Принципы рассмотрения литературного произведения

Литературное произведение в его научном рассмотрении. Описание, анализ, интерпретация. Описание как начальный этап изучения произведения. Определение конструктивной функции художественных приемов при анализе литературного произведения. Сопряжение анализа художественной формы с освоением содержания произведения как важнейшая задача литературоведения. Специфика литературоведческих интерпретаций, их центральное место в науке о литературе.

Герменевтика как методологическая основа научных интерпретаций. Диалогические начала интерпретирующей деятельности. Присутствие в литературоведении методологий (марксистский социологический метод, фрейдизм, формальная школа на ранних этапах, структурализм, постструктуралистская «деконструкция»), составляющие область нетрадиционной герменевтики.

Условия научности интерпретаций: тщательное описание формы, рассмотрение ее функций, изучение культурно-исторического и духовно-биографического контекста, исторического функционирования произведения. Западноевропейское и американское литературоведение ХХ века об исключительно внутритекстовом характере интерпретаций. Имманентное и контекстуальное изучение произведений.

Закономерное воздействие на интерпретирующую деятельность вкусов и взглядов исследователя. Единство в ее составе интуитивных, непосредственно эмоциональных и аналитических, понятийных начал. Несовместимость литературоведческих интерпретаций с культивированием субъективности и модернизирующими искажениями давно созданных произведений.

Комментирование словесно-художественных произведений как необходимая грань их научного рассмотрения. Комментарий текстологический, историко-литературный, биографический, лингвистический.

Литературные роды и жанры

Эпос, лирика и драма как роды художественной словесности, существующие на протяжении всей истории искусства. А.Н.Веселовский о выделении родов из синкретического творчества. Характеристика родов у Платона и Аристотеля. Теории литературных родов у романтиков, Гегеля и Белинского.

Эпос: повествование и его субъект. Преобладание в эпосе сообщающих начал речевой деятельности. Художественные возможности эпического рода литературы: многообразие художественных средств, отсутствие ограничений в объеме текста, воспроизведение жизни в ее целостности, воплощение сложных, находящихся в движении и развитии характеров, глубокое проникновение во внутренний мир человека. Повествователь. Образ повествователя в произведении. Способы повествования в эпосе: объективное и субъективное повествование. Формы эпического повествования: рассказ от третьего лица, рассказ от первого лица (рассказчик). Проблема дистанции между автором и рассказчиком-персонажем в автобиографических произведениях.

Драма. Основной и побочный текст драматического произведения. Ограниченность художественных возможностей драмы. Преобладание в драме непосредственно-коммуникативных начал, обусловленное ориентацией на театр. Ограничение времени изображаемого действия в драме. Сюжет в его соотнесенности с конфликтом. Диалог и монолог в драме. Гиперболичность драматической образности.

Лирика. Диапазон воплощаемых в лирике тем, концепций, идей, эмоций. Экспрессивные, медитативные начала в лирических произведениях. Типы организации лирических произведений. Лирический герой. Субъект лирического высказывания и автор: «неслиянность и нераздельность» автора и лирического героя. Автопсихологическая лирика. Ролевая лирика.

Межродовые словесно-художественные формы: лиро-эпика, эпическая драматургия, лирическая драма. «Внеродовые» жанровые формы: очерк, художественная эссеистика, литература «потока сознания».

Жанр как устойчивая формально-содержательная целостность. Конкретно-историческое и типологически повторяющееся в жанрообразовании. Надэпохальные жанровые традиции и системы жанров в национальной литературе определенного периода. Ю.Н.Тынянов об эволюции жанров. М.М.Бахтин о речевых и литературных жанрах, о «памяти жанра», о канонических жанрах и романизации литературы последних столетий. Мениппея и полифонический роман в постструктуралистской трактовке (Ю.Кристева). Опыты систематизации жанров. Типология жанров у Гегеля. Г.Н.Поспелов о мифологической, героической, нравоописательной, романической жанровых группах. Синтезирование жанров и нивелирование жанровых признаков в литературе ХIХ-ХХ веков. Отрицание жанра как литературоведческого и искусствоведческого понятия у Б.Кроче.

Функционирование литературы

Художественная литература как форма коммуникации. Интерпретация как познавательно-творческое освоение художественного содержания и как важнейшая, наиболее адекватная форма восприятия литературы. Интерпретации собственно читательские, литературно-критические, научные, художественно-творческие.

