Обзор литературы советского периода (2 ч.)
Общая характеристика периода. Трагические события первой половины XX века и их отражение в крымскотатарской литературе. Репрессии против деятелей культуры и литературы. Поэзия, проза и драматургия 20-30 годов Ш.Юнусов «Из истории крымскотатарской прозы и поэзии»). Литературные направления. Поиски новых форм. Основные темы и герои. Развитие литературного языка на новом этапе. Трагедия 17 апреля 1937 года.
Б.Чобан-заде. «Дунай таша», Ой сувукъ шу гъурбет», «Тынч татар чёлюнде», «Джаныкъ къавал», «Бир сарай къураджакъман».
Жизнь и творчество. Ученый, поэт, педагог. Тема народа в лирике Б. Чобан-заде. Взгляд на историю крымских татар. Мироощущение лирического героя Чобан-заде. Тема возрождения Крыма. Прошлое и будущее Крыма – предмет глубоких переживаний лирического героя.
Б. Чобан-заде «Къырымтатар эдебиятынынъ сонъ девири» (критическая статья).
А.Гирайбай. «Джигитке», «Къарасув», «Татар ичюн», «Багъчасарай».
Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы в творчестве Гирайбая. Тема родины и основной пафос патриотических стихотворений. Уверенность в возрождении былого величия Крыма и ее народа. Тема человека и природы. Связь поэта с родным уголком.
А. Гирайбай «Къырымтатар эдебиятына бир бакъыш» (критическая статья).
К.Джаманакълы. Стихотворения «Ильнинъ денъизи», «Йигитлик нишаны», «Омюр къызы». Жизнь творчество (обзор). Картины природы родного края. Вера в мудрость и силу человека — главные мотивы лирики поэта. Живописные картины моря и Южного берега Крыма. Образ моря как символ несокрушимой силы народа и бесконечности жизни. Прославление мужества и благородства. Лирическое стихотворение о любви, красоте возлюбленной. Радостное восприятие жизни, природы.
А.Ильмий. «Ачлыкъ хатирелери» Жизнь и творчество (обзор). Изображение последствий голода 1922 года в крымской деревне. Изображение судьбы детей-сирот. Внимание к судьбам осиротевших детей. Проблема сохранение гуманности и милосердия.
А.Озенбашлы. «Къырым фаджиасы».
Жизнь и творчество (обзор). Изображение исторических событий. Связанных с эмиграцией крымских татар из Крыма.
А.Озенбашлы. «Амди Гирайбайнынъ сонъ шиири мунасебети иле» (критическая статья)
Дж.Гъафар. «Ошекчи Айше».
Жизнь и творчество (обзор). Нравственная проблематика произведения. Столкновение добра, честности, открытости. Зависти, коварства и зла. Изображение в образе Нефизе женщины нового типа, борца за свои права и достоинство. Сложные взаимоотношения в семье Мустафы и Нефизе. Размышления о жизни крымскотатарской деревни 30-х годов.
Дж.Сейдамет. «Уфукъкъа догъру».
Жизнь и творчество (обзор). Тема голода и гражданской войны в прозе. Трагизм изображенных событий. Глубокий психологизм в изображении характеров.
Ы.Къадыр. «Ыргъатнынъ хатиреси», «Анам», «Тувгъан коюм».
Жизнь и творчество. Воспоминания о безрадостном и голодном детстве, издевательствах хозяина. Любовь к матери. Преклонение перед ее мудростью и стойкостью. Женщина-мать – святая святых, источник жизни, силы и любви. Живописное описание родного села. Переживания поэта о жизни односельчан.
Литература крымскотатарского зарубежья (6 ч.)
Мемет Ниязий. «»Ойлав», «Ешиль джурткъа», «Джурт севгиси».
Очерк жизни и творчества. Основная тема лирики — тоска по прекрасной и далекой отчизне. Вера в процветание любимой родины.
Исмаил Зиядин. «Той».Изображение народных традиций проведения свадеб. Народный характер поэмы.
Джынгъыз Дагджи. «Олар да инсан эди», «Анама мектюплер».Трагическая судьба народа. Психологическая глубина раскрытия характеров главных героев. Национальный колорит, простота, народность и выразительность языка.
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Одно-два стихотворения Ш.Бекторе.
Одно-два стихотворения Б. Чобан-заде.
Одно-два стихотворения А.Гирайбая.
Отрывок из повести А. Ильмий «Ачлыкъ хатирелери»
Содержание, рекомендуемое к усвоению в 11 классе (68 ч.)
На изучение художественных произведений – 54 ч.
Уроки развития речи – 8 ч.
Резерв – 6 ч.
Введение (1 ч.)
Роль литературы в процессе формирования личностных качеств человека. Воспитательное значение художественной литературы. Современный литературный процесс: главные этапы и особенности. Основные темы и проблемы крымскотатарской литературы.
Литература периода депортации (40 ч.)
Обзор литературы (2 ч.)
Состояние литературы после депортации крымскотатарского народа 18 мая 1944 года. Ликвидация Союза крымскотатарских писателей, крымскотатарских школ, библиотек. Запрет публиковать на родном языке. Цензура и запрет на темы, связанные с Крымом, депортацией, историей крымских татар. Гонения на писателей, пишущих о трагедии народа, его страданиях, бедственном положении, о народном протесте, стремлении вернуться на родину.
Начало возрождения крымскотатарской литературы во второй половине 50-х годов. Издание литературного сборника в 1957 году «Весенние напевы» («Баарь эзгилери»). Публикация новых стихов, рассказов, очерков на страницах газеты «Ленинское знамя» («Ленин байрагъы»). Строгая партийная цензура за литературным процессом.
