Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли.

БИЛЕТ №1

Жанры древнерусской литературы

Древнерусская литература начала формироваться после принятия христианства и на первых порах должна была знакомить с историей религии и способствовать ее распространению. Немаловажной на этом этапе была и другая ее функция – воспитывать читателей в духе христианских заповедей.

Существует мнение, что литература Древней Руси вышла из византийской и болгарской. Это утверждение отчасти правомерно, так как система жанров у всех этих народов на самом деле имеет определенное сходство.

В число первичных жанров древнерусской литературы входили житие, поучение, слово, повесть, летописный рассказ или сказание, погодная запись, церковная легенда. Наибольшую известность получили первые четыре.

Житие – произведение, содержащее рассказ о жизни святых. Оно воспринималось как образец нравственности, которому следует подражать, и строилось по определенным канонам. Классическое житие содержало историю рождения (обычно вымоленный ребенок) и благочестивой жизни, описание чудес, связанных с героем, прославление святого. Одним из известнейших произведений этого жанра стало «Житие святых Глеба и Бориса».

К жанрам древнерусской литературы относятся и поучения, содержавшие правила поведения человека независимо от его положения. Они имели мощное воспитательное воздействие на читателя и касались различных сфер жизни. Самое известное поучение составлено Владимиром Мономахом и адресовано отрокам.

Древнерусское красноречие в полной мере проявилось в таком жанре, как слово. Оно могло иметь разную направленность. Пример торжественного произведения – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, написанное в начале 11 века в связи со строительством в Киеве военных укреплений.

Вершиной же этого жанра стало произведение о походе русского князя против половцев.

Существуют и объединяющие жанры древнерусской литературы, названные так из-за смешения основных жанров в одном произведении.

Летопись как жанр древнерусской литературы начала формироваться предположительно уже в конце 10 века. В начале 12 века на основе имевшихся записей монах Нестор, живший в Киево-Печерском монастыре, составил «Повесть временных лет». Ее события охватывают большой период: от происхождения славянских племен до современности.

Жанр древнерусской литературы повесть основывался на переводах византийских и фольклорных произведений и является самым изученным на сегодняшний день. Повести делились на:

· воинские – в центре историческая личность и важная битва («Повесть о битве на реке Калке»);

· сатирические – об общественно значимых проблемах, часто носили характер пародий («Повесть о Шемякином суде»);

· бытовые – («Повесть о Горе-Злосчастии»).

Вершиной стала «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую называют гимном верности и любви.

Популярны были на Руси и хожения (или хождения), повествовавшие сначала о путешествиях паломников в святую землю («Хожение Игумена Даниила»), а позже, в связи с развитием торговли, о поездках купцов. Это был рассказ о том, что было увидено собственными глазами.

Созданная к 17 веку система, включавшая разнообразные жанры древнерусской литературы, ознаменовала переход к литературе нового времени.

БИЛЕТ №2

БИЛЕТ №3

БИЛЕТ №4

А.С. Пушкин. Мотивы лирики.

Лирика Пушкина – «явление чрезвычайное», говорил Гоголь, и, восхищаясь многогранностью его творчества, добавлял: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности».

Действительно, пушкинское творчество многомерно и многообразно, настолько, что можно выделить достаточно много основных тем и мотивов его произведений.

«Свобода» для Пушкина – понятие основополагающее, и эта тема красной нитью проходит через все его творчество, как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии: здесь выделяется несколько более конкретных мотивов.

Мотив политической свободы, идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения («К Чаадаеву», «Деревня»).

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник», «Птичка», где романтический призыв бегства из мира – «темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» ярко проявляется еще один мотив свободы – уважение личности другого человека.

Рабство как противопоставления свободе выводится в стихотворении-притче «Анчар».

Свобода творческой личности – важнейший мотив темы поднимается в стихотворениях «Поэту»

Свободу как всеобъемлющее понятие, как основу жизни человека поэт рассматривает в стихотворениях «Пора, мой друг, пора...», «Покой и воля».

В произведениях «Кавказ», «Осень» отражен мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине.

