Я вас любил: любовь ещё, быть может
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Прощание
Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом «прости»,
Но даже плакать нету силы.
Пиши – прошу я одного...
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы, –
С могилы сердца моего!
(Н.А. Некрасов, 1856)
24. Сравните стихотворение Г.Р. Державина «Властителям и судиям» с приведённым ниже фрагментом оды А.С. Пушкина «Вольность». Какие цели преследуют поэты, обращаясь к властителям?
ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падёте,
Как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
Как ваш последний раб умрёт!
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
(Г.Р. Державин, 1780–1787)
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Увы! куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущённой мгле предрассуждений
Воссела – Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит
И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Даёт Закон – а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
(А.С. Пушкин, 1817)
Роман «Евгений Онегин» Жанр«Евгений Онегин» — общественно-психологический роман в стихах |
В ноябре 1823 г. Пушкин писал Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница!» |
в стихах | в прозе |
Определяющее лирическое начало. Образ автора — композиционный центр романа. Роман в стихах шире романа героев | В центре — повествование о событиях и героях |
Жанр «свободного романа», где лирическое и эпическое равноправно, позволяет автору легко переходить от основного повествования к лирическим отступлениям. Произведение как бы пишется на глазах читателя, меняется в диалоге с жизнью |
Особым образом организованная строфа, состоящая из 14 строк. Обычно представляет собой законченный по смыслу и форме фрагмент текста, написанный 4-стопным ямбом. Онегинская строфа позволяет передавать повествовательные, разговорные, лирические интонации, диалоги героев, создает эффект импровизации. | ||
1. «Мой дядя самых честных правил, 2. Когда не в шутку занемог, 3. Он уважать себя заставил 4. И лучше выдумать не мог. | А b А b | перекрестная рифмовка |
5. Его пример другим наука; 6. Но, Боже мой, какая скука 7. С больным сидеть и день и ночь, 8. Не отходя ни шагу прочь! | С С d d | парная |
9. Какое низкое коварство 10. Полуживого забавлять, 11. Ему подушки поправлять, 12. Печально подносить лекарство, | Е f f Е | кольцевая |
13. Вздыхать и думать про себя: 14. Когда же черт возьмет тебя!» | g g | куплет (двустишие) |
Прописные буквы (А, С, Е) обозначают женские рифмы, строчные (b, d, f, g) — мужские. | ||
Онегинской строфой написан весь роман, кроме: - письма Татьяны; - письма Онегина; - песни девушек |
Восемь глав организованы по принципу симметрии (зеркальности) и параллелизма. Симметрия выражается в: особом попарно антитетичном (по принципу антитезы) расположении героев: Онегин - Ленский Татьяна - Ольга повторении сюжетной ситуации главных героев (Татьяна и Онегин практически меняются ролями): встреча — письмо — объяснение: | |
Татьяна | Онегин |
Встреча, зарождение любви | |
В деревне. Татьяна влюблена, Онегин холоден | В Москве. Онегин влюблен, Татьяна холодна |
Письмо (композиция писем параллельна) | |
«Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать». «Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одномИ день и ночь до новой встречи». «Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью Твоей защиты умоляю...» | «Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит!» «Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство,Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!» «Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе» |
Ожидание ответа | |
«Но день протек, и нет ответа Другой настал: все нет как нет» | «Ответа нет. Он вновь посланье: Второму, третьему письму Ответа нет» |
Объяснение | |
В саду. Реакция Онегина: «Блистая взорами, Евгений Стоит, подобно грозной тени...» Отповедь Евгения: «И был бы счастлив… сколько мог! Но я не создан для блаженства…» «Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней» | В гостиной. Реакция Татьяны: «Она навстречу. Как сурова! Его не видят, с ним ни слова…» Отповедь Татьяны: «А счастье было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя Уж решена.» «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна» |
четкой параллели между сном Татьяны и происходящим на именинах. Схожи атмосферы происходящего, описания гостей и чудищ |
Главные герои
Евгений Онегин
Первый «лишний человек» в русской литературе | |
Воспитание и образование | Онегин получил воспитание, типичное для того времени: «Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец», «Monsieur l’Abbе, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой», «Что занимало целый день Его тоскующую лень, — Была наука страсти нежной». Главный герой живет по обычаям и законам светского общества. Будучи натурой незаурядной (общение с Кавелиным и Чаадаевым, портрет Байрона и бюст Наполеона в кабинете), он томится от пустоты светской жизни, не находя применение своим силам |
Авторская оценка | «Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум». Автор — друг Евгения и в то же время его творец, часто называет героя «мой Онегин» |
Черты характера | Характер Онегина противоречив, как противоречиво его время. Скука, хандра («сплин»), разочарованность в жизни, скепсис — основные черты «лишнего человека» |
Жизнь в деревне | «Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил». «И в голос все решили так, Что он опаснейший чудак». «Все дружбу прекратили с ним». Онегин живет в деревне затворником, однако дружит с Ленским и семейством Лариных |
Отношение к Татьяне | При первой встрече с Татьяной Онегин видит в ней особую душевную прелесть, поэтический идеал: «“<…> Скажи: которая Татьяна?” / — Да та, которая грустна / И молчалива, как Светлана, / Вошла и села у окна. — / “Неужто ты влюблен в меньшую?” / — А что? — “Я выбрал бы другую, / Когда б я был, как ты, поэт”». Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, «Онегин живо тронут был». Однако семейная жизнь герою представлялась скукой, а обманывать Татьяну он не хотел. Он объясняется с ней |