Творческая активность читателя. Освоение литературного произведения как синтез непосредственных впечатлений (читательская интуиция) и их обдумывания (элементы анализа). Сильные и слабые стороны учения А.А.Потебни о поэтическом образе как мвозбудителе духовно-творческой активности и о читателе как творце художественных идей. М.М.Бахтин об освоении литературы как диалогическом общении читателя с автором. «Сотворческое переживание» (В.И.Тюпа) как внутренняя норма отношения читателя к автору и его произведению.

Модификация значения слова «читатель» в литературоведении: «имплицитный читатель» как адресат; образ читателя, присутствующий в произведении; реальный читатель. Рецептивная эстетика, ее основные понятия.

Литературные иерархии. Литературная классика как ядро художественной словесности. Факторы, определяющие репутацию литературных произведений как классических. Общечеловеческое и специфическое для культуры данной страны и эпохи в составе литературной классики.

Жизнь литературы в веках как нескончаемая цепь социально-идеологических «переакцентуализаций» произведения (М.М.Бахтин). Изменчивость оценок и репутаций литературных произведений, множественность их толкований, претерпевающих изменения в историческом времени.

Беллетристика. Массовая литература. Развлекательный характер массовой литературы. Народная литература как совокупность произведений, полно и ярко воплотивших сущность, идеалы и интересы нации на определенном этапе ее истории. Белинский, Добролюбов, Ап. Григорьев о народности в литературе.

Литературная критика как форма функционирования словесного искусства. Роль критики в формировании литературных течений и направлений. Аналитическое начало в литературной критике. Эссеистская критика как неаналитическая форма освоения литературы. Связь современной литературной критики с историей и теорией литературы.

История оценок и интерпретаций литературно-художественных произведений как предмет историко-функционального изучения литературы. Источники рассмотрения функционирования литературы: художественно-творческие прочтения ранее созданных произведений (иллюстрации художников, сценические и экранные постановки); отклики на предшествующую литературу писателей (заимствования, пародии, реминисценции); издания литературных произведений; суждения литературных критиков и публицистов, авторов философских и эстетических трактатов, научных работ; отдельные высказывания читателей.

Литературный процесс

Литературный процесс эпохи вновь созданных произведений, их публикаций и обсуждений, творческих программ, актов литературной борьбы. Функционирование ранее созданных произведений как аспект литературного процесса данной эпохи. Взаимодействие художественной литературы с внехудожественными формами культуры, религиозным сознанием, течениями философской мысли, общественно-политическими движениями.

Литературный процесс в масштабе всемирно-историческом как специфическая часть общественно-исторического процесса. Опыты соотнесения развития литератур с общественно-экономическим формациями. Стадии развития словесного искусства. Фольклорно-мифологическая архаика. Древние литературы, особое место в их ряду европейской античной литературы. Средневековая литература. Спорность разграничения древних и средневековых литератур за пределами Западной Европы. Общие черты древних и средневековых литератур (синтез художественной и внехудожественной функции, традиционность форм, преобладание канонических жанров и анонимности творчества, нестабильность текстов, неразграниченность переводной и оригинальной словесности). Литературы нового времени в Западной Европе и за ее пределами. Разграничение учеными (С.С.Аверинцев, П.А.Гринцер, А.В.Михайлов) трех стадий литературного развития: ритуально-мифологическая архаика (дорефлективный традиционализм), ориентация литературы на риторическую культуру (рефлективный традиционализм), свободное от жанровых канонов, индивидуально-личностное творчество.

Национальная и региональная специфика литератур. Повторяющееся и неповторимое в литературах разных стран и регионов. С.С.Аверинцев о различии путей ближневосточной словесности и древнегреческой литературы. Географические границы Возрождения и специфика культурного развития западного и восточного регионов как дискуссионные проблемы современной исторической науки и искусствоведения. Уникальность западноевропейского Ренессанса. Работы Н.И.Конрада и их обсуждение историками и литературоведами. Д.С.Лихачев о значении Предвозрождения в литературах восточноевропейского региона.

