Методические материалы к лекции 5.
При работе над материалом данного раздела студентам необходимо обратить внимание на соотношение понятий «язык» и «речь», речь и мышление, провести анализ функций языка и речи. Важно, чтобы студенты поняли, что речь –это, во-первых, один из видов коммуникативной деятельности человека; во-вторых, речью называют результат деятельности: текст или высказывание (в настоящее время оно тоже понимается как текст). В качестве синонимов употребляется и понятие языковая коммуникация. Это происходит от того, что в литературе часто понятия язык и речь употребляются как синонимы.
Особенно трудно разделить понятия речь и язык, когда дело касается функций того и другого. Ведь любое языковое высказывание (устное или письменное) – это речь.
Важнейшей функцией речи выступает функция выражения мысли. Человек мыслит всегда, за исключением глубокого сна. В речи мысль формируется и формулируется. Речь неотделима от мысли. В речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщаются процессы и явления. Понятия обозначаются словами, которые выступают в качестве материальной оболочки понятий. Мыслить – это значит оперировать понятиями. Чтобы мыслить, необходимо знать слова, обозначающие эти понятия.
Речь и мышление тесно связаны между собой, но не являются понятиями тождественными, т.к. мышление шире, чем речь. Речь социально окрашена и социально дифференцирована и выступает в двух своих видах: внутренней речи и внешней речи.
Язык как основное средство общения существует только в обществе. Связь языка и общества двусторонняя: как нет языка без общества, так нет общества без языка. В процессе развития общества язык способствовал осуществлению совместной деятельности людей, передачи опыта от одного поколения другому. Язык – явление социальное. С развитием общества развивался и язык, в котором отражалось всё многообразие общественных процессов и явлений. Любое общество неоднородно по составу. Все социальные различия общества отражаются на различиях языка определенных социальных слоев населения: жителей села и городских окраин, работников определенных профессий и творческой интеллигенции. Эти языковые различия изучаются такой наукой, как социолингвистика. Специалисты этой отрасли научных знаний отмечают, что социальный статус человека в обществе отражается в его речи. Несмотря на социальную и речевую дифференциацию (язык жителей города и язык жителей села; язык образованных людей и язык необразованных людей; язык представителей рабочих профессий и язык деятелей искусства, литературы, науки и др.), существует общенародный язык или национальный язык. Национальный язык – язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от языков других народов.
Речевая деятельность – один из видов деятельности человека, которая характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз:
1. Ориентировка.
2. Планирование (в форме внутреннего программирования).
3. Реализация.
4. Контроль.
Отдельное речевое действие осуществляется в соответствии с этими фазами. Исходным моментом речевой деятельности является речевая ситуация, т.е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (высказыванию, составлению документа и т.д.). Речевая ситуация порождает мотивы высказывания, которые перерастают в потребность совершения речевого действия. В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:
1. Подготовка высказывания.
2. Структурирование высказывания.
3. Переход к внешней речи, т.е. звуковому или графическому оформлению высказывания.
О результатах речевой деятельности судят по её восприятию и по реакции на неё, т.е. обратной связи.
Восприятие речи – это процесс слушания или чтения, который включает следующие стадии:
· переход с кода акустического или графического на код внутренней речи;
· расшифровка синтаксических структур и грамматических форм;
· понимание общего плана высказывания;
· понимание замыслов и мотивов высказывания;
· оценка полученной информации;
· понимание выбора слов и языковых средств.
В речевой деятельности принято выделять следующие ее виды: говорение, слушание, письмо, чтение. Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. Слушание (или аудирование) – это восприятие речевых акустических сигналов и их понимание. Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов. Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значения. Эти виды речевой деятельности составляют основной процесс речевой коммуникации.
Таким образом, навыки речевой деятельности являются критерием оценки уровня владения языком, показателем речевой культуры человека.
Культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, синтаксиса, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи». Согласно данному определению культура речи – это умение правильно в соответствии с коммуникативной целесообразностью говорить и писать.
Основными показателями культуры речи являются:
· правильность речи, т.е. соблюдение языковых норм;
· коммуникативная целесообразность, т.е. соответствие задачам и целям общения;
· точность высказывания, т.е. точность отражения действительности и точность выражения мысли в слове;
· логичность изложения, т.е. последовательность изложения мысли, соблюдения основных логических законов (законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, закон достаточного основания, индукция, дедукция);
· ясность и доступность, т.е. понятность речи ее адресату,
· чистота речи, т.е. отсутствие в речи слов-паразитов, слов-сорняков, диалектизмов, жаргонизмов, вульгарных выражений и т.д.,
· выразительность речи, т.е. использование богатства выразительных средств языка, интонационной выразительности, информационной насыщенности;
· эстетичность, т.е. красота речи;
· уместность, т.е. умение подбирать и использовать средства языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.
Таким образом, речевая культура – это показатель владения нормами литературного языка и общей культуры человека.
Разделы 5-6. Коммуникативные качества речи. Современная коммуникация и правила речевого общения.