Траянова колонна – см. комментарий к странице 173
249. Аскольд и Дир - древнерусские князья. По преданию правили вместе в Киеве, осаждали Царьград. Убиты князем Олегом в 882 году.
249. Святослав I – (? – 972 гг.) великий князь Киевский. Сын князя Игоря и княгини Ольги. Совершал походы с 964 года из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Освободил вятичей от власти хазар. Разгромил Хазарский каганат в 965 году. Вел войну с византийцами. Укрепил внешнеполитическое положение древне-русского государства. Убит печенегами.
249. Ольга – (?-969) – княгиня, жена киевского князя Игоря. Правила в малолетство сына Святослава и во время его походов. Подавила восстание древлян. Около 957 года приняла христианство. Канонизирована русской православной церковью.
249. Владимир I – (? – 1015) – с 969 года князь новгородский, с 980 – великий князь киевский. Младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов. Воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией, Польшей. В 988-989 годах ввел на Руси христианство в качестве государственной религии.
249. Стрибог – «В восточнославянской мифологии божество древнерусского пантеона. Кумир Стрибога был установлен в Киеве в 980 году. В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьеми внуками, которые стрелами веют с моря, что, видимо, указывает на атмосферные функции Стрибога. В древнерусских текстах имя Стрибога постоянно сочетается с именем Даждьбога, что дает основание противопоставлять или сближать их функции и значение (дать – распространить долю, благо)». В.Иванов, В. Топоров.
250. «Восприняв христианство…» - На территории Армении христианство в качестве государственной религии утвердилось в 301 году. Таким образом, это государство стало первой страной, исповедующей христианство как официальную религию. Армянское царство находилось под влиянием могущественных соседей – Византии и Персии. В 387 году греки и персы овладели страной. Раннехристианская Армения испытывала влияние Византии, однако стремилась освободиться от него в религиозной сфере. Армяне были монофизитами и основали независимую (автокефальную) церковь.
250. Эчмиадзин – до 1945 года Вагаршапат. Город в Армении. Известен со II века до н.э. Собор, возведенный в 303 году и перестроенный в V и VII веках и сложившийся вокруг него монастырь – центр Армянской апостольской церкви (считается, что первыми принесли христианство в Армению апостолы Фаддей и Варфоломей) и резиденция ее главы каталикоса.
250. Святой Григорий, просветитель Армении – Григорий Лусаворич (Просветитель) - первый епископ Армении (даты жизни: около 250-252 – 325 гг.). Именно он обратил армянского царя Трдата в христианство
250. Местный красноватый камень – туф.
250. Ани – столица Багратидов. Кафедральный собор в Ани (купольная базилика) возведен в 989-1001 годах зодчим Трдатом.
251.Церковь Святого Василия – по иным сведениям церковь Святого Георгия.
251. Десятинная церковь – Церковь Успения Богоматери (строительство закончено в 996 году), на содержание которой Владимир выделил одну десятую часть своих доходов. Отсюда укоренившееся в народе название Десятинная церковь. Здесь хранились мощи Святого Климента Римского. Церковь разрушена до основания при нашествии Батыя в 1240 году. Фундаменты обнаруживают крестово-купольную планировку с тремя нефами и шестью столпами. В византийскую схему в XI веке на русский лад было добавлено галерейное окружение. Кладка была выложена по византийскому образцу полосами из горизонтальных рядов плоского кирпича – плинфы и светло-розового раствора цемянки (смеси извести с толченным кирпичом). Промежуточные ряды плинфы были утоплены в стене и покрыты снаружи цемянкой.
В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его супруга – византийская царевна Анна, сюда же из Вышгорода был перенесен прах княгини Ольги. В тридцатых годах XVII века по инициативе Петра начались раскопки руин храма. Тогда же им была воздвигнута здесь, а в 1828-1842 годах на месте этой новая по проекту архитектора В.С.Стасова, одноименные церкви. Не сохранились.
(Сейчас это территория Исторического музея Украины на улице Владимирской N2).
251. Петр Могила – Петр (в миру Петр Симеонович Могила) (1596-1647), митрополит Киевский и Галицуий с 1632 года. Архимандрит Киево-Печерской лавры (с 1627 года). Основал славяно-греко-латинскую школу (1631) при Киево-Печерской лавре (позднее Киево-Могилянская академия). Добился признания легального существования православной церкви наряду с униатской..
251. Ярослав – Мудрый (около 978-1054), великий князь киевский (1019). Сын Владимира I. победил Святополка и изгнал его из Киева. Боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство (1026), а затем вновь объединил его (1036). Установил династические связи со многими европейскими государствами.
251. София Киевская –1019-1037. Пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами в восточной части, с трех других сторон окруженный обходами (крытыми галереями).
254. Саркофаг Ярослава – византийской работы VI-VII веков.
254 Князь Святополк-Михаил – князь Святополк II (1050-1113), князь полоцкий в 1069-71, новгородский в 1078=1088, туровский в 1088-1093, великий князь киевский с 1093 года. Сын великого князя Изяслава Ярославовича.
