Появление искусства. Мифология
Методическое пособие
По
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ОД.02.01
Краткий курс лекций
преподаватель Солодкова Т.М.
2014 г.
ПОСОБИЕ, ЧАСТЬ 4.
ЛЕКЦИЯ № 1. Культура первобытной эпохи . . . . . . . 2
1. Общая характеристика периода . . . . . . . . . . . . . . .
2. Материальная культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Появление искусства. Мифология . . . . . . . . . . . . .
4. Изобразительное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Появление письменности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Дальнейшее развитие абстрактного мышления, накопление рациональных знаний
ЛЕКЦИЯ № 2. Культура Древнего Египта . . . . . . . . . .5
1. Периодизация и общая характеристика культуры Древнего Египта
2. Религия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Образование и наука. Литература . . . . . . . . . . . .
4. Музыка, живопись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Архитектура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Скульптура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ЛЕКЦИЯ № 3. Культура античности (Древней Греции и Древнего Рима) . . . . 8
1. Особенности античной культуры . . . . . . . . . . . . .
2. Религия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Театр. Музыка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Просвещение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Живопись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8. Архитектура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9. Скульптура. Вазопись . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пособие по дисциплине История мировой культуры предназначено для студентов музыкального училища им. Н.А. Римского - Корсакова. Оно содержит
Краткий конспект лекций, соответствующий тематическому плану. Информация, приведенная в пособие, не является исчерпывающей, но позволяет структурировать знания при подготовке к тестированию и зачетам. Дополнительный материал имеется на сайте преподавателя http://imk-solo.ucoz.ru , и кабинете ИМК в электронной форме.
Студенты могут использовать при выборе тем для самостоятельных и творческих работ.
ЛЕКЦИЯ № 1. Культура первобытной эпохи
Общая характеристика периода
Культура первобытной эпохи является фундаментом всей по следующей культуры человечества. Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной эпохи:
1) язык;
2) письменность;
3) искусство;
4) религия;
5) мифология;
6) наука;
7) нравственность и др.
Некоторые современные проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной эпохи: история возникновения человека, происхождение рас, народов, появление мифологии, религии, искусства и т. д. Нужно отметить, что первобытная эпоха не ушла в прошлое безвозвратно. Она еще продолжает существовать в локальных областях:
1) джунглях Амазонии;
2) в центральных районах Африки;
3) на островах Океании;
4) в глубинных районах Австралии.
Первобытная эпоха охватывает огромный период от появления человека до возникновения первых классовых обществ и государств, а также письменности. Человеческий род существует около 2,5 млн лет. Homo sapiense (человек разумный) — всего лишь около 40 тыс. лет.
Материальная культура
Орудиями труда человек пользуется более 2 млн лет. Это открыло перед ним широкие возможности:
1) использования природных ресурсов;
2) приспособления к окружающей среде;
3) коллективной охоты;
4) защиты от врагов.
В эпоху неолита:
1) совершенствуются орудия труда;
2) приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование);
3) появляются луки, стрелы, керамическая посуда.
Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти два величайших достижения первобытной экономики сделали человека человеком. Важнейшей предпосылкой разложения первобытного общества стал переход к использованию металлов.
Появление искусства. Мифология
С появлением искусства в развитии человеческого общества произошел качественный скачок. Новым явлением стало первобытное искусство. Отправной точкой художественного творчества человека могли быть: его эстетические потребности, половой инстинкт, мифологическое мышление, религиозная практика, необходимость
закрепления и передачи накопленного опыта, потребность в развлечении и т. д.
Биологическое и культурное развитие помогло человеку использовать символы. Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает этой способностью.
Важное место в первобытной культуре занимает мифология. Она, являясь основной формой мировоззрения человека на ранней стадии развития, показывает, как он осознает себя, мир вокруг и свое место в этом мире. На основе различных форм словесного творчества сформировалась и литература. Из мифологии выделились такие формы общественного сознания, как:
1) искусство;
2) политическая идеология и др.