Дружба с Ленским | «Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / Не столь различны меж собой. / Сперва взаимной разнотой / Они друг другу были скучны; / Потом понравились; потом / Съезжались каждый день верхом, / И скоро стали неразлучны». Онегин не прошел испытание дружбой. На именинах Татьяны, чувствуя негодование изза того, что попал на «многолюдный пир», и видя смущение героини, Евгений решает подшутить над Ленским, приглашая Ольгу на танцы. Следует вызов на дуэль. Онегин, внутренне укоряя себя за глупую безрассудность, не может пойти против «общественного мненья» и отменить дуэль, исходом которой становится смерть друга. Онегин уезжает в путешествие |
Любовь к Татьяне | В последней главе Онегин предстает пылким, любящим. Он пишет письма, повсюду следует за Татьяной, принимается вновь за чтение книг, испытывает настоящие чувства. Однако любовь его обречена: Татьяна отказывается предавать мужа. Финал романа открытый: судьба героев неизвестна |
«Милый идеал» автора, «русская душою», искренняя, чистая, способная глубоко и преданно любить | |
Черты характера | «Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой». «Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна». Ей близка природа. («Она любила на балконе / Предупреждать зари восход»). Татьянеинтересны рассказы няни, гадания. Она веритв вещие сны. Любит читать романы, но не подвлиянием моды: «Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо». Татьяна мерит все литературными мерками, живет романами, из них черпает знания о жизни |
Мать и отец Татьяны | Мать Татьяны и Ольги, Прасковья, была без любви выдана замуж и увезена в деревню, но быстро привыкла к помещичьей жизни, читала любовные романы, вела хозяйство и умело управляла мужем. Отец Татьяны, Дмитрий Ларин, любил жену и во всем на нее полагался. «Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». Отец ничего не читал, матьбыла «от Ричардсона без ума». «И так они старели оба. И отворились наконец Перед супругом двери гроба». |
Любовь к Онегину | Татьяна испытывает искренние чувства, однако «Давно сердечное томленье / Теснило ей младую грудь; / Душа ждала... кого-нибудь». Она пишет письмо по законам литературы, но в то же время оригинально и зрело. Она предполагала два варианта развития своей судьбы: счастливый или гибельный, а Онегин поступил не по законам литературы, а по законам жизни. «Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к “счастливым свиданьям”, и к “гибели”, но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем» (Ю. Лотман). После отъезда Онегина Татьяна попадает в его дом и «по чертам его карандаша» или «ногтя на полях книг», по самому подбору книг начинает его «постигать»: «И ей открылся мир иной» |
Последнее объяснение с Онегиным | В последней главе Татьяна предстает изменившейся: «Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла! Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал?» Она по-прежнему любит Онегина, однако долг перед другим человеком для нее важнее личных чувств: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». В отповеди Татьяны много несправедливых упреков Евгению, который испытывает не «мелкое чувство», а настоящую любовь. Приняв на себя роль, превратив жизнь в «маскарад», героиня не может отказаться от этого. Она обязана быть верной мужу, поэтому ее «урок» Онегину обусловлен честностью и чувством нравственного долга |
Молодой юноша, восторженно-мечтательный романтик | |
Черты характера, образование | «С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч». Герой полон юношеской отваги, благородных порывов. Выступает антиподом Онегина, однако имеет с другом много общего: оба отчуждены от помещичьей среды, оба стремятся познать «добро и зло», найти смысл жизни и т. д. |
Отношение к любви | «Он верил, что душа родная Соединиться с ним должна…», «Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена…». Ленский влюблен в Ольгу, непостоянную, романтичную, ветреную |
Речь поэта | «Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль, И романтические розы…» «Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет». Автор с иронией относится к поэту и его речи, переполненной романтическими штампами и подчеркнуто тривиальными рифмами. Однако это также авторская насмешка над всеми романтиками и над своими ранними стихотворениями |
Автор пророчит Ленскому два варианта его будущего: прозаический и романтический. Однако поэт умирает на дуэли |
Романтическая героиня, лишенная внутренней глубины | |
Черты характера | «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет». Автор с иронией относится к непостоянной девушке, романтической и пустой. Она — противоположность своей сестре. Это своего рода карикатурный образ на героинь сентиментальных романов |
Онегин об Ольге | «В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне». |
Будущее | Вскоре после смерти Ленского Ольга выходит замуж |
Автор присутствует в романе, беседует с читателем, благодаря чему создается иллюзия импровизации, непосредственного живого диалога: «Но следствия нежданной встречи Сегодня, милые друзья, Пересказать не в силах я; Мне должно после долгой речи И погулять и отдохнуть: Докончу после как-нибудь». |
Автор то выходит на первый план, о чем-то советуясь с читателем, обсуждая, как назвать героя, то уходит на задний, описывая роман героев. Он выступает создателем книги: «Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне — И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще неясно различал». И в то же время рассказывает о своей дружбе с Евгением Онегиным: «Онегин, добрый мой приятель…» |
Автор комментирует события, размышляет о литературе, акцентирует внимание на «сделанности» романа (говорит, какой был замысел и как он трансформировался), тем самым размывает границу между жизнью и художественным текстом |
Автор отказывается от деления лексики на «высокую» и «низкую», используя разнообразие живой речи |
В тексте огромное количество литературных цитат, реминисценций (отголосок мотивов, образов, деталей из известного произведения другого автора) |
«Пушкин оборвал роман, “не договорив” сюжета. Он не хотел неисчерпаемость жизни сводить к завершенности литературного текста» (Ю. Лотман) |
«“Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением» (В. Г. Белинский). Пушкин многосторонне, объективно, емко и лаконично показал всю жизнь России, всю современную ему действительность |