в поэме.

5. Стиль Пушкина и сюжет поэмы.

Список литературы:

Анненков П.В. Общественные идеалы Пушкина // Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. – Минск: Лимариус, 1998. – С.249–251.

Благой Д.Д. Пушкин – зодчий // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. Т.2. – М.: Худ. лит., 1979. – С.171–191.

Мейлах Б.С. «... Сквозь магический кристалл...»: Пути в мир Пушкина. – М.: Высшая школа, 1990. – С.115–136.

Осповат А.Л., Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить...» – М.: Книга, 1987.

Контрольная работа 4.

Контрольная работа 5.

«Шинель» Н.В. Гоголя как полемика с романтизмом

Вопросы:

1. Образ Акакия Акакиевича: литературные и культурные параллели:

а) культурно-историческая семантика образа переписчика в средневековой церковной традиции и образ Башмачкина;

б) Акакий Акакиевич и герой-«энтузиаст» Э.Т.А. Гофмана.

2. Романтическое двоемирие в повести Гоголя.

3. Сюжетная основа повести Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» и сюжет «Шинели»: сходство и отличия.

4. Рождение и имянаречение Акакия Акакиевича – чиновника петербургского.

5. Смысл фантастического финала повести.

6. Автор и герой в повести Гоголя.

Список литературы:

Ветловская В.Е. Повесть Гоголя «Шинель» (Трансформация пушкинских мотивов) // Рус. лит. – 1988. – № 4.

Лотто Ч. де Лествица «Шинели» // Вопр. философии. – 1993. – № 8.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – 2–е изд., доп. – М.: Худож. лит., 1988.

Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, 2004. – С.103–107.

Чижевский Д.И. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов. – 1997. – № 1.

Эпштейн М.Н. Князь Мышкин и Акакий Башмачкин (к образу переписчика) // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX–XX веков. – М.: Сов. писатель, 1988.

Тема №1.

Тема №2.

Своеобразие исторического пути русской литературы X — первой четверти XVIII века

1. Пересветов, Ермолай-Еразм, Максим Грек,

2. переписка князя Курбского с царем,

3. протопоп Аввакум.

Тема №3.

Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века

1. «Жизнь Званская» Державина.

2. Анакреонтическая поэзия.

Тема №4.

Тема №5.

Тема №6.

Тема №7.

Тема 8.

Тема 9.

Тема 10.

Тема 11.

Тема 12.

Тема 13.

Тема 14.

А.С.Пушкин. Южная ссылка.

1. («Погасло дневное светило», «Редеет облаков летучая гряда», «Я пережил свои желанья»).

2. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы».

3. Историческая поэма «Полтава».

4. «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту».

5. Философская лирика («Анчар», «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Тема 15.

Тема 16.

Драматургия Пушкина. «Борис Годунов».

3. («Подражание Корану», «Пророк»).

4. «Борис Годунов»

Тема 17.

Проза А.С.Пушкина.

6. «Повести Белкина»

7. («Дубровский», «Капитанская дочка»).

8. «История Пугачева».

9. «Пиковая дама».

10. («Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник»).

Тема 18.

Поэты пушкинского времени

6. Анакреонтические мотивы в ранней поэзии Батюшкова. («К Дашкову») и исторической элегии («Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года», «Переход через Рейн»). Поэзия Батюшкова после 1812 года. Поэтика «южных» элегий («Умирающий Тасс», «Таврида»).

7. Байронические мотивы лирики Е.А. Баратынского. «Сумерки». («Осень», «Последний поэт»).

8. Поэзия Н.М. Языкова. («К Чаадаеву», «К не нашим», «Д.В. Давыдову»). «Пловец».

9. Творчество А.А. Дельвига.

10. Стихотворения П.А. Вяземского. «Русский бог».

Тема 20.

Тема 21.

Тема 22.

Тема 23.

Тема 24.

Тема 26.

Тема 26.

Тема 27.

Тема 28.

Тема 29.

Тема 30.

I половина XIX века

Проректор по учебной работе: Группа 1092 АК1,2 (3 семестр)

_________________ Преподаватель: Гогина Любовь Петровна

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ

по дисциплине:

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (I ПОЛОВИНА)

Для специальностей: «Журналистика», «Актерское мастерство»,

«Режиссура».

формы обучения: Дневная форма обучения

Составил преподаватель: К.Ф.Н., доцент Гогина Л.П.

