Урок 11 Из бури 3–9 декабря 2016 г.

Памятный стих: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» (Иов.38:4).

Из бури

1. Иов.38:1 - Кто включается в разговор?

Несмотря на все различия, герои в книге Иова имели одну общую черту: каждому было что сказать о Боге или, по крайней мере, о своем понимании Бога. И хотя поводом для разговора были страдания Иова, главным объектом обсуждения был Бог. По мере повествования, не считая первых двух глав, Господь оставался на заднем фоне и был скрыт из виду. Однако, в конце концов, Сам Бог - объект бесчисленных дискуссий и дебатов в книге Иова - начал говорить за Себя.

После молчания, которое могло показаться Иову невыносимо долгим, Бог, наконец, заговорил с ним.

Бог и Иов остаются наедине, как если бы присутствия других не требовалось вовсе.

2. Сравните Иов.38:1 с Иов.31:35. Что это сравнение говорит нам о нашем Господе?

3. Быт.15:1–6; Быт.32:24–32; Ин.1:29 - что эти тексты говорят о том, насколько Бог может быть близок к нам?

Библия учит нас великой и важной истине, что наш Бог - это не отстраненное божество, которое создало наш мир, а затем предоставило нас самим себе. Бог тесно взаимодействует с нами. Несмотря на все наши скорби, беды и трудности, мы можем иметь уверенность в том, что Бог рядом, и доверять Ему.

4. Одно дело - умозрительно верить в близость Бога к нам; и совсем другое - испытать эту близость. Как вы можете научиться поддерживать близкие отношения с Богом и черпать из этих отношений надежду и утешение? Рим.8:14-16; Гал.4:6; 1 Кор.2:12.

Вопрос Бога

1. Иов.38:2 - какой первый вопрос Бог задал Иову и что означал этот вопрос?

2. Для чего Бог задает людям вопросы? См., например, Быт.3:11; Быт.4:9; 3 Цар.19:9; Деян.9:4; Мф.16:13. На что Он обращает наше внимание?

а) Во всей Библии мы видим, что Бог задает людям вопросы. Это происходит не потому, что Он не знает ответов. Вопросы Бога предназначены для того, чтобы истина дошла до умов и сердец людей. Бог, подобно хорошему учителю, задает вопросы, побуждая нас задуматься над своей ситуацией, чтобы помочь нам разобраться в своих проблемах и прийти к определенным выводам.

б) Хорошие вопросы побуждают к размышлению и углубленному познанию Божьего Слова.

3. Если бы Бог сейчас задал вопрос, касающийся вашей жизни, что бы Он, по вашему мнению, спросил? Что бы вы Ему ответили? Как этот ответ характеризует вас?

Господь как Творец

1. Иов.38:4-41 - о чем Бог спрашивает Иова далее и какова цель этих вопросов?

Вопреки своим ожиданиям Иов не получил подробных разъяснений того, почему с ним приключились все эти бедствия. Вместо этого на него обрушился поток риторических вопросов.

Безусловно, Иов не присутствовал ни при одном из описанных событий и мало что знал о любом из упомянутых Господом явлений. Целью Бога было показать Иову, что даже при всей его мудрости и знаниях и при всем том, что в отличие от других людей он говорил о Боге «верно» (Иов.42:7), Иов все же знал так мало. И его недостаток знаний лучше всего обнаруживался в осведомленности о сотворенном мире.

2. Чему мы можем научиться, изучая 38-ю и 39-ю главы книги Иова?

С помощью прямолинейных вопросов Бог обращает наше внимание на Свою творческую деятельность и на тот факт, что при основании Земли человечества еще не существовало (Иов.38:4–7). Бог говорит о различных аспектах Своего господства над небом и землей. В Его власти - морская стихия (Иов.38:8–11), смена дня и ночи (Иов.38:12–15), врата смерти (Иов.38:17), свет и тьма (Иов.38:18–21) и созвездия (Иов.38:31–33) и различные природные явления (Иов.38:34–38).

Речь Бога в книге Иова напоминает нам о красоте и сложности установленного Богом порядка.

