Полные и неполные предложения. Функционально-структурные разновидности неполных предложений. Обогаще-ние грамматического строя речи учащихся.

Неполными называются предложения, в которых отсутствует требующийся по смыслу главный или второстепенный член пред-ложения, легко восстанавливающийся из контекста, ситуации, диа-лога или подсказывающийся самой структурой предложения:

– Вы учитесь или работаете?

– Работаю.

– А где? – На почте (И.Грекова).

Первое предложение – реплика диалога – является двусо-ставным полным, а все остальные – двусоставными неполными. В первой неполной реплике пропущено подлежащее, во второй и тре-тьей – подлежащие и сказуемые.

Неполные предложения могут быть и односоставными: За комаром не бегай с топором, за мухой – с обухом.

По структуре и особенностям функционирования различают-ся ситуативные, контекстуальные, диалогические и эллиптические неполные предложения.

Ситуативные неполные предложения возникают в опреде-ленной ситуации, конкретной обстановке и понятны лишь тем, кто находится в данной ситуации. Например, неполное предложение Идет! с пропущенным подлежащим в каждой конкретной ситуа-ции воспринимается каким-либо говорящим по-разному: Идет платье (при примерке); Идет снег (зимой,при взгляде из окна); Идет учитель (в классе,при ожидании учителя); Идет поезд (наперроне, в ожидании поезда). В контекстуальных неполных пред-ложениях опущены те члены предложения, которые легко восстанавливаются из предыдущего предложения или из первой части сложного предложения: Ничего случившегося я уже не помнил. (Я) Был без сознания; Вчера весь день шел дождь, а сегодня (весь день шел) – снег (А.Дедова).

Неполнота диалогических предложений возникает в диало-гической речи:

– Живешь-то как?

– Не очень уютно.

– Почему?

– Разошелся с женой (А.Сомов).

Эллиптическими называются неполные предложения, в кото-рых пропущено сказуемое, но есть дополнение или обстоятельство, относящиеся только к сказуемому и тем самым указывающие на его пропуск: В городе – паника (наблюдается – где?); Книга на полке (лежит –где?на чем?).Эллиптически неполные предложе-ния обычно двусоставны.

Особенностью всех перечисленных предложений является то, что неполнота в них структурная, а не смысловая. Отсутствующий член предложения не влияет на его смысл, который очень хорошо понятен говорящим из общей ситуации, предшествующего контек-ста, предшествующих реплик диалога, от членов предложения, от-носящихся только к пропущенному компоненту. Неполные пред-ложения – это не особый структурный тип предложения, а разно-видность полного предложения, двусоставного или односоставно-го.

Задача изучения неполных предложений заключается не только в том, чтобы разграничить их с односоставными полными и двусоставными эллиптическими предложениями, но и в том, чтобы будущие учителя смогли научить школьников уместному исполь-зованию неполных структур в конкретной речи, монологической или диалогической. Для анализа должны быть предложены такие неполные предложения, на основе которых можно было бы по-строить диалог, небольшой монолог с опорой на полные предложе-ния, создать конкретную для неполноты речи ситуацию, трансфор-мировать не-полные предложения в полные, а полные – в непол-ные. В итоге разнообразной работы с неполными предложениями учащиеся должны усвоить, что эти структуры сами по себе, изоли-рованно, употребляться не могут, так как только в определенных условиях они наполняются конкретным содержанием. Вот почему

актуальными являются задания на составление монологических текстов – описаний или диалогических текстов с их последующим выразительным чтением по ролям. Можно предложить учащимся записать небольшие монологи и диалоги с неполными предложе-ниями и объяснить в них расстановку знаков препинания в зависи-мости от произношения. Учащимся следует понять, что неполные предложения в основном используются в разговорной речи, в языке художественной литературы.

В целом работа над обогащением грамматического строя ре-чи учащихся ведётся в следующих направлениях.

Во-первых, изучаются смысловые, выразительные и стили-стические возможности употребления грамматических форм слов:

· переносное употребление грамматических форм (время, накло-нение глагола в несвойственных им значениях);

· нереферентное использование форм единственного и множе-ственного числа;

· использование форм со сдвигом в значении: форма множествен-ного числа от вещественных и абстрактных существительных (пес-ки, радости),краткая форма со значением временного или чрез-мерно проявляющегося признака (болен, узок);

· синонимичное использование форм степеней сравнения (простая и составная);

· вариативность некоторых форм (существенен – существен).

Во-вторых, изучаются смысловые, выразительные и стили-стические возможности различных синтаксических конструкций, в первую очередь синонимия синтаксических конструкций (члены простого предложения и части сложного предложения и т.д.).

Наши рекомендации