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции – в стихотворениях «К Чаадаеву», «Кинжал».

В стихотворениях «Клеветникам России», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкин приводит свои политические идеалы, любовь к отечеству и готовность служить ему.

Тема дружбы: стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам: «19 октября», «И. И. Пущину» и обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, – «Арион» и послание «К Чаадаеву».

Тема любви нашла свое воплощение в стихотворениях «Храни меня, мой талисман...», «К***», «Я вас любил: любовь еще, быть может…»

Тема назначения поэта и его поэзии наравне с темой свободой главенствует в творчестве Пушкина: высокое предназначение поэзии слышится в стихотворениях «Поэт», «Пророк».

То, что поэт является высшим судьей для своих произведений – важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью: «Поэт и толпа», «Эхо».

Философская лирика Пушкина: «Анчар», «Бесы» – размышления поэта над общефилософскими проблемами.

Мотив смерти в лирике Пушкина - это «пир во время чумы» : всегда одновременно кто-нибудь пирует, и кто-нибудь умирает, цепь жизнь-смерть непрерывна: «Эта черная телега имеет право всюду разъезжать» . И на одном из этих празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца:

Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное множество осмыслений. Перечитывая, каждый раз по-новому понимаешь их содержание.

Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправданием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью. Пушкин «видел и внимал» всю окружающую жизнь. Его произведения именно поэтому так близки многим читателям. Он смог «жить, чтоб мыслить и страдать» , и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.

БИЛЕТ №5

Критический реализм

Крити́ческий реализм – в марксистском литературоведении обозначение художественного метода, предшествующего социалистическому реализму. Рассматривается как литературное направление, сложившееся в капиталистическом обществе XIX века. Он отличается повышенным вниманием к отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия, правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам.

Принято считать, что критический реализм вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой (романы Оноре де Бальзака, Джордж Элиот). В советское время в обоснование критического реализма в России привлекали материалистическую эстетику В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова.

Максим Горький признавал последнего великого представителя критического реализма в А. П. Чехове. С самого Горького, по официальным советским представлениям, начинался отсчёт нового художественного метода – социалистического реализма.

БИЛЕТ №6

БИЛЕТ №7

Лирика как род литературы.

Ли́рика – род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора. По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала. В лирику входят: стихотворение, романс, послание, элегия. Истоки лирики лежат в умении певца передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой.

Лирическое настроение вдохновляет русских поэтов начала XIX века – В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Лиризм проникает во все роды поэзии, даже в повествовательные поэмы. «Песнь о Колоколе», «Цыганы«, «Кавказский пленник« носят лирический отпечаток. Форма лирики становится свободной и подчиняется только внутренним эстетическо-психологическим законам. Лирические пьесы романтического периода и современной лирики называются просто стихотворениями и чаще всего не подходят ни под одну из традиционных форм.

Специально разрабатывалась романтиками баллада, сюжеты которой берутся или из средневековья, или из современного народного быта.

Русская баллада началась с переводной, как, например, у Жуковского, но позднее приобрела национальный характер, например, у Пушкина, у Толстого. Таков единственный определённый вид романтической лирики; остальная лирика романтиков лучше всего может быть подразделена по внутреннему содержанию – на стихотворения, посвящённые изображению чувства, восприятия или идей. Первая группа включает в себя наиболее субъективные пьесы, например любовные.

К стихотворениям, отвечающим восприятию, принадлежат прежде всего описания природы. Стихотворения описательного характера часто совпадают с изображающими личное настроение поэта, но часто ограничиваются чисто описательными целями.

Последний отдел лирической поэзии, идейный, воспроизводит какую-либо философскую, политическую или социальную мысль. В романтический период европейская лирика достигла своего высшего совершенства; но скоро на смену романтизму пришло реалистическое направление, и с этого времени поэзия перестаёт быть по преимуществу лирической. На первый план выступают более объективные виды поэтического творчества: роман, повесть и пр.

БИЛЕТ №8

Роман как жанр литературы.