Основные литературно-художественные движения нового времени (от Возрождения до реализма и модернизма). В.М.Жирмунский о международных литературных течениях. Д.С.Лихачев о смене «великих стилей» в искусстве и литературе. Разграничение понятий «художественная система» (явление межнациональное и всемирно значимое) и «направление» (группа писателей определенной страны, объединенная творческой программой).

Понятие культурной традиции и ее значимость для литературы и культуры. М.М.Бахтин о жизни произведения в «большом времени». Формы присутствия культурного прошлого в литературе: словесно-художественные средства; мировоззрения, концепции, идеи, бытовавшие в литературе и внехудожественной реальности; формы внехудожественной культуры, предопределяющие формы литературного творчества (родовые и жанровые, предметно-изобразительные, композиционные, собственно речевые). Особое значение для литературной деятельности жанрово-речевых традиций. «Антитрадиционалистские» концепции в литературоведении.

Динамика и стабильность в составе всемирной литературы. Повторяемость элементов литературного творчества в большом историческом времени и культурно-географическом пространстве. Понятие топики.

Международные литературные связи. Источники общности в литературном развитии разных стран и регионов. Сближения на почве культурно-исторического развития (типологические схождения, конвергенции). Моменты сходства, возникающие на почве международных контактов (влияний и заимствований). Взаимодействие литератур, находящихся на одинаковых и разных стадиях литературного развития. Международные литературные связи как важнейший источник обогащения национальных литератур, как условие полного и широкого выявления их оригинальных черт.

Типы художественного отражения жизни, понятие творческого метода. Упрочение термина в советской критике начала 30-ых годов и его дальнейшая разработка. Реализм как творческий метод. Специфика литературного процесса в ХХ веке. Мировоззренческое и художественное разнообразие модернистской литературы. Социалистический реализм как направление в советской литературе, оформившееся в 30-е гг. ХХ века и его дальнейшая судьба. Обновление реалистических традиций в литературах разных стран и регионов на протяжении ХХ века.

ЛИТЕРАТУРА

Основные учебники:

1.
Волков И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М., 1995.

2.
Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. 2-е изд., испр. М., 2007.

3.
Хализев В. Е. Теория литературы. Учеб. М., 1999 (2-е изд. – 2002).


Дополнительные учебники и учебные пособия:

1.
Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие/под ред. Л. В. Чернец. М., 1999.

2.
Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие/Сост.: П.А. Николаев, Е.Г. Руднева, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец и др. /Под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

3.
Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. 2-е изд., испр. М., 1999.

4.
Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.

5.
Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы. Екатеринбург, 2003.

6.
Поспелов Г. Н. Теория литературы. М., 1978.

7.
Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. Н.Д. Тамарченко. М., 2001.

8.
Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 1 – 3. М., 1962-1965.

9.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. М., 1999.

10.
Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

11.
Фарыно Е. Введение в литературоведение. Варшава. 1991.


Энциклопедии, словари, справочники:

1.
Бореев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003.

2.
Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия. М., 2004.

3.
Квятковкий А.П. Поэтический словарь. М., 1966.

4.
Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск. 1982.

5.
Кормилов С.И. Современный словарь-справочник по литературе. М., 1999.

6.
Краткая литературная энциклопедия в 9-ти тт. / Под ред. А.А. Суркова. М., 1962 – 1978.

7.
Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1-2. СПб., 1998.

8.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под. ред. А.Н. Николюкина. М., 2003

9.
Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987.

10.
Литературоведческие термины (Материалы к словарю) / Ред.-сост. Г.В. Краснов. Коломна, 1997.

11.
Пави П. Словарь театра/Пер. с фр. М., 1991.

12.
Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. Ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008.

13.
Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века: Ключевые понятия и тексты. М., 2003.

14.
Словарь литературоведческих терминов/Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974.

15.
Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник/ Научн. ред. и сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. М., 1999.

16.
Художественное восприятие. Основные термины и понятия: Словарь-справочник / Ред.-сост. М.В.Строганов. Тверь. 1991.


Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

Вид учебной работы
Специальность, форма обучения Русский язык и литература, заочная
№№ семестров 11, 12
Аудиторные занятия:
лекции
семинарские занятия
Самостоятельная работа
Всего часов на дисциплину
Курсовая работа (№ семестра)
Виды промежуточного контроля(экзамен, зачет) - №№ семестров 12 (контрольная работа, экзамен)

Тематическое планирование лекционных и семинарских занятий

Специальность – филология, форма обучения – очная.

