ЛИЦЕЙ № 410 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 410 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Рекомендована к использованию педагогическим советом Протокол от № «Утверждаю» Приказ от № Директор лицея №410 О.И. Ткачева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«УРОКИ ДОБРОТЫ»

Духовно-нравственного направления

для 5 А класса

на 2015 - 2016 учебный год

автор-составитель:

Овсянникова Г.П.

Санкт-Петербург

Г.

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; программа разработана на основе Учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова. – М.: МККК – 160с. с учетом требований Оценочной политики ГБОУ лицея № 410, утвержденной решением педагогического совета от 29 марта 2012 года и Учебного плана ГБОУ лицея № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом директора № 240 от 02 июня 2015 г. (Протокол педсовета № 163 от 26.06.2015).

Актуальность рабочей программы внеурочной занятости заключается в том, что наряду с решением основной задачи – расширение читательского кругозора обучающихся, закрепление базовых литературных знаний и развитие личностных и метапредметных компетентностей – она решает и задачи, связанные с распространением знаний о международном гуманитарном праве. Кроме этого, программа обладает большим воспитательным потенциалом: реализует цели духовно-нравственного воспитания, которое на сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, решить которую возможно благодаря художественной литературе, так как художественная литература играет немаловажную роль в формировании человеческой личности. В ней заложен опыт множества поколений, базовые моральные и духовные ценности. Благодаря чтению учащиеся усваивают нормы нравственного поведения и морали. Художественная литература оперирует такими жизненно важными понятиями, как истина, правда, доброта, дружба, любовь, честь и совесть. Во время чтения задействованы как познавательная, так и эмоциональная сферы личности. С одной стороны, чтение даёт богатую пищу для размышлений, способствует развитию интеллекта, памяти, воображения, критического мышления. С другой стороны, наличие эмоциональной составляющей оказывает неоценимый положительный эффект на современных детей и подростков – учит их сопереживать, сострадать, верить в добро, надеяться на лучшее.

Практическая значимость рабочей программы внеурочной деятельности "Уроки доброты" заключается в том, что её реализация направлена формирование и развитие универсальных учебных действий, на формирование у младших подростков социальной активности; представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; на приобщение к системе культурных ценностей; эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности. Коллективная и групповая работа, предусмотренная данной программой внеурочной деятельности, способствует формированию организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

Цель программы –расширитьчитательский кругозор учащихся; оказать содействие формированию квалифицированного читателя и развитию личности, направленному на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности.

Задачи программы:

- способствовать совершенствованию читательской культуры учащихся, формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, выявлять авторскую позицию в нем;

- развивать речь и креативные способности учащихся;

- создавать условия для формирования ценностных ориентаций личности, воспитания личной ответственности за поступки, чувства собственного достоинства, уважения к правам других; внутренней убежденности в необходимости соблюдения этических и правовых норм;

- способствовать приобретению и углублению учащимися знаний об основных принципах и нормах международного гуманитарного права, создавать условия, чтобы школьники осознанно воспринимали нормы международного гуманитарного права, видели в них инструмент регулирования сложной сферы социальных отношений, созданный человеческой цивилизацией и наполненный идеей гуманности, стремились к их соблюдению, конструктивно подходили к разрешению ситуаций, регулируемых ими.

Примерные темы проектных работ.

1. Проект 1. Терминологический толковый словарь.

2. Проект 2. История Российского общества Красного Креста на страницах художественных произведений.

3. Проект 3. История Российского общества Красного Креста в лицах.

4. Проект 4. Маленькие герои большой войны: война и дети в произведениях литературы.

5. Проект 5. История страны в истории моей семьи.

6. Проект 6. Литературные сказки Ленинградской области о счастье, милосердии.

7. Проект 7. «Волшебный мир сказок: добро побеждает зло».

8. Проект 8. «Забытое временем и людьми…» (о малых жанрах фольклора).

9. Проект 9. Правила и обычаи во взаимоотношениях людей.

10. Проект 10. Советую прочитать.

