Краткий обзор биографии е.л. шварца
Евгений Львович Шварц (1896—1958) вырос в маленьком провинциальном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», — говорили о нем друзья его сына. Под стать мужу была и жена, в которой все тоже было «прелестно-чеховское». И отец, и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.
Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в безвыходное положение, и говорила, чтобы я доедал, а то все утонут. И я доедал».
В Майкопе на рубеже веков было много интеллигенции. Прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались с ним на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи — «безобразные, похожие на ископаемых чудищ». Здесь пришла первая любовь. «Город моей души» — так назвал Майкоп Шварц. А в конце жизни в очерке «Детство» написал: «Все, что было потом, развивало или приглушало то, что зародилось в майкопские годы».
___________________________________________
Тема: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения
Цели: продолжить работу по произведению Е.Л. Шварца; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план, анализировать характер и поступки героев; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ сказки, выделение в ней основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час».
Оборудование: аудиоприложение к учебнику, мультимедиапро-ектор (по возможности), выставка книг по теме урока, портрет писателя.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(Отработка навыков разных видов чтения.)
Учебник
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста!
Он тут, Его учебником зовут.
В. Берестов
— Прочитайте стихотворение самостоятельно (еще: разделяя на слоги, орфографически, орфоэпически).
— Приготовьтесь читать выразительно.
— Как вы поняли смысл стихотворения? (Ответы учеников.)
— Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник, -от учителя или от него самого?
(Задача — показать учащимся, что, каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)
III. Работа по теме урока
— Дома вы прочитали сказку Е.Л. Шварца. Начнем со словарной работы. Объясните значение слов.
ОКЛАДИСТАЯ (борода) — (широкая и густая).
КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА — (керосинка с фитилем — лампа, освещающая при помощи керосина).
ХОДИКИ— (небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями).
ПОЛА, ПОЛЫ — (нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака).
— Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь». (Угрюмый, ненастный; сохранить, спасти, сэкономить.)
— Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться». (Помолодеть; бездельничать, лениться, лодырничать.)
— Что вы узнали о Пете Зубове?
— Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с. 5 учебника.
— Прочитайте о том, как Петя встретился с мамой.
— Найдите в тексте и прочитайте предложения, которые раскрывают смысл иллюстрации на с. 9.
— Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.
— Найдите отрывки, в которых рассказывается о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращенных в стариков.
— Прочитайте о превращении стариков в ребят.
— Одинаково ли было поведение детей?
— Почему они смогли победить волшебников?
— Как вы относитесь к ребятам?
— А как к ним относится автор?
IV. Физкультминутка