Москва

2011/2012 учебный год

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

ТЕМА
1 Возникновение русской письменной литературы и ее влияние на политическую систему Древней Руси.
2 Своеобразие исторического пути русской литературы X — первой четверти XVIII века
3 Литературные традиции XVIII столетия и русская литература XIX века.
4 Языковая реформа Карамзина. «Карамзинисты» и «шишковисты»
5 Литературные объединения и журналы первой четверти XIX в.
6 Литературные объединения второго и третьего десятилетия. Особенности деятельности.
7 Проза начала 19 века. Н. Карамзин и его творческий метод.
8 Поэзия начала века. Г.Р.Державин и его творчество.
9 В.А.Жуковский и его творчество.
10 К.Н. Батюшков как ведущий поэт начала 19 века.
11 И.А. Крылов как знаменитый русский баснописец
12 Драматургия начала 19 века. Творчество А.С.Грибоедова.
13 А.С.Пушкин. Начало творческого пути.
14 А.С.Пушкин. Южная ссылка, Михайловское. После ссылки.
15 Болдинская осень. «Евгений Онегин». В Петербурге.
16 Пушкин и «Современник». Последние годы жизни.
17 Поэты пушкинского времени
18 Е.А. Баратынский и его творчество
19 А.В. Кольцов. Народность и песенность его поэзии.
20 М.Ю. Лермонтов. Семья. Биография писателя.
21 Первая любовь в жизни Лермонтова. Студенческие годы
22 Лермонтов в школе прапорщиков и первое пребывание на Кавказе
23 Две дуэли Лермонтова и творческое наследие
24 Ф.И. Тютчев – завершающее звено «Золотого века» русской поэзии.
25 Н.В. Гоголь: «Миргород», «Арабески», эстетические взгляды. Драматургия.
26 Н.В. Гоголь: поэма «Мертвые души».
27 Н.В.Гоголь. «Выбранные места». Духовный кризис.
28 Возникновение «Натуральной школы» в середине 19 века.
29 Писатели и произведения «натуральной школы»
30 Белинский как представитель «Натуральной школы»
     
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного из произведений древней русской письменности  
Практическое задание к зачетному вопросу Яркие произведения 10-17 веков в русской литературе. Анализ по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу Произведения и авторы литературы 18 века. Обзор по выбору.  
Практическое задание к зачетному вопросу Труды Карамзина и Шишкова о реформе языка. (По выбору).
Практическое задание к зачетному вопросу Журнал начала 19 века. Комментарии по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу Деятельность какого-либо литературного объединения в 1 половине 19 века
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного из произведений Н.М.Карамзина (по выбору)
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного или нескольких стихотворений Г.Р.Державина по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного или нескольких стихотворений Жуковского по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного или нескольких стихотворений Батюшкова по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного или нескольких басен Крылова по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу Сюжет и идея комедии Грибоедова «Горе от ума»
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного из стихотворений раннего периода творчества Пушкина.  
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного из произведений Пушкина цикла «Маленькие трагедии»  
Практическое задание к зачетному вопросу Сюжет и идейное содержание драмы Пушкина «Борис Годунов»
Практическое задание к зачетному вопросу Сюжет и идейное содержание одной из «Повестей Белкина» А.С.Пушкина  
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ произведений Пушкина «Дубровский» или «Капитанская дочка» (по выбору)
Практическое задание к зачетному вопросу Содержание и идеи роман Пушкина «Евгений Онегин»  
Практическое задание к зачетному вопросу Лирика М.Ю. Лермонтова» . Анализ произведений по выбору.  
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ и идейное содержание драмы Лермонтова «Маскарад»
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ поэм Лермонтова «Мцыри» или «Демон» по выбору.  
Практическое задание к зачетному вопросу Содержание и идеи романа Лермонтова «Герой нашего времени».
Практическое задание к зачетному вопросу Драматургия Н.В.Гоголя. Анализ произведения по выбору.
Практическое задание к зачетному вопросу «Мертвые души Гоголя». Сюжет, идеи, содержание, лирические произведения.
Практическое задание к зачетному вопросу Структура и идеи произведения Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»
Практическое задание к зачетному вопросу Стихотворения Ф.И.Тютчева. Анализ произведений по выбору.  
Практическое задание к зачетному вопросу Поэты пушкинской плеяды. Автор и произведение по выбору учащегося
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ одного из произведений «натуральной школы». Автор по выбору учащегося.
Практическое задание к зачетному вопросу Анализ статьи В.Г. Белинского по Вашему выбору.

Практические работы.

Практическая работа №1

1. Принцип работы Нестора летописца. Творческое наследие. Анализ произведения..

2. «Поучение Владимира Мономаха» - основные нравственные принципы, положенные в основу произведения.

3. «Слово о полку Игореве»: сюжет, содержание, основная мысль.

4. «Моление Даниила Заточника». Анализ произведения.

5. Традиционное и новаторское в поэзии Г. Державина

1. Ломоносовская традиция в оде Г. Державина «На взятие Измаила».
Сравнить стихотворение Державина с одой Ломоносова «На взятие Хоти-на», выяснить идейно-тематическую общность и различие произведений, ха-рактер развития темы и использования словесно-изобразительных средств, особенности образа автора.