3. Пс.18 – к каким размышлениям пришел царь Давид, наблюдая за природой? (Ср. ст.1-7 со ст.8-15).

Во всем, что мы наблюдаем в природе, виден определенный замысел. Особенности устройства Вселенной лучше всего объясняются разумной первопричиной, а не дарвинистской теорией естественного отбора.

Признание наличия замысла побуждает к размышлению о Создателе.

Живые организмы демонстрируют характеристики, имеющие столь сложную взаимозависимость частей, что непредвзятый наблюдатель признает их созданием разумного Творца.

Однако далеко не все пришли к заключению, что разумный замысел - это библейский Бог.

4. Каким образом созданный мир вызывает у вас восхищение перед могуществом Бога? Пс.110:3; Пс.144:10-12; др.

5. Если Иов так мало знал о творении, насколько полными были его познания о Творце?

Книга природы является удивительным источником знаний о нашем Боге. Она также может служить средством исцеления от наших недомоганий и болезней. Природное откровение однозначно указывает на Бога-Творца, однако не раскрывает в полной мере образ Бога-Спасителя, что является необходимым для нашего искупления. Только Голгофа открывает нам то, что сделал Бог, чтобы спасти нас и предложить надежду на вечный союз с Ним.

Мудрость мудрых

1. Дает ли современная наука ответы на вопросы, которые Бог задает Иову в главах 38 и 39? Даже владея научными познаниями о природном мире, как вы могли бы ответить на Божьи вопросы?

Наука открыла нам многие грани реальности, которые ранее были скрыты. Благодаря современной науке мы обладаем сегодня такими знаниями о природном мире, которые были недоступны для людей в библейские времена. И даже при всех этих приобретенных знаниях мы, люди, по-прежнему ограниченны в своем понимании устройства и происхождения природного мира. Нам еще многое предстоит узнать.

2. Может ли дать наука все ответы на вопросы творения?

Несмотря на все знания, накопленные нами за последние сотни лет, Творение остается для нас полным чудес и тайн, которые мы вряд ли сможем понять. Чем больше мы узнаем о сотворенном мире, тем более удивительным и таинственным он предстает перед нами.

«Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века» (Втор.29:29). Бог не открыл людям, каким именно путем была осуществлена работа творения. Человеческая наука не может проникнуть в тайны Всевышнего. Его творческое могущество так же непостижимо, как и Его бытие» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 113).

3. 1 Кор.3:19-20; 1 Кор.1:18–27 - какое предупреждение нужно извлечь из этих текстов, касающееся ограниченности человеческого знания?

4. Насколько осторожными следует быть в принятии «истин», которым нас учат «великие мира сего», особенно когда их учение явно противоречит Божьему Слову?

«Бог излил потоки света на мир как в области науки, так и в области искусства, но если ученые будут рассматривать эти сферы только с человеческой точки зрения, они неизменно придут к ложным выводам. Конечно, мы можем строить различного рода предположения сверх того, что открыто в Слове Божьем, но только при условии, если наши взгляды не будут противоречить библейским фактам. Но те, кто оставляет Писание и пытается объяснить работу Творения с научной точки зрения, блуждают без карты и компаса по неизвестным водам безбрежного океана. Гениальные мужи, если не будут руководствоваться Словом Божьим в своих исследованиях, придут в тупик при попытке установить связь между наукой и Откровением Божьим. Поскольку Сам Творец и Его деяния непостижимы их пониманию и не поддаются объяснению с точки зрения естественных законов, то ученые просто отвергают библейскую историю как недостоверную. Сомневающиеся в правдоподобности Ветхого и Нового Заветов пойдут еще дальше и усомнятся в существовании Самого Бога, и, таким образом потеряв якорь, они будут носиться по волнам, пока не разобьются о скалы безбожия» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 113).

Раскаяние в прахе и пепле

1. Иов.39:32 – как Господь заканчивает Свою речь?

Бог заканчивает Свою речь риторическим вопросом: «Будет ли состязающийся со Вседержителем (евр. - Шаддай) еще учить?» Используется имя Бога, Которое наилучшим образом подчеркивает Его верховную власть. Он – Всемогущий.

