Работа над стихотворением С. Михалкова «Если»
— Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрации к стихотворению и предположите, о чем оно. (Предположения детей.)
— Прочитайте стихотворение и сравните его содержание со своими предположениями.
(Самостоятельная работа учащихся.)
— Что помогло детям скоротать скучный, дождливый день? (Им помогла их фантазия. Они сидели и фантазировали.)
— Прочитайте, как дети превратили лужу в море, каплю в каплищу.
— Прочитайте стихотворение выразительно, так, чтобы все почувствовали, какой большой фантазией обладают дети.
Работа над стихотворением «Рисунок»
Яхочу вас познакомить с еще одним стихотворением этого автора.
(Учитель читает стихотворение, дети следят по тексту на карточках.)
Рисунок
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят,
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой — дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой.
Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я черным точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул —
И яблок больше нету.
Еще я дождик удлинил —
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол.
Хотя он плохо вышел.
С. Михалков
— Как вы поняли, о чем это стихотворение?
— Почему мальчик стал рисовать? (Была плохая погода, он, наверное, сидел один, было скучно, и он решил нарисовать все, что было за окном.)
— Послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь запомнить, как мальчик рисовал. (Учащиеся читают стихотворение еще раз.)
— Как мальчик изобразил гром и ветер? Прочитайте.
— Какими красками он пользовался? (Розовой для быка, оранжевой для дороги, черной для точек.)
— Почему он выбрал эти цвета? (Они яркие, контрастные. Изображенный с их помощью мир становится радостным.)
— Как бы вы показали голосом, что герой рисует с увлечением? (Выразительное чтение стихотворения.)
Сравнение стихотворений
— Чем похожи и чем отличаются стихотворения С. Михалкова «Если» и «Рисунок» от других произведений?
4. Кроссворд «Животные» (по произведениям С. Михалкова)
I | |||||||||||
1.Их в темную нору
Запрятала мать,
Она не пускает
Их днем погулять. (Барсук.)
2.Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой... (щенок).
3.Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну,... (попугая) —
Вот компания какая!
4. Много лет, за годом год,
Из глубин соленых вод,
Как затворница-монашка,
Выплывает... (черепашка).
5.Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой
Под мостом
Жил в реке усатый... (сом).
6.Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист. (Скворец.)
7.Целый день долблю, долблю,
А как день кончается,
Равен мой улов нулю.
Вот что получается!
Надоело зря долбить!
Присоветуй, как мне быть? (Дятел.)
— По вертикали в выделенных клетках у вас должно получиться слово. Какое, отгадайте.
На исходе двух столетий,
А точней — под Новый год,
Черепашку как-то встретил
Одинокий... (бегемот).
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Так чем похожи и чем отличаются стихотворения С. Михалкова «Если» и «Рисунок» от других произведений? (Эти стихи веселые, о детях. Они раскрывают внутренний мир героя-ребенка, его фантазии и мечты, его переживания и чувства.)
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Если».
Урок 106. Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»
Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве Е.А. Благининой; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
Оборудование: портрет и выставка книг Е.А. Благининой; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворения С. Маршака «Если».
III. Введение в тему
Беседа
— Расшифруйте, что здесь написано.
А | Б | В | г | д | Е | |
Ж | И | й | к | Л | ||
М | Н | О | п | р | С | |
Т | У | ф | X | Ц | Ч | |
Ш | Щ | ь | э | ю | Я | |
6,5; 6,4; 6,5; 2,3; 1,5
1,5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 3,3; 3,5; 2,3; 1,5
2,5; 6,4; 1,5; 4,5; 3,4; 2,3; 3,4; 2,3; 1,5
(Елена Александровна Благинина.)
— Ребята, соберите слова из распашихся букв.
АКШУКУК
КОНЕТОК
(Здесь зашифрованы слова «кукушка» и «котенок». А прочитать их надо справа налево.)
— Как вы думаете, что может связывать эти два слова?
— Это названия стихотворений, которые мы будем сегодня на уроке читать. Прочитайте, как зовут автора. (Елена Александровна Благинина.)
— Какие стихи Благининой вы уже читали и знаете? (Ответы детей.)
Рассказ учителя об авторе
Елена Александровна Благинина (1903—1989) начала писать свои первые стихи, сказки и пьесы для домашнего театра. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых... восемь лет! всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Александровна рассказала об этом писателю Владимиру Приходько:
«В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника».
...Половичок линючий - речка,
А печка — пышный царский дом...
От страха мрет в груди сердечко,
Пылает голова огнем.
Меня затягивает илом,
Заносит медленно песком.
А ты зовешь таким унылым,
Срывающимся голоском:
— Сестрица моя, Аленушка!
Палач коварной ведьмой нанят,
Костры трещат на берегу.
А камень ко дну тянет, тянет
Так, что дохнуть я не могу.
— Ой, братец мой, Иванушка! —
Мы продолжать не в силах действа
И плачем громко — в три ручья —
От вероломства, от злодейства,
От горькой сказки бытия.
Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка».
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока