Требования к оформлению письменных работ.

Реферат или курсовая работа пишется на одну из предложенных тем, или на тему, выбранную студентом самостоятельно и согласованную с преподавателем семинара.

Письменная работа сдается в виде машинописного (или набранного на компьютере) текста. Рукописные тексты не принимаются.

Объем реферата составляет 5-7 печатных листов, курсовой работы соответственно 8-15 печатных листов, набранных 12-14 шрифтом в 1,5-2 интервала.

Срок подачи письменной работы – начало летней зачетной сессии.

Титульный лист оформляется в соответствии со стандартными требованиями института. На титульном листе указываются:

- полное наименование учебного заведения и факультета

- № группы и специальность, по которой обучается студент

- ФИО студента

- название предмета

- тема курсовой работы (реферата)

- фамилия и инициалы руководителя

- место и год написания работы.

Текст курсовой работы (реферата) снабжается примечаниями, которые помещаются в конце основного текста в виде концевых сносок. В приложении помещаются библиография (список использованной литературы), иллюстрации и список иллюстраций.

В примечаниях указывается источник информации, почерпнутой при написании работы. Первая ссылка на издание содержит фамилию и инициалы автора, полное наименование книги (без кавычек), номер тома (если есть), место и год издания, номер страницы. Страница обозначается заглавной буквой «С» с точкой (в изданиях на иностранных языках соответствующей буквой иностранного алфавита).

Пример:

1 Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.1. М., 1998. С. 205.

2 Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile au XIV-e et XVI-e siecles d’apres les monuments de Mistra, de la Macedonie et du Mont-Athos. Paris, 1916. P. 489.

Повторная ссылка на издание оформляется сокращенно.

Пример:

3 Кондаков Н.П. Указ. соч. Т. 1. С. 207.

4 Millet G. Op. cit. P. 490.

Две и более ссылки подряд на одно издание могут быть оформлены следующим образом:

5 Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.1. М., 1998. С. 205.

6 Там же. Т. 1. С. 222.

7 Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile au XIV-e et XVI-e siecles d’apres les monuments de Mistra, de la Macedonie et du Mont-Athos. Paris, 1916. P. 489.

8 Idem. P. 491.

Ссылка на статью, опубликованную в сборнике, содержит фамилию и инициалы автора, полное наименование статьи // Название сборника, № выпуска (если издание периодическое), место и год издания, номер страницы.

Пример:

8 Прот. Николай Озолин. Два аспекта иконологии Л.А. Успенского // Искусство Христианского Мира: сборник статей. Вып. 3. М., 1998. С. 10.

9 Papadopulos S.A. Essai d’interpretation du theme iconographique de la Paternite dans l’art Byzantin // Cahiers Archeologiques 18 (1968). P. 124.

В разделе «библиография» выходные данные статьи, опубликованной в составе сборника, снабжаются указанием номеров страниц.

Пример:

1. Прот. Николай Озолин. Два аспекта иконологии Л.А. Успенского // Искусство Христианского Мира: сборник статей. Вып. 3. М., 1998. С. 9-13.

2. Papadopulos S.A. Essai d’interpretation du theme iconographique de la Paternite dans l’art Byzantin // Cahiers Archeologiques 18 (1968). P. 121-136.

Перечень работ в разделе «библиография» составляется в алфавитном порядке. Соблюдается следующая очередность в перечислении изданий:

- Книги и статьи на русском языке;

- Книги и статьи на иностранных языках (кириллица);

- Книги и статьи на иностранных языках (латиница);

- Книги и статьи на иностранных языках (греческий, арабский, грузинский и др.)

Требования к содержанию рефератов.

Реферат состоит из введения, основной части и заключения.

В разделе «введение» сообщаются первоначальные сведения об изучаемом памятнике (наименование, датировка, место хранения, источник поступления).

Основная часть реферата состоит из двух разделов.

Первый раздел содержит описание изучаемого памятника.

Второй раздел представляет собой развернутую иконографическую справку. В иконографической справке сообщается литературный источник сюжета, дата возникновения первых изображений и краткий очерк эволюции иконографии с указанием основных памятников (в хронологическом порядке). Цель работы – выявить иконографические особенности изучаемого произведения. Цель достигается в результате его сопоставления с другими памятниками такой же иконографии.

Выводы проведенного исследования формулируются в заключении.

Темы рефератов:

1. Икона «Спас на престоле» 1337 года из Благовещенского собора Московского Кремля. Особенности иконографии.

2. Икона «Спас Вседержитель» («Ситниковский Спас») XIII века из собрания МиАР. Проблемы иконографии.

3. Икона «Спас Эммануил с припадающими Артамоном и Евдокией» 1670-х гг. из собрания ГМЗ «Коломенское». Проблемы иконографии.

4. Икона «Богоматерь Одигитрия» Дионисия из Ферапонтова монастыря (ГРМ). К проблеме интерпретации жеста Богоматери.