2. Иов.39:33-35 – есть ли у Иова ответы на вопросы, заданные Богом?

Бог задает вопросы, на которые Иов не может ответить. Он должен был признать более семидесяти раз, что не знает ответа и что его ограниченный ум не может постичь безграничную мудрость Яхве.

3. Ср. Иов.38:1-2 с Иов.42:3 – тем не менее, смог ли Иов найти ответ на первый вопрос Господа?

Это был сам Иов, когда рассуждал о вещах, о которых не имел ни малейшего понятия.

4. Чем на первый взгляд не связанные между собой вопросы Бога, касающиеся творения, в конечном итоге помогают Иову?

Бог не дает ответа на вопрос, обсуждавшийся в предыдущих 35 главах. Длинный список риторических вопросов Яхве рисует прекрасный образ Бога-Творца, Который принимает непосредственное участие в незаметных и великих чудесах, происходящих каждый миг во Вселенной. Пребывание в присутствии такого Бога может привести к осознанию нашего греховного состояния.

5. Иов.42:1–6 - что говорит Иов в ответ на Божье откровение о Себе? Были ли у Иова причины раскаиваться в прахе и пепле? Разве он не был праведным человеком?

Иов.42:5 - хотя Иов многое слышал о Боге, теперь, когда он увидел Бога, то есть ближе познакомился с Ним, он также увидел себя в истинном свете.

Когда мы взираем на Бога, то видим себя грешниками, кем в действительности и являемся. «Чем ближе вы ко Христу, тем больше недостатков увидите в своем характере, ибо духовное зрение обостряется. В сравнении с Его совершенством ваши слабости видны более отчетливо» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 64). Иов пережил именно этот опыт, который привел его к более глубокому пониманию Бога.

6. Ис.6:1–5 и Лк.5:1–8 - чем реакции, описанные в этих текстах, похожи на реакцию Иова?

Все мы - падшие и пораженные грехом существа, и наша природа сама по себе вступает в конфликт с характером Бога. Вот почему никто не может спасти себя; никто не может сделать достаточно добрых дел, чтобы заслужить Божью благосклонность. Вот почему все мы, включая «самых лучших», - тех, кто, подобно Иову, непорочен, справедлив, богобоязнен и удаляется от зла, - нуждаемся в благодати и Спасителе, Который сделает для нас то, чего мы никогда не сможем сделать для себя сами. В Иисусе мы имеем все необходимое для спасения.

7. Представьте себя стоящими перед лицом Божьим прямо сейчас. Как вы думаете, какой была бы ваша реакция?

Уроки, выводы

1. Пс.15:8 – почему нам нужно всегда взирать на Господа? Исх.24:12; 2 Тим.3:15-17 - как мы можем это сделать?

Взирая на Бога, мы видим себятакими, какими на самом деле являемся, а также осознаем нашу нужду в Спасителе.

2. Иов.42:7 – какую ответственность мы несем, представляя Бога в своих словах, поступках и жизни?

Часто наши представления о Боге зависят от того, что мы наблюдаем в людях, называющих себя Его последователями. Иногда они представляют Бога в искаженном виде и утверждают, что их мнение является авторитетным. Лучше всего позволить Богу открыться Самому, как Он сделал это в Иов. 38 и 39, а не выступать от Его имени. Как церкви нам следует заботиться о том, чтобы наши слова и поступки верно свидетельствовали о Боге окружающим нас людям.

3. Как Господь открывает Себя людям?

а) Рим.1:19-20 - через природу; б) Ин.5:39 - через Свое Слово; в) Евр.1:1-2 - в Иисусе Христе.

4. Какие уроки мы можем извлечь для себя, изучив данную тему?

«Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя. Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй» (Пс.137:7,8).

Вывод. Бог отличается от всех наших представлений о Нем. Наши идеи о Боге, даже хорошо сформулированные, не являются абсолютно правильными. Отказавшись от собственных надуманных представлений о Боге и понимания того, каким образом Он должен решать наши проблемы, давайте позволим Господу Самому совершить в нас Свое спасение, будучи уверены в том, что «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп.1:6).

Светлана, [email protected]

Наши рекомендации