Рома́н – литературный жанр, чаще прозаический, зародившийся в средние века у романских народов как рассказ на народном языке и ныне превратившийся в самый распространенный вид литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями (на первом плане любовь), борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу. Будучи развернутым повествованием о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни, отличается от повести объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений.

Так как существует множество разнообразных произведений этого жанра, была принята их классификация в зависимости от некоторых специфических особенностей. К наиболее распространенным формам романа относят следующие.

Авантюрный роман. В нем сюжет закручивается вокруг приключений героев, которые попадают в различные специфические ситуации.

Исторический роман. К этой же категории относятся всем известные эпопеи. В таких произведениях автор, как правило, обращается к какой-либо конкретной эпохе и стремится изобразить судьбу того или иного класса людей.

Психологический роман. В нем на первый план выходят размышления и переживания главного героя (который, как правило, один). Действенная линия сюжета может при этом практически отсутствовать.

Сатирический роман. Как видно из названия, в этой форме романа высмеиваются различные общественные явления.

Реалистический роман. Произведения этой разновидности направлены на объективное отображение окружающей действительности.

Фантастический роман. Сюда же относятся произведения в жанре «фэнтези». В романах этой формы автор создает собственный мир, в котором происходит действие. Это может быть какая-либо параллельная реальность или далекое механизированное будущее.

Публицистический роман. Представляет собой произведение публицистики, созданное при помощи художественных средств и снабженное сюжетом.

Этот жанр неотделим от времени, в которое жил и создавал его автор. И тогда становится понятно, что роман - это художественное отражение действительности.

БИЛЕТ №9

БИЛЕТ №10

БИЛЕТ №11

1. А.Н. Островский. Нравственные проблемы в пьесе (на примере произведения «Гроза»).

В 1859 году, накануне общественного подъема, который приведет в 61 году к отмене крепостного права, появилась пьеса с названием «Гроза». Подобно тому, как символично название пьесы, многогранна и ее нравственная проблематика, в центре которой – проблемы внешней и внутренней свободы, любви и счастья, проблема нравственного выбора и ответственности него.

Проблема внешней и внутренней свободы становится в пьесе одной из центральных. Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине. Уже первое появление открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни. Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. Она не чувствует счастья в доме Кабановых.

С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье. Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва.

Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора. Столкновение долга и чувства разрушило гармонию в душе Катерины, с которой она жила. Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину. Героиня не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого.

БИЛЕТ №12

Содержание и идея художественного произведения.

Содержание – это смысл произведения, воплощенный в особой, образной форме. Изучение различных сторон содержания ведет от поверхностных, неглубоких суждений о материале, избранном писателем, к верному пониманию идей, настроений, мировосприятия писателя, выраженных в произведении.

В содержании литературного произведения различаются три стороны: тема (тематика, то есть совокупность тем), проблема (проблематика, то есть совокупность проблем) и авторская позиция.

Форма – это способ обнаружения содержания литературных произведений. Содержание произведения всегда каким-то образом оформлено, вне формы все элементы содержания не могут существовать.

Идея (греч. Idea, понятие, представление) – основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют идейным содержанием художественного произведения.

БИЛЕТ №13

БИЛЕТ №14

БИЛЕТ №15

БИЛЕТ №16

1. Н.С. Лесков. Изображение русского национального характера (на примере произведения «Очарованный странник»).

В своих произведениях Н. С. Лесков раскрывает душу русского человека, пытается выявить в русском характере только ему свойственные черты и особенности. Одним из таких стал Иван Флягин. В портрете героя угадываются фольклорные и прежде всего былинные черты. Лесков сопоставляет Ивана с Ильей Муромцем.

Иван Флягин прожил нелегкую жизнь. Ему выпало немало страданий, но он постоянно стремится найти себя, понять жизнь и людей. Он все время путешествует, и мотив дороги еще больше подкрепляет авторскую мысль о том, что герой находится в постоянном поиске, в движении. Из каждого этапа жизни герой выносит опыт. Жизнь его начинается с преступления. В азарте быстрой езды он по неосторожности губит монаха. И хотя Иван Флягин еще очень молод и не очень-то раздумывает над своим преступлением, монах все время является ему во сне, будоража его душу. И тот начинает понимать, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех.