254. Михайловский храм – построенный в 1108 году по велению князя Святополка II храм Святого Михаила, названного летописцем «златоверхим». Предполагают, что впервые в этом храме было использовано для покрытия куполов золото, отсюда название - «Михайловский златоверхий монастырь». Собор был трехнефным, шестистолпным. Сохранились шиферные плиты (вероятно, украшавшие фасад храма)с изображением сражающихся всадников – Святого Георгия, Федора Стратилата, а также Святых Нестора и Дмитрия. Мозаики собора были выполнены в 1111-1113 годах русскими мастерами. В 1934-11935 году собор был снесен. Часть фресок и мозаик ныне хранится на хорах собора Святой Софии, а также в Государственной Третьяковской Галерее.
254. Киево-печерская лавра – православный монастырь, основанный около 1050 года преподобными Антонием и Феодосием Печерским. Монастырь был центром учености, книгописания, иконописи. Здесь Нестор писал «Повесть временных лет» (около 1111 г.), работал первый из известных нам русских иконописцев Алимпий (Алипий). Монастырь оставался действующим и после разгрома Батыем Киева. В 1470 году заново отстроили Успенский собор. В 1579 году в соборе был создан новый иконостас. В 1723-1729 годах иконостас был обновлен в стиле украинского барокко. В XVIIIеке в этом же стиле были переделаны фасады Успенского собора, возведены Троицкая надвратная церковь, ограды, служебные корпуса, колокольни.
254. Нестор-летописец – древнерусский писатель, летописец XI – начала XII веков. Монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий Бориса и Глеба, а также Феодосия Печерского. Считается одним из крупнейших историков средневековья, автором первой редакции «Повести временных лет».
254. Феодосий – Феодосий Печерский (около 1036-1074 годы) – один из основателей и игумен Киево-Печерского монастыря (с 1062 года). Писатель. Первый ввел на Руси общежительный монастырский (Студийский) устав. Канонизирован русской православной церковью.
254. Церковь в Киево-Печерской лавре. – За год до смертиФеодосию во сне явилась Богоматерь и перенесла его и Антония в константинопольский Влахернский храм, где даровала им золото на строительство нового храма. В 10773-1078 годах на месте первоначальной деревянной церкви был построен каменный Успенский собор. Он был одноглавый и крестово-купольный в плане, украшен мозаиками и фресками.
255. Софийский новгородский собор – В 1045-1050 годах по повелению князя новгородского Владимира Ярославича, сына Ярослав Мудрого, был возведен пятикупольный собор Святой Софии. Строили его из плинфы с «утопленным рядом». Собор в полтора раза выше Софии Киевской.
255. Церковь Покрова Богородицы, что в Филях –сооружена в 1690-1693 годах как семейная церковь для Льва Кирилловича Нарышкина (дяди Петра I). Тип постройки пришел с Украины. Основанием ее служил куб (четверик), к которому примыкают полукруглые выступы. На куб «поставлен» восьмигранник (восьмерик), на него еще один поменьше с проемами для колоколов, а сверху еще уже – восьмигранное основание для луковичной главы. Еще четыре главы высились над «лепестками» четверика. Для декора в экстерьере использовался белый камень, который в сочетании с красным кирпичной кладкой основного массива церкви придавал ей особую стать.
Церковь в Филях двухэтажная. На первом этаже находится собственно Покровский храм. На втором – церковь Спаса Нерукотворного. Она светла и просторна, так как храм - бесстолпный.
256. Спас на Нередице – церковь Спаса на Нередице построена 1198 г., украшена фресками в 1199 г. Разрушена в 1941-1943 годах, восстановлена.
256. Святого Стратилата – церковь Федора Стратилата на Ручье возведена в 1360-1361 годах, украшена фресками 1370-х годах.
256. Спаса Преображения на Ильиной улице – церковь Спаса на Ильине ул. построена в 1374 году. Расписана Феофаном Греком в 1378 году.
256. Иоанна Богослова – возможно, собор Ивановского монастыря. Построен в 1243 году. Собор трехглавый и трехапсидный.
256. Псковско-Мирожский монастырь – вероятно, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Построен до 1156 года. Крестово-купольный, одноглавый, с пониженными угловыми пристройками (надстроены во второй половине XII века) и боковыми апсидами. Частично сохранились фрески XII века.
256. Женский монастырь Успения – церковь Успения на Волотовом поле (?). Построена в 1352 году. Не сохранилась. Фрески -1363 и около 1390.
Академик Горностаев
258. Князь Андрей Юрьевич – Андрей Боголюбский (не ранее 1100-1174), великий князь владимирский (с 1157 года), сын князя Юрия Долгорукого. При нем Владимир стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.
258. Покровская церковь близ Боголюбова – церковь Покрова богородицы на реке Нерли построена в 1165 году. Четырехстолпная, одноглавая, с декоративными рельефами на фасадах.
258. Дмитровский собор – или Дмитриевский собор построен в 1194-1197 годах, входил в комплекс княжеского дворца. Четырехстолпный, одноглавый с декоративной резьбой на фасадах. Сохранившиеся фрагменты фресок относятся к 1197 году.
259. Успения Богородицы – или Успенский собор построен в 1158-1160 годах. После перестройки в 1185-1189 годах стал шестистолпным, пятинефным, трехапсидным с пятью главами. Сохранились фрагменты росписей XII – XIII веков, а так же фрески Андрея Рублева и Даниила Черного (1408 года). Иконостас -1773-1774 г.