2. Содержание и структура внеурочной деятельности

2.1. Перечень основных разделов программы

№ п/п Раздел программы Общее количество часов В том числе
теория практика
1. Введение. -
2. О правилах.
3. Об уважении и сострадании.
4. О войне.
5. О деятельном сострадании.
6. Итог. -
Итого:

2.2. Краткое содержание разделов

Раздел 1. Введение (1 час)

Проблематика курса внеурочной деятельности. В центре внимания значение деятельного сострадания и роль гуманных правил в жизни человеческого общества. Дополнительная информация исторического и правового характера. Роль Анри Дюнана в создании Международного Комитета по оказанию помощи раненым - будущего МККК. Роль Н. И. Пирогова в создании Российского общества Красного Креста.

Первое знакомство с гуманитарной деятельностью МККК и основными источниками международного гуманитарного права - четырьмя Женевскими конвенциями.

Вводимые понятия: деятельное сострадание, милосердие, ответственность, уважение достоинства; Международный Комитет Красного Креста, Российское общество Красного Креста, эмблема движения Красного Креста и Красного Полумесяца, конвенция, военнопленный.

Раздел 2. О правилах (4 часа)

Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.

Литературоведческий компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.

Основные виды деятельности: пересказ текста, рассказ от первого лица; обогащение словарного запаса; выполнение заданий в ситуации диалогического общения, решение речевой задачи.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: правила, ограничение, запрет.

Сказка «Общее счастье»(из фольклора народов Северного Кавказа) (1 час). Цели: общая - начать разговор с учениками о роли правил в жизни людей и взаимном уважении как основе этих правил; частная - углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки.

Т. Александрова «Светофорчик»(сказка) (1 час). Цели: общая - продолжить разговор о роли правил, по которым строится жизнь людей; частная - расширить представление о литературной (авторской) сказке, о композиции сказки.

Раздел 3. Об уважении и сострадании (12 часов)

Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.

Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса, составление устного рассказа; выполнение заданий ситуации диалогического общения, формулирование основной мысли произведения; обучение дискуссионной речи.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.

Е. Носов «Трудный хлеб»(рассказ) (1 час) Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «уважение»; частная - расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам.

А. Платонов «Неизвестный цветок»(сказка-быль) (2 часа) Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства; частные - расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; познакомить с афоризмом как малым жанром.

О. Уайльд «Мальчик-звезда»(сказка) (3 часа) Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание»; частная - расширить представление об авторской сказке, аллегории и троекратном повторе как жанровом признаке сказки, развитии умения составлять аргументацию тезисов.

Практическая деятельность (7 часов): сочинение-рассуждение, создание сказок, разработка сборника сказок, обучение созданию презентаций; разработка индивидуального маршрута подготовки итоговых проектных работ.

Раздел 4. О войне (9 часов)

Гуманистический компонент. Даже на войне возможно проявление гуманности.

Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; развитие умения рассуждать; развитие исследовательских способностей (ассоциативного мышления, творческого воображения, умения сравнивать).

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.

Л. Толстой «Война и мир»(отрывки из романа) (3 часа) Цели: общая - обсудить с учениками вопросы, связанные с отношением к военнопленным и обращением с ними; частные - формировать умение собирать материал сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; развивать умение анализировать эпизод.

Д. Давыдов «1812 год»(отрывок из дневника) (1 час) Цели: общая - продолжить обсуждение вопросов, связанных с обращением с военнопленными; частные - познакомить учащихся с жанром дневниковых записей; развивать умение анализировать эпизод.

Ф. Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле»(1 час)

Практическая деятельность (4 часа): ведение дневниковых записей, анализ эпизода, создание презентаций.

Раздел 5. О деятельном сострадании (5 часов)

Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека.

Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; самостоятельная работа учащихся с текстом; развитие навыков диалогового общения; развитие умения составлять устный рассказ; развитие умения сравнивать и совершенствовать написанное; развитие творческих способностей; развитие умения аргументировать.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.

А. Куприн «Чудесный доктор»(рассказ) (2 часа) Цели: общая - продолжить разговор о гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей; частная - расширить представление о композиции лирического произведения малой формы.

