VII. Беседа по главам, помещенным в учебнике-хрестоматии.

1. Глава «Два солдата»:

— О чем эта глава?

— Как в изображении главного героя переплелись реалистические и фольклорные традиции?

— Каким предстал перед нами Теркин в этой главе?

2. Глава «О себе»:

— На какой антитезе построена эта глава?

— Какие строчки отвечают на вопрос, почему в поэме о Теркине автор решается сказать о себе?

— Что мы узнаем о поэте Твардовском?

— Как эта глава перекликается со стихами о войне?

3. Глава «Дед и баба»:

— Какие трагические страницы войны воспроизводит Твардовский в этой главе?

— Чем отличается Василий Теркин в этой главе от себя в главе «Два солдата»?

(Перед нами новый Теркин. Он немногословен и серьезен, не отшучивается и не балагурит. Таким образом, Твардовский вместе с читателем наблюдает становление характера русского солдата в ходе войны.)

— Удалось ли автору, рассказывая историю Василия Теркина, показать истоки победы нашего народа над фашизмом?

Дополнительный материал для учителя

Твардовский так рассказывает о творческой истории своей поэмы: «Василий Теркин» известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 г. Но «Вася Теркин» был известен еще с 1939—1940-х годов — с периода финской кампании.

Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде «уголка юмора» или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки... И вот мы, литераторы, работавшие в редакции «На страже Родины», решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная... Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Были предложения назвать Ваней, Федей, еще как-то, но остановились на Васе. Так родилось это имя...

Перед весной 1942 г. я приехал в Москву и, заглянув в свои тетрадки, вдруг решил оживить «Василия Теркина». Сразу было написано вступление о воде, еде, шутке и правде. Быстро дописались главы «На привале», «Переправа», «Теркин ранен», «О награде», лежавшие в черновых набросках. Перемещение героя из обстановки финской кампании в обстановку фронта Великой Отечественной войны сообщило ему совсем иное, чем в первоначальном замысле, значение».

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника-хрестоматии «Русская литература 60—90-х годов ХХ века».

2. Прочитать рассказ В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин».

Урок 97—98. Герои и проблемы современной литературы (семинарское занятие)

Подготовка к семинарскому занятию требует большого времени, поэтому задания к нему даются заранее, в конце третьей четверти. Для обсуждения можно взять произведения, разобранные в уроках по программе Т. Ф. Курдюмовой (уроки № 95—98). Можно заранее дать задание написать сочинения по творчеству В. М. Шукшина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, А. В. Вампилова (по выбору); вариант задания — написать отзыв на понравившееся произведение, доклад по творчеству одного из современных писателей.

На уроках 97—98 провести семинар, конференцию, обсуждение сочинений — в зависимости от выбранной формы занятия.

Уроки 99—100. Тест по программе 9 класса

(См. тест 10)

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уроки 101—102. Уильям Шекспир. «Гамлета»

(См. урок 99 программы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой)

РАЗЛЕЛ II

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОГРАММЕ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение (1 ч)

Роль литературы в духовной жизни России. Шедевры родной литературы в судьбах отечественной культуры. Формирование потребности в общении с искусством. Искусство чтения.

Древнерусская литература (3 ч)

Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития. Его особенности. «Слово о полку Игореве». Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Сюжет. Герои. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...« с устным народным творчеством.

Русская литература ХVIII века (12 ч)

Русская литература XVIII в. как литература эпоха классицизма (2 ч)

Общий обзор. Основные каноны классицизма. Классицизм в русском искусстве (литература, живопись, скульптура, архитектура).

М. В. Ломоносов (2 ч)

Ломоносов — ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление Родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.

Г. Р. Державин (2 ч)

Сочетание в произведениях Державина начал классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного и обыденного. «Фелица», «Властителям и судиям», «Памятник».

Д. И. Фонвизин (3 ч)

«Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии: господа Скотинины и Митрофанушка. Значащие имена. Реалистические черты характеров. Классицизм в драматическом произведении. Идеал гражданина в рассуждениях Стародума и Правдина. Тема воспитания в комедии. Классицизм в драматическом произведении.

Наши рекомендации