Общая характеристика поэзии этого периода.
Тема войны и героического самоотверженного труда в поэзии Э.Шемьи-заде, Р.Халида, Ю.Темиркая, Р.Бурнаша, З. Джавтобели и других авторов. Народный характер их произведений.
Эшреф Шемьи-заде. «Козьяш дивар» («Стена слез»),
Сборник критических статей «Омюр эзгилери» (одна по выбору).
Жизненный и творческий путь.
Крымскотатарский эпос о противоборстве добра и зла. Поэма - предостережение будущему поколению. Глубокий философский смысл поэмы. Фольклорная основа и народный характер произведения. Выражение авторской позиции в образе Бекбав акая. Главная героиня Аслыхан – символ чистоты и стойкости духа. Аслыхан – жертва зла и несправедливости. Метафорическое изображение трагедии народа. Идейное содержание и художественные особенности поэмы. Богатство и выразительность.
Теория литературы. Идейное содержание произведения и личность
Зиядин Джавтобели. «Ана тилеги» («Мольба матери»), «Тензиленинъ дестаны» («Рассказ Тензиле»), «Омюр огюти» («Уроки жизни»).
Жизненный и творческий путь.
Размышления о прошлом, о тяжелом детстве. Вера в будущее, оптимизм. Традиции народной поэзии.
Юнус Темиркая. «Дагъ чокърагъы» («Горный источник»), «Мавы кокнинъ кенъ къулачлы этегинден…» («Под небом голубым…»).
Жизненный и творческий путь.
Любовь к родной природе. Поэтическое настроение лирического героя.
Идрис Асанин.«Фырсат тапты» («Когда предоставилась возможность»), «Савлыкъман къал, севимли Къырым» («Прощай, любимый Крым!»), «Меним антым» («Моя клятва»), («Акъикъатны сёйлейим»).
Жизненный и творческий путь.
Драматичная судьба поэта – борца за возвращение крымских татар на родину. Трагедия народа и личности.Осуждение депортации народа и бессмысленного разрушения ценностей культуры. Картина всенародного горя. Печальное прощание юного поэта с родиной. Раздумья о будущем своего народа. Клятва до конца жизни бороться за возвращение народа на историческую родину. Призыв к борьбе за возвращение. О бедственном положении и народа в ссылке.
Общая характеристика прозы данного периода.
Новое осмысление трагических событий Великой Отечественной войны и их последствий. Изображение самоотверженного труда, сплоченности людей в послевоенные годы.
Обращение крымскотатарских писателей к историческим темам. Отображение в произведениях наиболее значительных периодов в истории крымскотатарского народа. Изображение образов личностей, оставивших след в истории народа.
Юсуф Болат. «Алим».
Жизненный и творческий путь.
Историческая основа романа. Образ народного героя. Картина народной жизни. Бесправное и угнетенное положение простого народа. История трагической любви Алима и Сары.
Теория литературы. Об историческом романе.
Шамиль Алядин. Повесть «Приглашение на пир к дьяволу». Роман «Тугъай бей».
Жизненный и творческий путь.
Документальная основа повести. Сложность общественно-социальной ситуации. Реализм в изображении известных деятелей крымскотатарской литературы И. Гаспринского, А. Медиева, У. Ш. Тохтаргазы. Взгляды Гаспринского и Медиева на роль просвещения и литературы в общественном развитии народа. Трагическая судьба Тохтаргазы.
Теория литературы. Прототип.
Тема войны, исторической памяти, социальной справедливости. Личность и общество. Активизация литературного процесса. Творчество Ю.Темиркая, С. Эмина, Дж. Меджитовой, Б. Мамбета, Ш. Алиева, И. Абдурамана, Н. Умерова, Р. Мурада, Э. Селямета, И. Асанина, Черкеза Али, Р. Фазыла, З. Куртнезира, Ш. Селима, Э. Фазыла и других авторов.
Разнообразие тематики, выразительность языка. Публицистическая направленность, актуальность поэзии данного периода.
Тематическое богатство и жанровое разнообразие прозы данного периода. Нравственно-философские проблемы. Очерки о героях Великой Отечественной войны, о видных деятелях культуры. Реалистические картины народной жизни. Поиск смысла жизни, истинных ценностей.
Поиски нового героя эпохи. Освещение нравственно-этических проблем в произведениях И.Паши, Э.Умерова, М.Алиева, А.Мефаева, Дж. Аметова, Р. Алиева, Э. Амита, А.Османа, У.Эдемовой, С.Нагаева и других авторов.
Особенности литературного процесса данного периода. Ослабление партийной цензуры в период перестройки. Возможность отражения в художественной литературе реальной действительности, трагических событий прошлого. Тема депортации.
Тема народной трагедии – депортации. Осуждения насилия в творчестве С.Эмина, И.Асанина, А.Османа, Э. Умерова и произведениях других авторов. Обращение к истории. Изображение трагических событий Великой Отечественной войны (Р.Фазыл, Б.Мамбет). Возрождение жанров восточной лирики (Ш.Селим, Ш. Алиев). Тема родины, народных традиций.
Сейтумер Эмин.«Где тот мост», «Орешник», «Если не прольются дожди», «Вместе со всеми».
Жизненный и творческий путь.
Мечта о воссоединении с родиной. Философский символ в стихотворении. Воспоминания о счастливом детстве. Тема депортации. Трагедия личности, лишенной родины. Гармония мира природы и души человека. Стойкость перед жизненными невзгодами. Основная идея стихотворения - единство народа.
Литература периода возвращения