А. Дюнан «Воспоминания о битве при Сольферино»(фрагменты из мемуаров) (1 час) Цели: общие - продолжить обсуждение вопросов, связанных с проявлением деятельного сострадания; привлечь внимание к поступкам исторических личностей на войне; частные - познакомить учащихся с образцом мемуарной литературы; развивать умение составлять устный рассказ.

Урок развития речи. (1 час) Цели: общие познакомить с Женевскими конвенциями как источником международного гуманитарного права; частные - развивать умение сравнивать и совершенствовать написанное; развивать творческие способности; развитие умения аргументировать.

Практическая деятельность (1 час): дискуссия.

Раздел 6. Итог (3 часа)

Подведение итогов работы I этапа обучения. Цели: общая - подвести итоги обсуждаемыхв течение года проблем; частные – демонстрация достигнутых результатов обучения.

Практическая деятельность (2 часа): презентация проектных работ.

2.3. Тематическое планирование

№ п/п Дата проведения Тема занятия Элементы содержания занятий Теория Практика
План (неделя) Факт
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
1. 1.   Зачем нужны "Уроки доброты"? Введение: Цели, задачи, виды деятельности. Анри Дюнан – основатель Красного Креста. Лекция, беседа, презентация курса, устный рассказ об истории создания МККК и основных направлениях его деятельности. (Вх.к.: ДУВ)  
РАЗДЕЛ 2. О ПРАВИЛАХ
2. 2.   Доброта и милосердие. О правилах. Правила и обычаи, регулирующие взаимоотношения людей. Творческая работа (рисунок+слоган) "Доброта и милосердие"  
3. 3.   Народная сказка «Общее счастье». Чтение сказки по частям, в том числе и по ролям, прогнозирование продолжения произведения.  
4. 4.   Т. Александрова «Светофорчик». Жанр литературной (авторской) сказки. Композиция сказок. Поучительность сказок как жанровый признак. Беседа, решение речевых задач, анализ текста  
5. 5.   Создание книжки-малышки. Творческая работа -самостоятельное или коллективное придумывание сказки и "Создание книжки-малышки" для первоклассников.  
РАЗДЕЛ 3. ОБ УВАЖЕНИИ И СОСТРАДАНИИ
6. 6.   Е. Носов. Рассказ «Трудный хлеб» Знакомство с биографией Евгения Носова и его рассказом «Трудный хлеб». Выразительное чтение рассказа, его осмысление. Определение темы и основной идеи художественного произведения. Составление кластера (опорной схемы). Письменная творческая работа «Письмо-обращение к людям»  
7. 8. 7. 8.   А. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Составление кластера – ассоциативный ряд со словом «открытие». Выразительное чтение сказки-были, в том числе и по ролям. Выявление жанровой специфики «сказка-быль» и особенности названия рассказа. Определение темы и основной идеи художественного произведения. Составление плана рассказа. Афоризм как малый жанр. Творческая работа "Декларация доброго человека"
9. 9.   О. Уайльд. Сказка «Мальчик-звезда». Аллегория и троекратное повторение как жанровый признак сказок. Выразительное чтение. Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в стихах и прозе: словесное рисование, иллюстрирование. Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами, соотнесение смысла и заглавия произведения. Определение темы и основной идеи художественного произведения.  
