Заблуждения, ведущее к убежденности, что в любви ничему не надо учиться
Фромм Э.
Австрийский философ и психолог Эрих Фромм (1900-1980).
«Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть», «Пути из больного общества».
Фромм, в частности, показывает, что приход к власти таких некрофилов (греч. некрофилия - любовь к смерти), как Гитлер и Сталин в государствах с наиболее антигуманным, тоталитарным режимом - это неизбежный результат искажений естественного пути, по которому пошла цивилизация ХХв. С таких позиций Фромм даже различает культуры «добрые» и «злые» .
Современное общество ставит человека перед дилеммой - «Иметь или быть?» «Иметь» означает реализацию себя через потребительское отношение ко всему - к людям, деньгам, образованию, культуре как таковой, когда все продается и покупается. «Быть» же означает - быть личностью, выработать свой внутренний стержень, хранить Бога в душе. «Когда нет Бога в душе, его место занимает неуемный злой ДУХ», - написано было еще в Библии. Если Ницше констатировал «смерь Бога», то Фромм и М. Фуко пошли еще дальше, обнаруживая, что В ХХ в. «умер человек»;
В числе наиболее разрушительных пороков нашей цивилизации Фромм выделяет «современную форму каннибализма» - стремление использовать людей для себя, когда человек воспринимается лишь как средство. Разрушительной силой в «больном обществе» становится манипулирование людьми, подчинение их мыслей установкам, навязанным им и воспринимаемым ими как свои собственные. Вслед за Марксом, увидевшим эту опасность уже в XIX В., Фромм писал: «Единственным условием отказа от иллюзий о своем положении является такое состояние общества, при котором нет нужды в иллюзиях».
Фромм Э. Искусство любить.
Эрих Фромм (1900-1980) - немецко-американский философ, социолог и психолог, Его классическая работа "Искусство любить" 1956г, где он утверждал, что любовь - критерий подлинности человеческого бытия, ответ на проблему человеческого существования.
Взгляды Э.Фромма на любовь и ее значение в человеческой жизни составляют существенную часть разрабатывавшейся им концепции «Искусство жить», которая основана на:
· теоретической «науке о человеке»,
· «прикладной науке» - «гуманистической этики»
Существенную часть разрабатывавшейся им «гуманистической этики», составляет «искусство любить». Таким образом, "искусство жить" у Э.Фромма включает в себя "искусство любить".
Э Фромм утверждал, что любовь - это искусство, а не инстинкт и не дар свыше. Любовь не приходит совершенно независимо от нас - как неподвластный нам инстинкт или как счастливый случай, как стечение внешних обстоятельств, подарившее нам любимого. Дело, прежде всего в том, умеем ли мы сами любить. Все человеческие способности, умения должны вырабатываться, формироваться благодаря нашим усилиям и опыту. Это в полной мере относится и к любви. Знание в любви - это опыт "вживания" в потаенность души другого, сопереживания с ним.
Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором мое желание познания удовлетворяется благодаря единению.
Цель любви - "это путь преодоления отделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо для человека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности".
Искусство любви.
Эта книга ставит целью показать, что любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости.
· все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации;
· удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.
Чтобы избежать неудачи в любви - надо исследовать причины этой неудачи.
Заблуждения, ведущее к убежденности, что в любви ничему не надо учиться.