Формы литературного произведения
Воспитатель:
? Тебе читают книги? Какие? Назови их.
Воспитатель читает ребенку рассказ К.Д. Ушинского «Васька».
? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?
? Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?
? О ком этот рассказ?
? Что нового ты узнал о Ваське из рассказа?
Воспитатель читает русскую народную сказку «Заяц-хвастун» (обр. О. Капицы).
? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?
? Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?
? Как жилось зайцу в лесу? Как он хвастался? О чем разговаривала ворона с зайцем?
? Как заяц спас ворону? Как ворона похвалила зайца?
? Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки?
? Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы заяц испугался собак? Какими еще словами ворона могла бы поблагодарить зайца? Какими словами обычно заканчиваются сказки?
? Вспомни, как заяц-хвастун говорил про свои ноги, хвост, глаза?
? Расскажи кукле сказку, которую я тебе прочитала (повторное чтение с установкой на пересказ).
Воспитатель: Прочитай стихотворение, которое ты знаешь.
? Какие «красивые» слова есть в этом стихотворении? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?
Высокий уровень
Ребенок:
² называет несколько любимых произведений, правильно указывая их жанр (сказка, стихотворение, рассказ);
² отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), объясняет, почему это сказка, рассказ, стихотворение; называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, выделяет несколько «красивых» слов;
² знает несколько вариантов зачина и концовки сказок;
² замечает в тексте некоторые выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы);
² может по просьбе педагога придумать вариант развития действия (другое окончание сказки, например, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);
² может придумать новое название рассказа или сказки;
² fинтонационно правильно воспроизводит настроение поэтических произведений;
² «играет» со словами, образуя новые по аналогии с авторскими из текста (например, «глазищи», «хвостище», «ножищи» и т.д.).
Средний уровень
Ребенок:
² называет одно любимое художественное произведение, правильно, но не уверенно или после наводящих вопросов, определяет жанр названного или прочитанного произведения;
² называет героев, некоторые основные события, о которых рассказывается в произведении, выделяет одно-два «красивых» слова;
² называет один вариант зачина и концовки сказок;
² иногда замечает в тексте некоторые выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы);
² с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка и др.) может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.) в одной или двух фразах;
² может придумать новое название рассказа или сказки с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка и др.);
² при чтении стихотворения выбирает правильную интонацию с помощью педагога;
² с нежеланием «играет» со словами, по просьбе воспитателя образует новые по аналогии с авторскими из текста с помощью взрослого.
Низкий уровень
Ребенок:
² не называет художественное произведение, которое ему нравится, не может определить жанр названного или прочитанного воспитателем произведения:
² называет не всех героев, пропускает основные события, о которых рассказывается в произведении, не может выделить «красивые» слова в тексте;
² не называет ни одного варианта зачина и концовки сказок;
² не замечает в тексте выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы);
² не может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.) и новое название рассказа или сказки;
² читает стихотворение интонационно не выразительно, «формально»;
² не проявляет интереса к игре со словами, не может образовать новые слова по аналогии с авторскими.
Задание 2
Выявление умений использования образных средств