10. 10.   Какая красота может изменить мир к лучшему? Диалог по теме, активный обмен мнениями, делятся ситуациями из жизни, собственными примерами. Подведение итогов.  
11. 11.   Сочинение-рассуждение об уважении и сострадании. Устное сочинение (работа в группах).  
12. 13. 12. 13.   Творческая мастерская "Сочини сказку". Индивидуальная творческая работа "Сочинение сказки по заданной теме"  
14. 15. 14. 15.   Разработка сборника сказок. Групповая работа по созданию сборника сказок, сочиненных ребятами, иллюстрирование.  
16. 17. 16. 17.   Обсуждение тем итоговых работ (проектов). Составление индивидуального маршрута работы над итоговой работой. Диагностика.  
РАЗДЕЛ 4. О ВОЙНЕ
18. 18.   Даже на войне возможно проявление гуманности. Презентация. Понятия "Конфликт", "Защита","Вооруженный конфликт", "Военнопленный".  
19. 19.   Составление презентации по рабочим материалам на тему «Война 1812 года». Практическая работа. Составление презентации по рабочим материалам на тему «Война 1812 года».  
20. 20.   Л.Н. Толстой. Отрывки из романа «Война и мир». Петя Ростов. Выразительное чтение фрагмента, понимание и осмысление прочитанного. Обсуждение вопросов, связанных с отношением к военнопленным и обращением с ними. Сбор материала для сравнительной характеристики героев, анализ эпизода.  
21. 21.   Война и дети. Анализ эпизода (отрывок из романа Л.Н.Толстого). Отношение к военнопленным. Творческая работа: Написать письмо президентам воюющих стран.  
22. 22.   Сравнительная характеристика героев. Диалог, работа с текстом, составление сравнительной характеристики. Роль художественной детали в характеристике героев. Развёрнутый ответ: О чём заставили задуматься страницы романа Л.Н.Толстого?  
23. 23.   Д.Давыдов. «1812» (отрывки из дневника). Комментированное чтение произведения. Знакомство с жанром дневниковой записи, анализ эпизода. Творческая работа: начало оформления личного дневника.  
24. 24.   Фёдор Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле» Внимательное, вдумчивое чтение фрагмента, анализ фрагмента. Запись в словарик понятий «конфликт», «вооруженный конфликт», «военнопленный», «защита», «гуманность».  
25. 26. 25. 26.   Творческая мастерская. Ведение дневниковых записей. Оформление дневниковых записей по рабочим материалам.  
РАЗДЕЛ 5. О ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТРАДАНИИ
27. 28. 27. 28.   А. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Понятия «Деятельное сострадание», « Помощь». Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека. Композиция эпического произведения малой формы, знакомство с образцом мемуарной литературы. Определить, как в тексте проявляются оттенки значения слова «чудесный». Пополнение словарика словами «деятельное сострадание», «помощь».  
29. 29.   А. Дюнан. «Воспоминание о битве при Сольферине» (отрывки из мемуаров). Устный рассказ об истории создания Международного Комитета Красного Креста. Поступки исторических личностей на войне.  
30. 30.   Женевская конвенция как источник международного гуманитарного права. Творческая работа "Список добрых дел".  
31. 31.   Обучение дискуссии: «Нужны ли в жизни уважение и сострадание?». Дискуссия.  
РАЗДЕЛ 6. ИТОГ
32. 33. 32. 33.   Презентация проектов. Презентация проектов .  
34. 34.   Итоговое занятие. Итог работы за год. Повторение.Диагностика уровня воспитанности.  
ИТОГО