Курс – 4,5; семестр – 8, 9

Тема Лекции Семинары
Теория литературы как открытая научная дисциплина. Содержание и задачи курса. Основные этапы развития литературоведения. Литературоведческие школы, их вклад в развитие литературоведческой науки. 6 ч. 2 ч.
Сущность искусства. Концепции сущности искусства. Искусство как создание эстетических ценностей. Литература как вид искусства. Художественный образ. 6 ч. 2 ч.
Литературное произведение как художественное целое. Содержание и форма. Содержание художественного произведения и его категории. Тематика и проблематика. Идейно-смысловая сторона искусства. Автор и его присутствие в произведении. Типы авторской эмоциональности. 6 ч.  
Предмет теоретической поэтики. Состав литературно-художественной формы: предметно-образный слой, стилистика, композиция. «Поэтический мир», «структура», «текст» – опорные понятия теоретической характеристики литературного произведения. Личностная и вещная реальность внутреннего мира произведения. 6 ч. 6 ч.
Текст: значение термина. Неавторское слово. Чужое слово (М.Бахтин). Стилизация. Пародия. Травестия. Сказ. Реминисценция. Палимпсест. Интертекстуальность. 4 ч. 2 ч.
Композиция художественного произведения. Композиционные приемы. Проблема «точки зрения» (Б.А.Успенский). Содержательность композиции. 4 ч. 2 ч.
Принципы рассмотрения литературного произведения: описание, анализ, интерпретация. Герменевтика как методологическая основа научных интерпретаций. Имманентное и контекстуальное изучение литературного произведения. 6 ч.
Функционирование литературы. Читатель и автор. Рецептивная эстетика. Историко-функциональное изучение литературы. 4 ч. 2 ч.
Литературные роды и жанры. Эпос, лирика, драма. Теории литературных родов. Межродовые и внеродовые словесно-художественные формы. Жанр как устойчивая формально-содержательная целостность. Опыты систематизации жанров. 6 ч. 6 ч
Литературный процесс и его закономерности. Стадиальность литературного развития. Международные литературные общности (художественные системы). Литературное направление. Литературное течение. Художественный метод и стиль. 6 ч. 2 ч.
Всего: 54 ч. 24 ч.


Тематическое планирование лекционных и семинарских занятий

Специальность – русский язык и литература, форма обучения - заочная

Курс – 6; семестр – 11, 12.

Тема Лекции Практические занятия
Теория литературы как открытая научная дисциплина. Основные этапы развития литературоведения. Литературоведческие школы, их вклад в развитие литературоведческой науки. Концепции сущности искусства. Искусство как создание эстетических ценностей. Литература как вид искусства. Художественный образ. Функционирование литературы. Герменевтика. Диалогические начала интерпретирующей деятельности. Читатель и автор. Рецептивная эстетика. 2ч. 2ч.
Литературное произведение как художественное целое. Содержание и форма. Тематика и проблематика. Идейно-смысловая сторона искусства. Автор и его присутствие в произведении. Типы авторской эмоциональности. Предмет теоретической поэтики. Принципы рассмотрения литературного произведения. Состав литературно-художественной формы: предметно-образный слой, стилистика, композиция. «Поэтический мир», «структура», «текст» – опорные понятия теоретической характеристики литературного произведения. 2ч. 2ч.
Неавторское слово. Чужое слово (М.Бахтин). Стилизация. Пародия. Сказ. Реминисценция. Интертекстуальность. . 2ч.
Композиция художественного произведения. Композиционные приемы. Содержательность композиции. 2ч.
Литературные роды и жанры. Теории литературных родов. Жанр как устойчивая формально-содержательная целостность. Опыты систематизации жанров. Литературный процесс и его закономерности. Стадиальность литературного развития. Международные литературные общности (художественные системы). Литературное направление. Литературное течение. Художественный метод и стиль. 2ч. . 2ч.
Итого: 8ч. 4ч.


Семинарские занятия

Занятие 1.