2. Новаторство Державина в оде «Фелица»:
а) новое понимание человека в «Фелице» и обусловленные этим социаль-ные и нравственные идеалы, критерий оценки человека;
б) новизна в образе автора и в изображении одической героини;
в) появление в оде сатирического образа и изменение жанровой формы оды. Новаторство в стиле «Фелицы» («забавный русский слог» Державина);
г) художественная структура образа Мурзы.

3. Поэтическая бытопись в поэзии Державина («Приглашение к обеду», «Осень во время осады Очакова», «Евгению. Жизнь званская» и др.).
Изображение быта и природы, мастерство «словесной живописи», кон-кретность поэтического видения мира, философский и нравственный смысл эпикурейских мотивов у Державина.

ЛИТЕРАТУРА: Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957 (Б-ка поэта. Большая сер.) или другое комментированное издание, например: Держа-вин Г.Р. Соч. М., 1985 (обязательно ознакомиться с изданием серии «Лит. памятники»: Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1987); Белинский В.Г. Сочинения Державина (статьи первая и вторая, 1848) – по любому изданию; Западов А.В. Поэты XVIII века. Ломоносов, Державин. М., 1979 (раздел о Державине, главы 2 и 3).

6. Шишков и Карамзин: анализ одной литературоведческой статьи.

Практическая работа № 2

1. Поэтика повестей Н. Карамзина

1. Эстетическая позиция Н.Карамзина.

2. Повесть «Бедная Лиза» («Наталья – боярская дочь», «Марфа-посадница») как произведение русского сентиментализма:
а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя;
б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Ка-рамзина;
в) специфика пейзажа и его функций;
г) образ автора, речевой строй повествования;
д) значение повести в истории русской литературы.

3. «Письма русского путешественника» - предромантическая повесть.
Особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоятельств действия, пейзажа. Образ автора в повести.

ЛИТЕРАТУРА: Тексты произведений Н.М. Карамзина – по любому дос-тупному изданию; Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая (разделы о Карамзине) – по любому изданию; Берков П.Н., Макого-ненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 1; Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 197-234.

2. Поэзия Жуковского

1. Элегия Жуковского «Вечер»

а) тема и лирический герой стихотворения;
б) значение пейзажных картин. Как они развертываются в стихотворениях: какими приемами создается эффект движения в описаниях Жуковского?
в) стиль Жуковского. Передача цвета и света в их описаниях, различный характер деталей, изобразительная функция эпитетов и изобразительно-выразительное значение эпитетов у Жуковского;
г) предметная точность слова у и полисемантизм Жуковского;
д) Лирические лейтмотивы в элегии «Вечер».

2. Баллада Жуковского «Эолова арфа»:
а) особенности выражения автобиографического подтекста в сюжете баллады;
б) композиция баллады;
в) изображение героев в балладе. Психологический «портрет», символиче-ское значение вещественных деталей, роль пейзажа;
г) лирические лейтмотивы, их содержательный подтекст;
д) ритмико-мелодический рисунок стиха.

ЛИТЕРАТУРА: Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. Гл. 3. Баллада Жуковского «Светлана»

1. Проследить по тексту и охарактеризовать сюжетно-событийную основу баллады, участие героини в происходящем, изменение душевного состояния Светланы.

2. Роль автора-повествователя в балладе. Выделить последовательно стро-ки, в которых выражается его отношение к героине.

3. Картины природы и лирическое настроение.

4. Значение фантастических элементов в лирическом строе баллады.

5. Народно-поэтические и бытовые элементы в сюжете и стиле «Светланы».

6. Эмоциональный лирический лейтмотив и стиль баллады (словесные лейтмотивы, поэтический синтаксис, инструментовка стиха).

7. Определить общие черты жанра романтической баллады Жуковского, привлекая тексты других баллад («Людмила», «Замок Смальгольм», «Рыцарь Тогенбург», «Эолова арфа» и др.).

ЛИТЕРАТУРА: Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. Гл. 1; Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. Гл. 3; Янушке-вич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985. С. 80-94.

Практическая работа № 3

I. «Мои пенаты» К. Батюшкова

1. Антитеза идеала и действительности в стихотворениях Батюшковаи ее отражение в композиции.

2. Стилистические приемы создания идеального мира: особенность лексики, образы-символы эпикурейской поэзии, значение вещественных деталей, смешение атрибутов античного и современного быта, звуковая гармонизация стиха.

3. Жанровые признаки послания в стихах Батюшкова.

4. Условно-литературный облик автора, его отличие от биографического облика К.Н. Батюшкова. Л

Наши рекомендации