5. Икона «Богоматерь Умиление» XII века из Успенского собора Московского Кремля. Особенности иконографии.

6. Икона «Богоматерь – Гора Нерукосечная» XVI века из собрания ГМЗ «Коломенское». Проблемы иконографии.

7. Икона «Спас Нерукотворный. Не рыдай Мене, Мати» 1560-х гг. из собрания ГМЗ «Коломенское». Проблемы иконографии.

8. Икона «О Тебе радуется» XV века из Успенского собора Московского Кремля. Проблемы иконографии.

9. Икона «Зачатие Иоанна Предтечи» конца XV века из собрания МиАР. Проблемы иконографии.

10. Икона «Рождество Христово» XV в. из Благовещенского собора Московского Кремля. Проблемы иконографии.

11. Икона «Троица Ветхозаветная» XVI века из Пскова из собрания Государственной Третьяковской галереи. Проблемы иконографии.

12. Икона «Св. Симеон Богоприимец» XVI века из Успенского собора Московского Кремля. Проблемы иконографии.

13. Икона «Голубое Успение» XV века из собрания Государственной Третьяковской галереи. Проблемы иконографии.

14. Икона «Преображение» из Переславля Залесского начала XV века из собрания Государственной Третьяковской галереи. Проблемы иконографии.

15. Памятник лицевого шитья «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» начала XVII века из собрания Государственной Третьяковской галереи. Проблемы иконографии.

Экзаменационные вопросы.

1. Предмет и метод иконографии. Особенности методов Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова, Л.А. Успенского.

2. Лингвистико-иконографический метод А.Н. Грабара. Понятия «иконографическая формула», «иконографическая вокабула».

3. Влияние античных типологических циклов на сложение христианской иконографии.

4. Влияние императорского искусства на сложение христианской иконографии.

5. Символические и аллегорические изображения Спасителя в раннехристианском искусстве: Христос – Добрый Пастырь, Христос – Чудотворец.

6. Символические и аллегорические изображения Спасителя в раннехристианском искусстве: Христос-Триумфатор, Христос-Учитель.

7. Сложение «исторического» образа Христа. Варианты облика Христа в раннехристианском и ранневизантийском искусстве. Канонический облик.

8. Спас Нерукотворный.

9. Христос Пантократор.

10. Спас в силах: иконография и литературная основа образа.

11. Спас Халкитисс и Спас Смоленский.

12. Спас Эммануил, Христос Ветхий Денми, Спас Великий Архиерей. Богословская оценка образов.

13. Раннехристианская иконография Богоматери. Влияние III Вселенского собора на иконографию Богоматери.

14. Богоматерь на престоле.

15. Богоматерь Оранта.

16. Богоматерь Великая Панагия и Богоматерь Знамение.

17. Богоматерь Одигитрия.

18. Богоматерь Умиление.

19. Сложение иконографии христианских святых в ранневизантийском искусстве.

20. Иконография Рождества Христова.

21. Праздники с общей иконографической формулой рождества: Рождество Богоматери, Рождество Иоанна Предтечи и др. святых.

22. Иконография праздника Преображения Господня.

23. Иконография праздника Вознесение Господне.

24. Иконография Покрова Пресвятой Богородицы.

25. Иконография Пятидесятницы.

26. Праздники с общей иконографической формулой учительства: Преполовение Пятидесятницы, Вселенские соборы.

27. Иконография праздника Сретение Господне.

28. Иконография праздника Введение во храм Богородицы.

29. Иконография Благовещения Пресвятой Богородицы.

30. Иконография Воскрешения Лазаря.

31. Иконография праздника Вход Господень в Иерусалим.

32. Иконография композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня».

33. Иконография Уверения Фомы.

34. Иконография Евхаристии: историческое изображение Тайной вечери и мистагогическая композиция «Причащение апостолов».

35. Иконография теофании у Мамврийского дуба: от Гостеприимства Авраама до Ветхозаветной Троицы.

36. Иконография Успения Пресвятой Богородицы.

37. Иконография Положения во Гроб.

38. Иконография праздника Крещение Господне.

39. Иконография Распятия.

40. Иконография композиции «Воскресение – Сошествие во ад».

41. Иконография праздника Крестовоздвижение.

42. Иконография Страшного Суда.

43. Иконография Собора Богоматери.

44. Иконография композиций «О Тебе радуется», «Достойно есть» и их литературная основа.

45. Протоевангельский цикл в православном изобразительном искусстве

46. Агиографические циклы в христианском искусстве: общие принципы изображения, примеры.

47. «Дело Дьяка Висковатого» и новаторство в области иконографии в русском искусстве XVI века. «Четырехчастная» икона Благовещенского собора, «Символ веры».

48. Иконография «Троицы Новозаветной» - «Сопрестолие» и «Отечество». Проблема каноничности.

Наши рекомендации