Одним из важных моментов в жизни Флягина стало воспитание девочки, от которой уехала мать. Мы видим, что служба в няньках помогает герою раскрыть его щедрую душу, его огромную доброту. Когда же ему приходится выбирать между долгом и милосердием (отдавать или не отдавать девочку приехавшей за ней матери), он поступается долгом.

Иван попадает в плен к татарам. Здесь он начинает любить свою родину, и ему открывается свойственная русскому тоска по родимой земле.

Флягин не может стать своим среди татар, потому что его душа этого не принимает. Иван всем сердцем тоскует по русским просторам.

Когда же герою становится невмоготу, он уходит куда-нибудь подальше и молится. Он бросает своих татарских жен и детей не потому, что черств сердцем, а потому что ту жизнь в плену он не воспринимает всерьез. Она для него чужая, а значит, чужое все то, что с ней связано. Он сбегает.

Но и на Руси нет герою покоя. Он все не может пока найти свое место в жизни. Иван бросается в беспробудное пьянство, однако случай спасает его, и он навсегда излечивается от пагубной привычки. Он встречает цыганку Грушу. Груша наделена необыкновенной красотой и талантом петь. Сила чувств к ней Флягина настолько глубока, что он живет отныне не для себя. Любовь изменяет его. Он снова совершает преступление – толкает Грушу в реку. Но теперь уже он делает это для того чтобы спасти душу женщины. Иначе она грозит руки на себя наложить, а самоубийц, как известно, церковь не прощает.

И опять Иван в пути. Чтобы искупить свой грех, он идет в солдаты, меняясь жребием с незнакомым человеком, пожалев его родителей-стариков. Однажды ему приходится совершить подвиг. После этого он рассказывает командиру всю правду о себе. Он сам судит себя, осознав себя «великим грешником». Он растет духовно, потому что несет ответственность за свои поступки перед Богом и людьми.

Жизнь Флягина удивительна: в ней есть какая-то тайна, загадка. Так, например, видения и чудеса сопровождают героя на протяжении всей его жизни, Лесков подчеркивает этим непредсказуемый характер русской жизни.

Религиозно-мифологические элементы в повести поднимают ее над повседневностью и выводят на уровень библейского толкования судьбы человека. На примере истории Ивана Флягина автор показывает путь человека, смысл которого состоит в обретении души. Герой Лескова последовательно проходит стадии: грешник – скиталец – странник – праведник. Иван начинает с неразличения добра и зла. Он даже не чувствует вины за гибель монаха, а жалея голубков, не жалеет кошку, отсекая у нее хвост. Но затем происходит пробуждение души героя. Причем важным моментом является то, что помогают ему в этом Грушина красота, ее пение и любовь к ней, Таким образом, через любовь и красоту герой идет к пониманию добра. Именно в любви к Груше Иван Флягин перестает жить для себя. Убивая цыганку, он берет ее грех на свою душу.

В конце повести Иван становится монахом. Но и в монастыре он не успокаивается. Он продолжает духовно расти.

Слово «очарованный» в отношении к герою Лескова можно понимать по-разному. Он живет загадочной жизнью, в которой находится место видениям, странным событиям, ангелам-хранителям и даже колдовству. Кроме того, под очарованностью можно понимать и тот период «сна души», в котором некоторое время пребывает герой.

В повести «Очарованный странник» Лесков создал образ русского «очарованного богатыря», который типизирует в себе черты национального характера: бесстрашие, чувство собственного достоинства, артистизм натуры. Но главная суть этого русского человека – жить для других, отдавая всего себя своему народу.


2. Тема Великой Отечественной Войны в поэзии XX века (на примере произведения А. Твардовского «Василий Тёркин» и стихотворения

К. Симонова «Жди меня»).

В памятное тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы немецких орудий, рев танков со свастикой на броне, вой падающих бомб, наш народ встал во весь рост на защиту Отечества.

