IV. Знакомство с «онегинской строфой».
Состоит из 14 стихов четырехстопного ямба.
Рассмотрим любую строфу первой главы, выделим рифмы, обозначим рифмы буквами.
Например, глава 1 (21 строфа).
Все хлопает. Онегин входит, Идет меж кресел по ногам, Двойной лорнет скосясь наводит На ложи незнакомых дам; | а б а б | |
Все ярусы окинул Все видел: лицами, Ужасно недоволен С мужчинами со всех | в в г г | |
Раскланялся, потом на сцену В большом рассеянье взглянул, Отворотился – и зевнул, И молвил: «Всех пора на смену; | д е е д | |
Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел». | ж ж |
Получаем следующую схему:
строки: 1–4: а – б – а – б – перекрестные рифмы,
5–8: в – в – г – г – смежные рифмы,
9–12: д – е – е – д – опоясывающие рифмы,
13–14: ж – ж – смежные рифмы.
Разработанная Пушкиным особая форма стихотворной строфы получила название «онегинской строфы».
Подсчитаем количество слогов.
Строки: 1–4: 9 – 8 – 9 – 8
5–8: 9 – 9 – 8 – 8
9–12: 9 – 8 – 8 – 9
13–14: 8 – 8
Рифмующиеся строки имеют одинаковое количество слогов.
Если учесть, что в романе 389 строф и все включены в строфическую форму, станет понятно, какой огромный объем работы проделал поэт!
(В строфическую форму не включены письма Татьяны и Онегина.)
Домашнее задание.
1. Чтение глав 1 и 2.
2. Ответить на вопросы по главе 1:
1) Что вы узнали об Онегине из главы 1?
2) Для кого Онегин «молодой повеса», а для кого «добрый мой приятель»?
3) Какую роль играли литература и театр в жизни молодых людей того времени?
4) Что значит театр для Онегина?
5) Расскажите о поведении Онегина в театре; на балу.
6) Что говорит Пушкин о своей дружбе с Онегиным? Что их объединяет? Что у них различно?
3. Вопросы к главе 2:
1) Где происходит действие? Как обрисована деревня?
2) Что сделал Онегин для крестьян? С какой целью?
3) Как развивается сюжетная линия Онегин – Ленский?
4) Какими предстают перед читателями сестры Ларины? Какова роль главы 2 в развитии сюжета?
Уроки 24–25
«Плоды ума холодных наблюдений
и сердца горестных замет» (А. С. Пушкин)
(Комментированное чтение глав романа
«Евгений Онегин»)
Цели: познакомить с содержанием глав романа, формировать умение комментировать отдельные строфы; выяснить роль каждой главы в развитии сюжета, в композиции произведения; накопить материалы для характеристики главных действующих лиц.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания.
Обсуждение вопросов домашнего задания (см. предыдущий план).
II. Комментированное чтение последующих глав романа «Евгений Онегин».
Беседа по вопросам:
Глава 3.
1. Как соотносится эпиграф к главе 3 с образом Татьяны Лариной?
2. Как Пушкин отзывается о Татьяне? Ольге? Чем сестры отличаются друг от друга?
3. Почему Татьяна полюбила именно Онегина? Почему решилась написать письмо?
4. Перечитаем строфы 16–21. Прав ли В. Г. Белинский, сказав, что «разговор Татьяны с нянею – чудо художественного совершенства!»? Какое значение для постижения душевного состояния героини имеет ночной разговор с няней?
5. Письмо Татьяны. («Письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле».) О чем говорит письмо Татьяны к Онегину? Какой мы видим героиню? Осуждаем ли? Сочувствуем?
6. Какова роль главы 3 в композиции романа? (Главное значение – завязка сюжетной линии Онегин – Татьяна, развитие образа няни.)
Глава 4.
1. Сцена свидания Онегина с Татьяной. Какими предстают перед нами герои Пушкина? Какие чувства в Онегине вызвала любовь Татьяны?
2. Строфы 23–24. Как относится автор к «безумным страданиям» Татьяны? («Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!») Какую оценку дает автор «исповеди» Онегина?
3. Что говорит Пушкин в лирических отступлениях о себе, о своей жизни?
4. Каким настроением проникнуты строфы 35–36, 43–44? Можно ли назвать их автобиографическими? Почему?
5. Как развиваются отношения Онегина и Ленского? Что принесла Онегину дружба с Ленским?
6. Какова роль главы 4 в композиции романа? (Кульминация в сюжетной линии Онегин – Татьяна, «отповедь Онегина»; дальнейшее развитие действия в сюжетной линии Ленский – Ольга и Онегин – Ленский.)
Глава 5.
1. О чем рассказывает автор в главе 5? (Прекрасным зимним пейзажем начинается глава; святочные гадания, таинственный сон Татьяны, радостное пробуждение. Именины в доме Лариных, приехавшие гости. Интересный художественный прием использует автор: провинциальных помещиков изображает на фоне известных литературных героев из комедии Фонвизина «Недоросль» и др.). В чем сходство персонажей сна Татьяны и гостей на ее именинах?