В древности человек еще не выделял себя из окружающей среды. Он переносил на природные объекты свои собственные свойства, чувства, наделял их душами и духами.
Важнейшей чертой мифа является то, что заменяя в мифе одни символы другими, он делает описываемые предметы более доступными для понимания.
Как показали исследования, на ранних стадиях развития мифы были примитивны и кратки. Позднее мифология превратилась в развернутую систему связанных друг с другом мифов, образующих разветвленные циклы. Так сложились:
1) античная;
2) древнеславянская;
3) скандинавская мифология и др.
Ученые выделяют несколько типов мифов:
1) антропогонические;
2) солярные;
3) лунарные;
4) астральные;
5) зооантропоморфные;
6) космогонические;
7) теогонические и др.
Одной из наиболее распространенных форм первобытных верований стал культ предков — почитание духов умерших родственников. Считалось, что эти духи, злые и добрые, могут влиять на жизньлюдей. Существовало множество способов, с помощью которых
люди пытались умилостивить духов предков и нейтрализовать их злую волю. Разновидностями первобытных верований являются:
1) анимизм;
2) тотемизм;
3) фетишизм.
Развитие земледелия в поздний период первобытной эпохи потребовало упорядочения календаря, а следовательно, и астрономических наблюдений. Ирригационные работы приводили к формированию техники геометрических вычислений, развитие обмена — к усовершенствованию счетных систем. В конечном итоге все это вело к накоплению математических знаний. Болезни, эпидемии, войны вынуждали применять и совершенствовать первобытную медицину. Сухопутные и морские перемещения послужили стимулом к развитию географии и картографии. А с появлением выплавки рудных металлов зародились основы химии.
Изобразительное искусство
В первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства:
1) графика (рисунки, силуэты);
2) живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками);
3) скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины);
4) декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости; рельефы, орнаменты).
В глубокую древность уходят истоки таких видов художественного творчества, как:
1) музыка;
2) пение;
3) танец;
4) театрализованные представления.
Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту, их возраст около 40 тыс. лет. Среди них особое место занимают так называемые «Венеры» — изображения, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Найдены обобщенно выразительные изображения животных: мамонта, лошади, оленя, медведя, зубра, сцены охоты на них.
В конце XIX в. была открыта первобытная пещерная живопись (Альтамирская пещера в Испании). Позднее исследователи обнаружили десятки подобных пещер в Испании, Франции, а также в России (Капова пещера, Южный Урал). Для раннего периода развития наскальной живописи были характерны:
1) примитивные рисунки;
2) неясные знаки;
3) волнистые линии;
4) отпечатки кисти руки.
К концу первого периода появляются неуверенные контурные рисунки животных, которые начинают заполняться краской. Второй период характеризуется переходом от контурного, плоскостного изображения к передаче объема и отдельных деталей.
В третий период пещерное искусство достигло самых больших высот. Росписи поражают своими:
1) масштабами и реалистичностью;
2) совершенством передачи объемов;
3) пропорциями фигур;
4) перспективой;
5) движением;
6) применением полихромии.
Позднее наблюдается упрощение изображения, фигуры становятся символами.
Появление письменности
Огромное значение имело появление письменности. Современным буквенно-звуковым системам письма предшествовали разные его формы, одна из первых — пиктографическое письмо, состоящее из отдельных конкретных изображений.
С наступлением эпохи мезолита в изображении начинает преобладать человек. Цвет и объем уступают место движению. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из множества фигур, композиционно не связанных между собой, то наскальное многофигурное искусство воспроизводит сцены охоты, сбор меда, ритуальные действия, танцы, сражения и др. В эпоху неолита искусство претерпевает глубокие качественные изменения. Культура перестает быть единой, она приобретает на различных территориях ярко выраженные особенности, самобытный характер.