В общем строе сражающегося народа нашла свое место и многонациональная советская литература. В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса советских поэтов.

Поэма «Василий Тёркин» рассказывает о похождениях бойца Василия Теркина во время Великой Отечественной войны. Поэма сочинялась автором буквально в промежутках между боями, на передовой линии. Василий Теркин поддерживал дух народа, помогал находить силы для продолжения борьбы, вселял надежды. Основная черта поэмы – смысловая завершенность каждой главы. Любую из них можно читать как отдельную историю, но вместе они образуют великую поэму. Автор завершал главы, так как во время войны любой день мог оказаться последним для любого бойца, в том числе и для самого автора. Второй причиной было то, что связь в те годы осуществлялась с перебоями, и было бы проблематично доставлять каждую из глав до каждого городка или деревни.

В феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала стихотворение К. Симонова «Жди меня». Оно быстро завоевало сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.

Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – «жди», повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа.

Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» – это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.

БИЛЕТ №17

БИЛЕТ №18

1. М.А. Салтыков-Щедрин. Сказки для «детей изрядного возраста» (на примере произведения «Премудрый пескарь»).

В «Сказках для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин показывает, насколько духовно скудной и порочной оказывается человеческая жизнь, утратившая высшее предназначение. Используя такие приемы создания комического эффекта, как аллегорию (иносказание), гиперболу (преувеличение) и гротеск (сильное преувеличение, выводящее изображаемое в сферу фантастики), писатель поднимает не только конкретно-исторические проблемы последних двух десятилетий девятнадцатого века, но и общечеловеческие, вневременные – проблемы нравственного выбора, смысла жизни, предназначения человека.

В сказке «Премудрый пескарь» в аллегорических образах пескаря и щуки отражаются трусливый, соглашательский характер русского либерализма конца XIX века и самодержавие, не способное изменить свою «хищную» природу. Скрываясь всю жизнь от щук, пескарь, по сути, позволял им тем самым делать всё, что они хотят.

Центральной в сказке становится проблема смысла жизни: оправданна ли жизнь, единственная цель которой – дума о себе? Страх, появившийся еще до рождения пескаря, был передан ему в рассказах отца, однако если пескарь-отец все же «помаленьку да полегоньку» жил, то существование «премудрого пескаря» уже трудно назвать жизнью – это скорее страх, растянутый более чем на сто лет. Цель жизни пескаря – «надо так прожить, чтоб никто не заметил», а потому первое, что он делает, - придумывает особую нору, «чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому – не влезть». Образ норы становится символическим, отражая абсолютную замкнутость, бегство от мира и безотчетный страх перед ним.

Итог бесцветной, бессмысленной жизни «премудрого пескаря» - пустота и полное одиночество. Все содержание его блёклого существования уместилось в одни только отрицательные частицы: «не женился, детей не имел», «ни друзей у него, ни родных», «не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит». Единственный глагол, не имеющий отрицательной частицы, - «дрожал»: «Он жил и дрожал - только и всего». Незадолго до смерти внезапно пробуждается в пескаре горькое осознание бессмысленности прожитой жизни: словно кто-то невидимый напомнил ему о существовании вечных ценностей, о которых пескарь в своем дрожании забыл, - и ему оказалось нечем оправдаться.

Сатира как жанр литературы.

Сатира – вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. Сатира при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание которого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями.

Как жанр, сатира возникла в римской литературе. Самое слово «сатира» происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных – сатиров. Филологически оно связано и со словом satura, означавшим в простонародьи блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами) и на присутствие самых разнообразных описаний всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, которые имели строго ограниченную и определенную область изображения.

Сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений.

От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет – иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления – с другой.

Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолетный характер.

БИЛЕТ №19

БИЛЕТ №20

БИЛЕТ №21

Ф.И. Тютчев. Лирика поэта.

Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкина называют «солнцем русской поэзии», то Тютчев – «ночной» поэт.

Главное в творчестве Тютчева – не изображение, а осмысление природы. Другая главная тема лирики поэта – жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства.

Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы – главная мысль стихотворений философско-антропологического цикла. В жизни человека и общества те же бури, ночь, закат, тот же рок (об этом стихотворение «Цицерон»). Отсюда острое ощущение конечности бытия ( «Два голоса»). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людьми невозможно, и здесь Тютчев следует распространенной романтической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта.

Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь («О, как убийственно мы любим...», «Предопределение», «Последняя любовь»).

Периоды творческой активности Тютчева приходятся на рубеж 20–30-х годов, когда революционное движение и в Европе, и в России пошло на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуазных революций.

Природа у Тютчева чаще всего катастрофична и восприятие ее трагедийно. Таковы, например, стихотворения «Бессонница», «Видение». Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение и за покоем дневной природы он прозревает стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (для него вообще жизнь человека на земле есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа. В то же время поэт признает, что голос хаоса, слышимый ночью, хотя и непонятен человеку, тем не менее, глубоко родственен настроению его смятенной души.

БИЛЕТ №22

1.А.П. Чехов «Вишнёвый сад». Идейное содержание. Образы пьесы.

Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный конфликт пьесы – это конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия – социально-романтическая. Мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахина, по воле которого вырубается вишневый сад.

Дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях. Любовь Андреевна давно уже «спустила» все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, необходимых для материального выживания. Ее брат Гаев – это смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает ему штаны. Гаев заявляет, что все свое состояние он «проел на леденцах». Гаев завершает галерею «лишних людей» в русской классической литературе.

Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина. Он прямой потомок тех, «чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду». Лопахин – потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он ликует, купив имение. Чехов ясно видел хищническую природу капитала. Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что «коммерсант» в нем всегда будет брать верх. Эмоции и нажива – это абсолютно несовместимые понятия. Лопахина потрясают слезы Раневской, он умен и понимает, что не все можно купить и продать, но практицизм «мужика» побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и отдав землю под дачи?

Чехов четко показал полную деградацию и моральное оскудение дворянства, разложение его как класса. Распад дворянской культуры завершает их экономическое разложение. Но, по мнению Чехова, капитализм тоже временное явление, потому что несет с собой разрушение. Петя советует Лопахину «не размахивать руками». В эти слова Чехов вкладывает большое сомнение в целесообразности действий Лопахина.

Герои по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже где-то рады продаже сада, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Вишневый сад – это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Раневская. Старого лакея Фирса забывают, он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и жажды. Фирс покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь. Чехов показал Россию на перепутье, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее.

Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости, по моему мнению, всего лишь мечты. У Раневских его зовут «облезлым барином» не только из-за внешности, но и из-за того, что он остается юношей в своих мечтах.

Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Скорее всего, она поступит на курсы или станет революционеркой.

Пьеса кончается возгласом: «Здравствуй, новая жизнь». Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог показать, потому что это был 1904 год. Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и неудержимое желание трудится на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен сменить Лопахина, потому что именно в его уста автор вкладывает ценную мысль о том, что «вся Россия – наш сад».

Чехов был глубоко убежден, что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар. Пьеса «Вишневый сад» – это прошлое, настоящее и будущее России. Дали высокую оценку Чехову многие писатели. Этой пьесой Чехов завершил идейное развенчание дворянства, начатое романом Тургенева «Отцы и дети».

За сорок лет, прошедших после отмены крепостного права, дворянство в значительной степени утратило свои экономические позиции, оно постепенно сходило с арены господствующего класса.

В «Вишневом саде» Чехов впервые дал развернутый бой дворянству как классу. Паразитизм дворянства, пустозвонство, привычка к незаслуженной роскоши – все глубоко омерзительно писателю.

Сменяющий их новый владелец вишневого сада тоже не является положительным героем. Он более жизнеспособен, обладает крепкой хваткой, но в погоне за прибылью буржуазия, несомненно, уничтожит духовные ценности.

2. Авторская песня (на примере произведения Б. Окуджава «Нам нужна одна победа»).

Авторская песня, или бардовская музыка – песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой извес<

Наши рекомендации