Тема: Отечественное литературоведение ХХ века

План:

1.
Формальная школа в литературоведении:


а) представители формальной школы, хронологические рамки ее существования;

б) основные принципы и установки «формального метода», программные работы формалистов (В.Шкловский. «Искусство как прием». Б.Эйхенбаум. «Как сделана «Шинель» Гоголя»);

в) этапы развития формальной школы, эволюция формального метода; вклад представителей «формального метода» в литературоведение;

г) М.М.Бахтин о «формальном методе» (работы «Ученый сальеризм», «Формальный метод в литературоведении»).


2. Марксистское литературоведение. Преобладание социологического направления в отечественном литературоведении 1920-ых гг. Односторонность и теоретический схематизм марксизма в отношении явлений культуры.


3. Тартуско-московская семиотическая школа:

а) возникновение школы: объединение группы ученых Тарту (Эстония) и московских лингвистов и филологов, общий исследовательский интерес к знаковым системам; конференции и сборники научных трудов школы по проблемам знаковых систем;

б) вклад Ю.М. Лотмана в отечественную и мировую гуманитарную науку, его историческое значение как ученого и мыслителя;

в) применение семиотических методов в трудах ведущих представителей школы; значение туртуско-московской школы для становления и развития структурализма.

Терминологический минимум


Знак, марксистское литературоведение, постструктурализм, психоанализ, семиотика, структурализм, формальная школа, формальный метод.


Литература.

1.
Бахтин М. (под маской). Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М., 2000.

2.
Кондаков И.В. Марксистская культурология // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. СПб., 1998. С. 13 – 16.

3.
Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1 – 3. Таллинн, 1992 - 93.

4.
Марксизм: pro и contra. М., 1992.

5.
Николаев П.А. Возникновение марксистского литературоведения в России (методология, проблемы реализма). М., 1970.

6.
Структурализм: «за» и «против». – М., 1975.

7.
Шкловский В. Б. Собр. соч.: В 3 т. М., 1973-74.

8.
Эйхенбаум Б. О прозе /Вступит. ст. Г.Бялого. Л., 1969.

9.
Эрлих В. Русский формализм: История и теория. СПб, 1996.

10.
Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.


Занятие 2.

Тема: Литература как вид искусства. Художественный образ


План:

1.
Художественный образ:


а) А. А. Потебня о художественном образе как воспроизведенном представлении;

б) образ как всеобщая категория художественного творчества;

в) онтологический, гносеологический, эстетический аспекты художественного образа;

г) образ в семиотическом аспекте, образ и знак;

д) жизнеподобие и условность в художественном образе.

2.
Литература как искусство слова:


а) невещественность образов в литературе, Г. Э. Лессинг об универсальности образов художественной словесности;

б) речь как средство и как предмет изображения, М. М. Бахтин о проблеме «взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».

3. Место литературы в ряду других искусств и в культуре общества.

Терминологический минимум


Вымысел художественный, знак, искусство, материальный носитель образности, образ художественный, словесная пластика, условность.


Литература

1.
Асмус В.Ф. В защиту вымысла // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

2.
Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 145 – 149.

3.
Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. Нижний Новгород, 1998.

4.
Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. М., 1974.

5.
Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962.

6.
Каган М.С. Морфология искусства. М., 1972.

7.
Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.

8.
Михайлова А. О художественной условности. 2-е изд. М., 1970.

9.
Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

10.
Семиотика. М., 1983.

11.
Трофимова Р. П. Филологическо-лингвистические концепции в русской эстетике (А. А. Потебня, А. Н. Веселовский)//История эстетической мысли. В 6-ти т. Т. 4. Вторая половина ХХ века. М., 1987. С. 248 – 263.

12.
Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. М., 1992.

Занятие 3. 4.

Тема: Состав литературно-художественной формы. Личностная реальность художественного мира произведения

План:

1.
Персонаж. Система персонажей:


а) разграничение понятий «персонаж», «герой», «действующее лицо», «характер», «тип», «коллективные персонажи»;

б) ценностная ориентация персонажа; литературные «сверхтипы»;

в) система персонажей.

2.
Персонаж как определенная художественная структура:


а) психологизм, формы и средства психологизма в художественной литературе; сознание и самосознание персонажа, рефлексия;

б) портрет персонажа, классификации портретных описаний в трудах отечественных литературоведов;

в) формы поведения персонажа: естественные (несемиотические) и знаковые (семиотические) формы поведения; ритуальное поведение и его разновидности; искусственность и естественность в поведении персонажа как одно из средств создания его образа.