Учебно-методическое обеспечение.

1. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя - Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И.Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев.-М.: МККК, 2003.

2. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 5 класс./ К.Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев, Т.Н.Пискунова, Н.Н. Кубышина.-М.: ООО «Гендальф», 2001.

Цифровые образовательные ресурсы.

1. Интернет-ресурсы в едином центре образовательных ресурсов на официальном сайте лицея.

2. http://edu.tomsk.ru/teacher_help/mir/5_class/index5.htm !!!

Художественная литература.

1. Глинка Ф.Н. Последнее уничтожение на Бородинском поле.// 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников/ Сост. Н.Н.Акоповой и В.В.Бережкова. - М.,1987. – С.391-393.

2. Давыдов Д.В. 1812 год.// 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников/ Сост. Н.Н.Акоповой и В.В.Бережкова. - М.,1987. – С.235-237.

3. А.Дюнан Воспоминание о битве при Сольферино. – М., 2001.

4. Куприн А.И. Чудесный доктор//. Куприн А.И. Повести и рассказы. – М., 1971. – С.78-86.

5. Общее Счастье.// Сказки народов Северного Кавказа. – М., 1953.

6. Платонов А.П. Неизвестный цветок.// Платонов А.П. Избранное/ Сост., авт.предисл., коммент. Н.Г.Полтавцева. – М., 1989. – С.352-356.

7. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20-ти томах. Том VII. – М., 1963. – С.146 – 173.

8. Уальд О. Мальчик-звезда.// Уальд О. Мальчик-звезда. Послесловие А.Аникста. – М., 1972. – С.87 – 105.

Справочная литература.

1. Большой толковый словарь русского языка. – СПб., 2000.

2. Дюпюи Р.Э., Дюпюи Т.Н. Всемирная история войн. СПб. – М., 1998.

3. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. – М., 1994.

4. Литературный энциклопедический словарь. – М., 2001.

5. Русские писатели. XIX век. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. Под ред. П.Николаева. – М., 1996.

6. Русские писатели.XX век. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. Под ред. П.Николаева. – М., 1996.

Технические средства.

1. Компьютер.

2. Интерактивная доска.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности и формы их учета

В результате освоения программы внеурочной деятельности "Уроки доброты" учащиесядолжны достичь определённыхуровней воспитательных результатов внеурочной деятельности и личностных, метапредметных, предметных результатов.

Уровни воспитательных результатов:по итогам освоения программы внеурочной деятельности обучающиеся должны достичь трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; о роли гуманных правил в жизни человеческого общества; о деятельном сострадании, милосердии, ответственности, уважении достоинства; о существовании разнообразных правил и обычаев, которые регулируют взаимоотношения людей; о том, что соблюдение определенных правил способствует защите людей; о взаимном уважении достоинства вне зависимости от различий как основы правил, по которым должны строиться отношения между людьми; о том, что даже на войне возможно проявление гуманности; о сострадании, уважении достоинства других людей, лежащих как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека.

Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; к Знаниям, науке и исследовательской деятельности; к Миру, ненасилию, сотрудничеству; к Человеку, к людям, другим и иным людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- усвоение гуманистических принципов;

- формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование основ осознанного, уважительного и доброжелатель­ного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззре­нию, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диа­лог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном са­моуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, соци­альных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, фор­мирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным по­ступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

- формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и забот­ливого отношения к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, творческой дея­тельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять элементарный контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рам­ках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной зада­чи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде­ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по анало­гии) и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта инте­ресов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответ­ствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- умение планировать и регулировать свою деятельность;

- владение устной и письменной речью; моно­логической контекстной речью; смысловым чтением;

- формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

- иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, об источниках МГП, об истории создания Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста;

- понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;

- знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции; основные направления деятельности МККК (защита и оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов: раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, гражданскому населению);

- уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней; писать сочинения по прочитанным произведениям

- уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- уметь правильно употреблять основные понятия МГП;

- анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.

Выход за пределы аудитории:

- организация мест демонстрации успешности учащихся (выставки работ, результатов проектов в холле лицея);

- участие в планируемых школой делах и мероприятиях;

- выход за пределы ОУ (сотрудничество с Фондом Чулпан Хаматовой "Подари жизнь");

- выход в Интернет - новостная лента сайта лицея № 410;

- портфолио достижений школьника.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Контроль уровня обучения

Текущий:

ПАМЯТКА ПО САМООЦЕНКЕ

1. Что нужно было сделать?

2. Удалось ли сделать?

3. Всё правильно или есть недочеты?

4. Сделал сам или с чьей-то помощью?

Бережливость

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.
Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.
Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).
Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

Дисциплинированность

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

Доброта и отзывчивость

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.
Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .
Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

Честность и справедливость

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.
Честно сознаюсь, если что-то натворил.
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

Простота и скромность

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.
Понимаю, что человека уважают не за деньги.
Иногда люблю похвастаться.
Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

Культурный уровень

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.
Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.
Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.
Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 410 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Рекомендована к использованию педагогическим советом Протокол от № «Утверждаю» Приказ от № Директор лицея №410 О.И. Ткачева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«УРОКИ ДОБРОТЫ»

Наши рекомендации