Сказка про девочку и зеркальце

Жил-был доктор, весьма добрый, он лечил детей. И среди прочих детей он лечил одну девочку. Эта девочка была очень некрасивая, почти что уродина. Да, она была уродиной. И каждое утро она доставала свое зеркальце и смотрела в него, не стала ли она хоть чуточку получше. Доктор делал ей самые разные примочки, давал специальные таблетки, заставлял пить кучу пилюль, пробовал массаж, но ничего не помогало. Но он не терял надежды.

Как-то раз ясным погожим утром девочка пошла прогуляться в лес и сама не заметила, как забрела в самую чащу, однако не растерялась, потому что внезапно открылась опушка леса и перед ее взором предстал удивительный домик, очень похожий на те, в которых живут колдуньи. Дверь домика распахнулась, и девочка увидела старую женщину. Это была колдунья. И надо сказать, что эта колдунья была доброй и уж, конечно же, не собиралась обижать маленькую девочку, к тому же такую несчастную на вид.

Да, колдунья пригласила девочку зайти внутрь. Она так и сказала:

— Проходи в дом, раз пришла. Ты можешь выбрать себе самое удобное кресло, какое только найдешь. А после этого расскажи мне все-все, что ты можешь про себя рассказать такой старой и мудрой женщине, как я.

И девочка поступила точно так, как велела ей колдунья. Она выбрала самое мягкое кресло и погрузилась в него так глубоко, что едва могла разглядеть кончики своих ботинок. И конечно же, девочка рассказала колдунье все-все про себя. А колдунья слушала внимательно, изредка кивая головой.

Когда же история девочки подошла к концу, старая женщина сказала девочке:

— Я знаю, как тебе помочь. Для этого тебе придется выполнить одно небольшое условие. — С этими словами она протянула бедняжке корзинку, в которой белели ромашки. — Ты должна будешь, ни разу не заглянув в корзинку, донести ее до окраины леса, и как только ты из него выйдешь, там под ромашками ты найдешь то, что искала.

И девочка побежала что есть силы туда, где, как она думала, заканчивался лес, успев, конечно, поблагодарить старушку за ее доброту.

Девочка бежала и бежала, а лес все не кончался, и ей ничего не оставалось делать, как только продолжать свои поиски, пока не пришла ночь. Ей пришлось прилечь, постелив свежий лапник, чтобы не замерзнуть. А когда наступило утро, ее словно что-то повело, и она довольно скоро нашла просвет, а вслед за ним и выход из порядком надоевшего ей леса.

Как только она поняла, что лес остался позади, ни минуты не мешкая, она запустила ладошку под ромашки и к своему неописуемому удивлению вытащила оттуда зеркальце — в точности такое, какое было у нее. Она скорее по привычке, чем по какому-то соображению, заглянула в него, и, о чудо, из зеркальца прямо на нее смотрела удивительная красавица, какую не часто встретишь.

Вдоволь налюбовавшись, девочка задумалась, что бы это означало, и, достав свое родное зеркальце, посмотрела теперь и в него. А там мало что изменилось: уродина невесело глазела на нее из маленького зеркального окошка. Минуты текли за минутами, а девочка все меняла и меняла зеркала, пытаясь что-то для себя уяснить, пока в конце концов не запуталась и вообще перестала понимать, какая же она на самом деле.

«Ничего себе», — только и могла подумать она, сидя на окраине темного леса, в котором жила добрая колдунья. И в эту самую минуту вдалеке показался путник. Девочка словно очнулась, еще раз взглянула в то зеркальце, что лежало под ромашками, и стала ждать, как поведет себя прохожий.

Надо сказать, что прохожий был немало удивлен, заметив, что прямо у обочины дороги на траве сидит девушка невиданной красоты. Все это можно было прочесть на его лице, как если бы оно умело говорить. Он вежливо поздоровался с девушкой и спросил, что такая красавица делает здесь одна, не нужно ли ей чего. И поскольку ей и в самом деле ничего не было нужно, он отправился восвояси.Девочка задумалась над тем, что произошло.

Не более чем через десять минут с другой стороны дороги появился еще один путник, и когда он почти поравнялся с ней, девочка заглянула в зеркальце, в котором она была уродиной. Прохожий поморщился и отвернулся. Ему, понятное дело, совсем не хотелось иметь дело с какой-то замарашкой посреди дороги.

Когда вдалеке послышались голоса изрядно подвыпивших гуляк, девочка уже знала, что делать. Она хорошенько погляделась в свое первое зеркальце и нимало не удивилась, когда они, ничуть ею не заинтересовавшись, пошли себе дальше, выкрикивая всякие разные полагающиеся в этих случаях слова.

Наконец все улеглось, в лесу по соседству замолкли птичьи голоса, потемнело так, что не стало видно дороги. Девочка почувствовала, что ее веки слипаются и приходит долгожданный сон. Ей снилось, что она летает, поднимается все выше и выше над деревьями, над полями, над мирно текущими речками и видит всю землю разом, а поднимаясь еще выше, видит весь мир, все, что в нем может быть...

Утром ее разбудил звук колокольчиков. К ней приближалась карета принца. Когда карета поравнялась с маленькой красавицей, принц сам подал ей руку, потому что красота выше королевских регалий, и помог ей подняться в карету.

Вскоре от кареты осталось только маленькое облачко золотистой пыли. Через мгновение и оно стало таять, а вместе с ним потихоньку растаяло и воспоминание о девочке, которая во сне увидела все, что может быть в мире.

А что доктор? Он, возможно, даже немножко расстроился. Он очень любил свою работу. Ну да стоит ли об этом задумываться?

Игра «Бороться с недостатками?
Развивать достоинства?»

(Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М.: Эксмо, 2007)

Инструкция ведущего. У всех людей имеются недостатки. Относиться к ним можно по-разному: кто-то изо всех сил борется с ними как со своими злейшими врагами, кто-то принимает их как естественную и гармоничную часть самого себя. Если задуматься над самим словом «недостатки», то легко увидеть, что оно означает не «отрицательные стороны», «негативные качества», а что-то такое, чего нам недостает. Иными словами, фразу «я ленивый» можно произнести иначе: «мне недостает трудолюбия». Или: «я робкий, застенчивый» легко переформулировать так: «мне не хватает уверенности в себе, решительности». Тогда становится ясно, что именно нужно развивать в себе. Наверное, это продуктивнее, чем бороться с негативными качествами, верно?

Итак, предлагаю всем подумать минуту и выбрать то качество, которое, как вам кажется, развито у вас недостаточно. Произносить вслух это качество совсем не обязательно — просто кивните, когда определитесь с ним.

Участники задумываются. Последняя фраза ведущего предназначена для тех участников, кто пока не готов к открытому самопредъявлению. Хотя, как показывает практика, в большинстве случаев участники оказываются способны поделиться с группой представлениями о своих недостатках. После того как ведущий получил от всех невербальные сигналы о сделанном выборе, он продолжает:

— А теперь я прошу вас вспомнить какого-нибудь сказочного героя, который обладает этим качеством в полной мере, может быть даже с избытком. Совсем не обязательно, чтобы это был положительный персонаж. Важно только, чтобы то, чего вам недостает, он имел в достатке и наверняка.

Как показывает опыт, это задание более сложное. В группе иногда обнаруживаются несколько человек, которые оказываются не в состоянии подобрать подходящего героя (может быть, сказки давно перестали читать?). Ведущий может сам назвать наиболее известных сказочных персонажей или, если возник такой вопрос, согласиться на выбор не сказочного, а литературного или киногероя. На наш взгляд, все-таки лучше оставаться в рамках сказочной тематики.

— Итак, все ли выбрали для себя героя? Нет? Кому не удалось? Те, кто пока не сумел этого сделать, желаете ли вы получить помощь от группы?

Этот вопрос следует задать обязательно, поскольку вначале было обещано, что свой недостаток не нужно произносить вслух, а в этой ситуации это сделать придется. Получив согласие от участника, ведущий предлагает ему назвать качество, которого, по его мнению, ему недостает, а все остальные участники перечисляют сказочных героев, обладающих этим качеством. После того как все сделали выбор, по просьбе ведущего каждый по кругу называет своего персонажа. Разумеется, качество, на основании которого именно этому герою было отдано предпочтение, не объявляется. К этому моменту наиболее прозорливые начинают догадываться, для чего все это было сделано. Ведущий может повторить названных героев.

— Таким образом, у нас Лена — Золушка, Андрей — Карлсон, Таня — Снежная Королева, Марина — еще одна Золушка... (совпадение выбранных героев не возбраняется). А теперь давайте разделимся на несколько команд.

Разделение на команды можно проводить любым случайным образом: по расчету номеров, по совпадению цветов в одежде или другим внешним признакам. Ведущий может и сам распределить участников, исходя из тактических соображений и желания объединить в подгруппах людей, до сего момента недостаточно общавшихся друг с другом. В каждой команде должно быть четыре-пять человек.

— Вот теперь мы приступим к самому главному. Каждая команда — это театральная труппа, которая через двадцать минут покажет нам небольшой спектакль. Роли, которые вам предстоит играть, уже заданы. И ничего страшного, если в одной команде оказались две Золушки или три Кота Матроскина. Это еще интересней. Ваша основная задача — создать спектакль, в котором ваш герой как можно ярче и четче проявит то самое качество, за которое и был выбран вами. Тема спектакля...

Ведущий определяет тему в зависимости от конкретной ситуации: «Новый год», «День знаний», «День рождения» или просто «Любовь». Можно и соединить несколько тем. Команды уходят готовить спектакли. Ведущему необходимо заранее приготовить отдельные помещения для каждой команды, где никто не может помешать участникам. Опыт показывает, что двадцати минут бывает достаточно для создания очень ярких драматических произведений. Однако можно дать на подготовку и полчаса. Когда отведенное время заканчивается, команды собираются и демонстрируют созданные спектакли. Обсуждение проводится только после того, как показаны все спектакли.

Четвертая сессия

«Защита личного пространства»

Участники объединяются в пары. Ведущий просит их определить некое пространство вокруг себя, некоторое расстояние, на котором комфортно нахождение партнера, ближе какого уровня руки партнера не могут заходить. Затем партнеры сцепляются ладонями. Дается инструкция, что один человек должен охранять свое личное пространство, не пускать туда другого. Второму участнику дается задание преодолеть сопротивление, ворваться во внутреннее пространство (там есть что-то жизненно важное для тебя!). Затем меняются ролями. В заключение — обмен чувствами.

Игра «Тузилка»

Эта игра позволяет «выпустить пар», осовободиться от лишней агрессии, накопившейся за предыдущие сессии. Все участники становятся в круг. Каждый по очереди берет в руки надувной шарик вытянутой формы или надувную «дубинку».

Участник с дубинкой имеет право стукнуть по голове одного человека из группы, который его больше всего раздражает, бесит, кого он ненавидит. Участник с дубинкой имеет право на два удара по попе участника, который в принципе хороший парень, но есть у него раздражающие качества, либо на каком-то занятии он обидел его. Затем участник может подойти к члену группы, перед которым виноват, кого обидел, и молча попросить прощения, соединив с ним ладони. Еще одного человека можно погладить по голове или пожать руку, если этот человек тебе сильно помог, был очень нужен, открыл что-то важное для тебя. В конце обмен впечатлениями.

Наши рекомендации