г) речевая характеристика персонажа, характерологическое значение интонационно-синтаксических, лексических, фонетических особенностей речи.

3.
Соотнесенность ценностных ориентаций автора и персонажа:


а) проблема дистанции между персонажем и автором;

б) диалогическое отношение писателя к герою (на примере творчества Ф.М.Достоевского);

в) формы «самостоятельной жизни» литературных персонажей.


Терминологический минимум

Антигерой, внутренний монолог, герой, знак (знаковость) мотив, персонаж, «поток сознания», потрет, психологизм, рефлексия, тип, характер, художественный мир.


Литература

1.
Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

3.
Бочаров С.Г. Психологический анализ в сатире // Эльсберг Я.Е. Вопросы теории сатиры. М., 1957.

4.
Габель М.О. Изображение внешности лиц //Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964. С.149-169.

5.
Галанов Б. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь. М., 1974.

6.
Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.,1971.

7.
Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.,1979.

8.
Громов М.П. Портрет, образ, тип // В творческой лаборатории А.П.Чехова. М., 1974.

9.
Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

10.
Карлова Т.С. Вопросы психологического анализа в наследии Л.Н.Толстого. Казань, 1959.

11.
Лихачев Д.С. «Небрежение словом» у Достоевского // Лихачев Д.С. Избр. Соч.: В 3т. Т.3. Л., 1987. С.271-290.

12.
Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре 18 века // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3т. Таллинн, 1993. Т.1.

13.
Мартьянова С.А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности. Владимир, 1997.

14.
Михайлов А.В. Из истории характера // Человек и культура. М., 1990.

15.
Наумова Н.Н. Искусство портрета в романе «Война и мир»// Толстой-художник/Ред. кол.: Д.Д.Благой и др. М., 1961.

16.
Рифтин Б.Л. Знаковый характер словесного портрета персонажа в китайской классической литературе // Семиотика и художественное творчество. М., 1977.

17.
Рубинштейн А.М. Герои литературные в памятниках // КЛЭ: В 9 т. М., 1964. Т. 2.

18.
Сапаров М.А. Словесный образ и зримое изображение (живопись – фотография – слово) // Литература и живопись/Ред. кол.: А.Н.Иезуитов и др. Л., 1982.

19.
Скафтымов А.П. О психологизме в творчестве Стендаля и Толстого // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

20.
Соловьев С. М. Изобразительные средства в творчестве Достоевского. М., 1979.

21.
Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. Саратов, 1973-1976. – Ч.1-4.

22.
Страхов И.В. Психологический анализ в творчестве Л.Н.Толстого // Вопр. психологии. 1978. №4. С.9-22.

23.
Федосюк М.Ю. Портрет в «Анне Карениной»// Русск. речь. 1986. №6. С.52-57.

24.
Хализев В.Е. Спор о русской литературной классике в начале ХХ века // Русская словесность. 1995. №2.

25.
Хализев В.Е. Иван Карамазов как русский миф начала ХХ века //Русская словесность. 1997. №1. С.28-33.


Занятие 5

Тема: Состав литературно-художественной формы.

Вещная реальность художественного мира произведения

План:

1.
Компоненты изобразительности:


а) вещь, ее бытовое, психологическое, онтологическое значение в художественном произведении; возвышающе-поэтическое и снижающе-прозаическое изображение вещного мира в литературе;

б) формы присутствия природы в литературе; пейзаж.

2.
Сюжет и его функции:


а) разграничение понятий «сюжет» и «фабула»;

б) сюжеты кумулятивные (центробежные) и концентрические (центростремительные);

в) функции сюжета;

г) связь сюжета с типом героя в русском классическом романе;

д) сюжет и конфликт.


Терминологический минимум.

Вещь, деталь, конфликт, мотив, пейзаж, сюжет, тип, фабула, хронотоп, художественный мир.


Литература.

1.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

2.
Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М.,1964. (Гл. 6: Изображение живой и мертвой природы.)

3.
Белецкий А.И. В мастерской художника слова// Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М.,1964. С. 209-232.

4.
Добин Е.С. Искусство детали. Л., 1975.

5.
Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа 19 столетия // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя М.,1988.

6.
Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении// Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3т. Т.1. Таллинн, 1992.

7.
Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

8.
Поспелов Г.Н. Сюжет и ситуация// Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. –М., 1983.

