Данко жертвует своей свободой, жизнью ради племени, к которому он принадлежит, и это, с т.з. Горького, является высшей человеческой доблестью.
На рубеже веков наступает новый период в творчестве Горького. В 1899 г. печатается роман «Фома Гордеев», реализовавший принципы критического реализма. Горький обращается к драматургии («Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары»).
Его интересует тема интеллигенции. После революции 1905 г. Горький пишет роман «Мать» и пьесу «Враги», в которых проявились черты нового творческого метода — социалистического реализма.
В романе «Мать» обнаруживается совершенно четкая позиция автора по отношению к пролетарскому движению. Писатель создает образ активного героя, рабочего революционера.
В пьесе «На дне» - вершина драматургии Горького. В центре авторского внимания находится спор о человеке. В ходе этого спора персонажи высказывают разные точки зрения, которые в обобщенном виде образуют 3 правды о человеке в пьесе:
1)Правда обитателей ночлежки: человек, лишенный собственности, работы и жилья не обладает человеческим достоинством и не может считаться человеком.
2)Правда странника Луки: с одной стороны он лукавый, с другой – святой. Правда Луки: Человека, попавшего в ночлежку, нужно пожалеть или утешить (помогает Наталье, актёру, Анне). «По мне, ни одна блоха неплоха».
3)Правда Сатина: В каком бы положении человек не оказался, он обладает человеческим достоинством и звучанием человека. «Человек – это звучит гордо»».
Русский национальный характер Горький видит двойственным. Он писал, что в русском человеке – две души: одна – азиатская, с ее ленью, безразличием к окружающему, другая – славянская, горячая, порывистая, способная на подвиг самопожертвования, но не способная к упорному повседневному труду. Это особенно проявилось в русской революции. С 1906 по 1913 г. Горький живет на Капри, где увлекается теорией богостроительства, в которой социализм превращался в новую религию, основанную на вере в неизбежное торжество социалистических идей, а народ становился богостроителем. Творчество этого периода очень плодотворно: роман «Жизнь Матвея Кожемякина», пьесы «Последние» и «Васса Железнова», сатирические «Русские сказки».
С октября 1917 по июнь 1918 г. в газете «Новая жизнь» публикуются статьи под общим названием «Несвоевременные мысли».В них Горький критикует отрицательные явления, которые принесла с собой революция. С позиций писателя-гуманиста он оценивает страшные факты насилия над человеческой жизнью, творимые «анархо-коммунистами».
С 1921 по 1929 г. Горький живет в Италии, где написаны «Мои университеты», «Дело Артамоновых», начата эпопея «Жизнь Клима Самгина».В этот же период писатель работает над литературными портретами Л. Толстого, Чехова, Короленко и др.
В 1931 г. Горький возвращается в СССР, проводит очень большую работу по подготовке Первого Всесоюзного съезда советских писателей, положившего начало унификации литературы, сведению ее стилевого многообразия к социалистическому реализму.
Поэзия первой половины 20 века.
Имена этих четырех поэтов стоят рядом в сознании современного читателя. Они принадлежали к младшему поколению писателей «серебряного века», они были связаны между собою не всегда простыми - личными и творческими - отношениями. Поэзия каждого из них вошла в сокровищницу русской и мировой культуры.
У каждого была своя творческая судьба, и складывалась она трагично. Неистовая Марина Цветаева, самая младшая, эмигрировала и осталась в эмиграции «белой вороной»; ее вынужденное возвращение в СССР в 1941 г. закончилось самоубийством. А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам и Б. Л. Пастернак, оставшись в России, заплатили за свою «тайную свободу» по полному счету: Мандельштам - страшной гибелью в сталинских лагерях, Ахматова и Пастернак - многолетней травлей. И это при всем том, что Мандельштам и Пастернак честно и искренне пытались найти свое место в новой жизни и даже порой корили себя за то, что они словно выпали из послереволюционной эпохи.
А. А. Ахматова (1889-1966) дебютировала в Петербурге в 1912 г. поэтическим сборником «Вечер», который сразу же принес ей широкое признание. За этим сборником последовали книги «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1922). Новый ее сборник «Из шести книг» появился только в 1941 г.
Первые три дореволюционные сборника Ахматовой утвердили за ней славу мастера тончайшей интимной лирики. Любовная тема в ранних ахматовских стихах дана в особом ракурсе: тайное тайных любовного переживания со всеми изгибами женской психологии неожиданно открывается перед читателем. «Малый мир» ахматовской поэзии оказался максимально приближен к читателю.
Ахматова явилась создателем в высшей степени своеобразной психологизированной лирики, резко выделявшейся на фоне символистской поэзии. Уже в ранней, камерной лирики Ахматовой вырисовывались неясные очертания «большого», исторического мира с его кризисностью, надломленностью, сдвинутыми перспективами.
Высокая гражданственность лирики Ахматовой проявилось в стихотворениях 1914 г., посвященных первой мировой войне - они вошли в ее книгу «Белая стая». Война была воспринята и пережита ею как трагедия - общенародная и мировая.
В 20-ые годылирика Ахматовой оказалась на время невостребованной. В 20-30-е годы А. Ахматова продолжала писать, но ее стихи лишь изредка появлялись на журнальных страницах, а большая часть вообще не могла быть обнародована. Так случилось с циклом стихотворений, составивших затем своеобразную поэму «Реквием».