2. Что нового мы узнаем о любимой героине Пушкина?
3. С какой целью автор сближает Татьяну с героиней баллады В. А. Жуковского – Светланой?
4. Для чего поэт дает точное описание картины русской зимы?
5. Каково значение главы 5? (Особенность главы 5 – сокращение лирических отступлений. В центре – Татьяна Ларина, углубляется характеристика героини.)
Глава 6.
1. Как соотносится эпиграф к главе 6 с образом Владимира Ленского? (Эпиграф из Петрарки «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать» готовит читателей к трагическим событиям – дуэли и смерти Ленского.) Каково состояние Ленского накануне дуэли?
2. Перечитаем сцену дуэли. Прав ли Белинский, сказав, что «подробности дуэли Онегина с Ленским – верх совершенства в художественном отношении»? В чем художественная сила и яркость строф 30–31?
3. Какие варианты жизненного пути Ленского рисует Пушкин?
4. Как соотносятся реальные события, происходившие в России в то время (разгром восстания декабристов, жестокая расправа над ними), с событиями в главе 6? (Глава написана Пушкиным в 1826 г., после разгрома декабристов. Главное событие главы 6 – дуэль и преждевременная смерть молодого Ленского. «Как из жизни героев романа уходит чистый, светлый юноша Ленский, так и лучшие люди поколения Пушкина – самые чистые, самые светлые, самые благородные – были вырваны из жизни безжалостной рукой самодержавия» [4, с. 102]. Речь идет о созвучных настроениях (да и событиях), вызываемых реальной жизнью и судьбой Владимира Ленского).
5. Почему благородный Онегин стал убийцей друга?
6. В чем значение главы 6? (Глава 6 – кульминация в сюжетной линии Онегин – Ленский, дуэль и смерть Ленского.)
Глава 7.
1. С какой целью Пушкин вторично «ведет» читателей к могиле Ленского? Что волнует поэта?
(«Но ныне… памятник унылый
Забыт. К нему привычный след
Заглох».
Тема забвения, горечь от быстрой измены Ольги, скорбь о рано ушедшем Владимире Ленском.)
2. Перечитайте строфы 19–24. Что нового узнает Татьяна об Онегине после посещения его кабинета? Изменилось ли ее чувство к Онегину?
3. Что важного происходит в душе и жизни Татьяны Лариной? Расскажите о встрече героини с Москвой. («Татьяна смотрит и не видит, волненья света ненавидит; ей душно здесь…») Как московский свет принимает Татьяну?
4. Что думает о Москве Пушкин? Каково его отношение к столице?
(«Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»)
5. Какова роль главы 7 в композиции произведения? (Глава 7 – поворот в жизненной судьбе Татьяны.)
Глава 8.
Первоначально эта глава была девятой, а в восьмой описывалось путешествие Онегина. Но поэт главу не закончил: он понимал, что «перемены» в жизни и мировоззрении Онегина в «сторону идейной системы декабризма» напечатать не сможет. Так девятая глава стала восьмой.
1. Перечитаем строфы 1–5. Что говорит Пушкин о своем творческом пути? Какое событие лицейской жизни выделяет особо? Как менялась муза поэта на всем протяжении его творческого пути?
2. Строфа 11. «Эти стихи – ключ к тайне характера Онегина». Согласны ли вы с мнением Белинского?
3. Выдерживает ли Онегин испытание любовью? Какие душевные изменения принесла ему любовь к Татьяне?
4. Каково отношение Татьяны к долгу и счастью? Почему она отвергает любовь Онегина? Могла ли Татьяна быть счастлива с Онегиным?
Домашнее задание.
1. Подобрать цитаты к образу Онегина, выписать их в тетрадь, заучить наизусть (по выбору).
2. «Письмо Татьяны» (наизусть) или «Письмо Онегина» (по выбору учащихся).
3. Устно подготовить сообщения (по группам):
1-я группа. Детство и юность Онегина до вступления в свет.
2-я группа. Светская жизнь Евгения Онегина.
3-я группа. Онегин в деревне.
4-я группа. Путешествие Онегина и возвращение его в светское петербургское общество.
Урок 26
«Жизнь без смысла…» (В. Г. Белинский)
(Онегин – «лишний человек»)
Цели: обобщить и углубить знания учащихся об Онегине; охарактеризовать основные этапы жизненного пути главного героя; показать причины трагедии Евгения Онегина (нарастающий конфликт с обществом, реалистический взгляд на жизнь, одиночество, хандра, пассивность, отрыв от народа); сформировать понятие – «лишний человек»; выявлять авторское отношение к герою, определять свой взгляд на героя и его поступки.
Ход урока
Эпиграфы к уроку:
Онегин… это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее.
А. П. Герцен
Мне нравились его черты.
А. С. Пушкин об Онегине