9.
Силантьев И.В. Сюжет как фактор жанрообразования в средневековой русской литературе. Новосибирск, 1996.

10.
Топоров В.Н. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической перспективе// Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М., 1995.

11.
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.,1997.

12.
Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н.С. Лескова)// Контекст-1981. Литературно-теоретические исследования. М., 1982.

13.
Чудаков А.П. Слово - вещь – мир. От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. М., 1992.

14.
Чудаков А.П. О способах создания художественного предмета в русской классической литературной традиции// Классика и современность/Под ред. П.А.Николаева, В.Е.Хализева. М., 1991.

15.
Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.


Занятие 6


Тема: «Неавторский» речевой компонент словесно-художественного текста

План:

Разноречие в художественном произведении. Разработка понятия «чужое слово» в работах М.Бахтина.

Формы «неавторского» слова в речевой ткани художественного произведения:

а) подражание, стилизация, пародия, травестия;

б) образы литературы в литературе: цитата, реминисценции собственно литературные и нелитературные (связанные с другими видами искусства), аллюзия, палимпсест.

в) сказ, содержательные функции сказового повествования;

Интертекстуальность:

а) разработка понятия «интертекстуальность» как «мозаики бессознательных и автоматических» цитаций в работах Ю.Кристевой и Р.Барта;

б) понятие «интертекстуальности» как совокупности межтекстовых связей в современном литературоведении.

Терминологический минимум:


Аллюзия, диалогичность, интертекстуальность, палимпсест, пародия, пастиш, подражание, постмодернизм, «постмодернистская чувствительность», разноречие, реминисценция, сказ, стилизация, текст, травестия, «чужое слово».


Литература

1.
Автор и текст/Под ред. В.М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1996.

2.
Арнольд И.В. Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. Л., 1986.

3.
Барт Р. От произведения к тексту; Удовольствие от текста// Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. М., 1989.

4.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

5.
Евангельский текст в русской литературе 18 – 20 веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994.

6.
Каргашин И.А. Сказ в русской литературе. Вопросы теории и истории. Калуга, 1996.

7.
Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог, роман (1967) // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. – 1995. - №1.

8.
Кристева Ю. Слово, диалог и роман // Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики. М., 2004.

9.
Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978.

10.
Подгаецкая И.Ю. «Свое» и «чужое» в поэтическом стиле. Жуковский – Лермонтов – Тютчев // Смена литературных стилей. – М., 1974.

11.
Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М., 2008.

12.
Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л.Пастернака). 2-е изд. СПб., 1997.

13.
Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины. М., 1996.

14.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1979.

15.
Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет. М., 1987.


Занятие 7


Тема: Композиция художественного произведения.

Композиционные приемы


План:

1.
Архитектоника и композиция: значение терминов. М. М. Бахтин об архитектонической и композиционной формах художественного произведения.

2.
Мотив:


а) разработка и обоснование понятия в трудах А. Н. Веселовского;

б) определение понятия «мотив» в трудах Б. В. Томашевского, В. Я. Проппа;

в) сюжет и мотив, комплекс мотивов и сюжетная схема;

г) классификации мотивов (лирические, эпические, драматические; описательные, сюжетные; интертекстуальные, внутритекстовые; мифологические и др.)

3. Монтаж:

а) возникновение и значение термина;

б) принципы монтажной композиции литературного произведения;

в) приемы монтажа в сюжетных произведениях, «монтажные фразы» (В. Е. Хализев)

4. Содержательность композиции.


Терминологический минимум:

Архитектоника, вставные эпизоды, интертекстуальность, композиция, лейтмотив, лирическое отступление, монтаж, мотив, сюжет, хронотоп.


Литература:

1.
Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

2.
Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989.

3.
Ветловская В. Е. Вопросы теории сюжета // Русская литература и культура Нового времени. СПб., 1994.

4.
Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994.

5.
Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст. М., 1996.

6.
Краснов Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения. К постановке вопроса. // Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1980.

7.
Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996.

8.
Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998.

9.
Мелетинский Е. М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов // Ученые записки Тартуского гос. университета. Вып. 635. Тарту, 1983.

10.
Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. М., 1988.

11.
Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1928.

12.
Путилов Б. Н. Веселовский и проблемы фолькло

Наши рекомендации