Упражнение 3. Составьте предложения со следующими словосочетаниями. Запомните особенности употребления личных местоимений в них.

Побежал к нему — побежал навстречу ему. По­шел за ним — бросил вслед ему. Опоздал из-за него — сделал благодаря ему.

Упражнение 4. Найдите в тексте предложения, в которых неправильно употреблено местоимениеон. Исправьте ошибки.

В лощине он увидел перед собой что-то вроде реки, но когда он доехал до нее, то узнал проезжую дорогу. Он объяснил ей, что он морской летчик. Когда отец подошел к сыну, мать увидела, что он побледнел. Каж­дому тоже казалось, что он так же давно в эскадрилье, как любой другой.

Упражнение 5. Перепишите, вместо точек вставьте формы местоимений сам(а) или самый(ая). Объясните, почему вы выбрали форму того или иного местоимения.

На спектакле присутствовал ... автор. Исправление в рукописи сделано ... поэтом. Туристы остановились на ночлег у ... леса. ... дорогой для меня человек — это мать. Я ... рад твоему успеху. Я ... расскажу о своих успехах. Он рассказал о ... значительных моментах своей жизни.

Упражнение 6. Укажите устно семантико-стилистическое различие между синонимическими вариантами выделенных местоимений.

Я люблю мою дочь. – Я люблю свою дочь. Всякий это знает. – Каждый это знает. Здесь жил некто. – Здесь жил кто-то. Иной бы не стал этим заниматься. – Другой бы не стал этим заниматься. Я знаю кое-что. – Я знаю что-то. Расскажи что-либо. – Расскажи что-нибудь. Он любит сам себя. – Он любит самого себя. У нее собралось много народу. – У ней собралось много народу.

Упражнение 7. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоименийсебяисвой.

1. Я застал помощника в своем кабинете. 2. Мать велела сыну налить себе чаю. 3. Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 4. Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. 5. Писатель показал образ матери в своем развитии. 6. Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. 7. Аудитория просила поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение.

Упражнение 8. Укажите ошибки в употреблении местоимений. Исправьте в данных предложениях неправильные формы местоимений. Запишите правильный вариант.

1.Много замечательных предложений внесли рационализаторы компании. Их применение помогает облегчить труд работников. 2. Мастера охотно передают свой опыт молодежи, готовя из них достойную смену. 3. Впереди его мелкой рысцой бежала серая лошадка. 4. Внешне брат выглядел моложе нее, хотя они были ровесники. 5.В автобусе бригада перекликается, смеется.

Они держатся так, будто не было ревущего фонтана, досок над головами.

Упражнение 9. Исправьте ошибки в употреблении местоимений, запишите правильный вариант.

1.Туристы переправлялись через реку на байдарке. На ней уже поднимались волны. 2. Новый железобетонный мост ведет к городу. С него открывается прекрасный вид. 3. У коллектива фабрики еще много трудностей. Им нужно наладить четкую работу по графику. 4. На стендах выставлены книги. Их только в первом зале было больше десяти. 5. В своем отчете технолог завода говорит о лучших наших рационализаторах. 6. Работники бригады Захарова просили редакцию рассказать о своих трудностях. 7. Председателя комиссии мы застали в своем кабинете.8. На счету контролеров много хороших дел. С их помощью улучшилось качество силикатного кирпича. 9. Наладчика мы застали на своем месте. 10. Студенты-заочники вернулись к себе и приедут лишь на весеннюю сессию. 11. Выздоравливающий чувствует себя хорошо, готовится к выписке

Упражнение 10. Исправьте ошибки в употреблении местоимений.
1. Большинство студентов будет принимать участие в олимпиаде. Оно поедет в Москву. 2. Безграмотность развивает безынициативность людей, необходимо бороться с нею. 3. На доске объявлений помощники вывесили списки участников конкурсов, через неделю их число увеличилось. 4. Когда проводятся экзамены, устраиваются консультации, на это уходит много времени. 5. Многие ученики уже прочли роман и принялись за новый, но есть и такие, которые отстают в этом. 6. Сегодня, кроме обучения языку по стандартной программе, этим занимаются сами учителя по методу преподавателя Иванова. 7. Директор сказал секретарю, что это не входит в его обязанности. 8. Судья адресовал свои аргументы участникам турнира, убедительно доказывая их правоту. 9.Пристрастие к чтению утратили многие люди; кажется, что иные из них и не имели его. 10. Мать попросила дочь примерить её платье. 11. При высших учебных заведениях открываются лицеи, с каждым годом они совершенствуются.

Наши рекомендации