Нормативное употребление причастий

1. Смешение возвратных и невозвратных, действительных и страдательных причастий ведёт к ошибке.

Неверно: Мост через реку, недавно построившийся, украсил наш город.

Надо: Мост через реку, недавно построенный, украсил наш город.

2. У причастий не может бытьформ будущего времени и формы условного наклонения:

Неверно: сделающий, сделавший бы.

ЗАПОМНИТЕ:

• В литературном языке не употребляются формы 1-го лица ед. ч. настоящего или будущего простого времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и некоторых других. Отсутствующие формы выражаются описательно: могу очутиться, сумею убедить.

• В современном русском языке нет форм ложит, ездиет, а есть только кладет, но положит; ездит.

• Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида.

• Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое значение -страдательное и возвратное, что создает неясность смысла. Например, выпускники направляются в разные уголки нашей страны (сами или их направляют?).

• Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом- сказуемым или окружающей лексикой.

• Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Например, исправленная рукопись редактором - неверно, следует заменить на: 1) исправленная редактором рукопись или 2) рукопись, исправленная редактором.

• Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному; переносить оборот не следует. Например, горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов - неверно, следует заменить на: 1) горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад или 2) состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.

• Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий. Например, читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки, надо: читая статью (прочитав) и отмечая (отметив) нужный материал, я всегда делаю выписки.

• Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. Например: Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

• Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода.

• Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, в котором подлежащее логически выражено: Подходя к лесу, мне стало холодно.

Задание 1. Выберите правильный вариант.

1. Он часто (ложит, кладет) вещи на стол. 2. Он ложится в больницу. 3. Я (ощущу, смогу ощутить) это, когда сам испытаю нечто подобное. 4. Я (побежду, смогу победить, одержу победу). 5. Я (убежу, убеждю) его в правильности решения. 6. Результаты (подытоживовалнсъ, подытоживались). 7. После лекции слушатели нередко задерживаются в аудитории. 8. После лекции слушатели нередко остаются в аудитории. 9. После лекции слушателей нередко задерживают в аудитории. 10. Он (откликается, откликался) на события окружающей жизни и (отмечал, отмечает) зарождающиеся в ней явления. 11. Чтобы правильно (составить, составлять) документы, необходимо тщательно (изучить, изучать) документоведение. 12. В центре повести представитель (нарождающего, нарождающегося) класса. 13. На собрании были представители всех отделов, за исключением двух сотрудников, (отсутствующих, отсутствовавших) по уважительным причинам. 14. Мечет икру. 15. Мечет гром и молнии. 16. Метает гром и молнии. 17. Метает петли, шов.

Задание 2. Исправьте ошибки, мотивируя свой ответ.

1. Магазин закрывается продавцом ровно в восемь вечера.

2. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примеси.

3. Внук часто одевается бабушкой.

4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

5. Деталь бросается в ванну, а затем вымывается.

6. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.

7. Где вы слыхали об этом?

8. По совету врача больной полоскает горло раствором соды.

9. Цветы сохну ли в вазе.

10. Дверь открывается автоматически.

11. Собранный урожай отправляется в разные уголки по железной дороге, по воздуху и по воде.

12. Наш отдел неоднократно премировался.

Задание 3. Найдите правильное употребление деепричастий.

1. Подведя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания. 2. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза. 3. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня. 4. Уезжая из родного города, мне стало грустно. 5. Пользуясь этими средствами защиты, ваши руки останутся невредимыми. 6. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать.

Задание 4. Образуйте форму 3-го лица единственного числа от данных глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Сыпать, двигать, щипать, полоскать, плакать, пылесосить.

 
 
 
 
 

Практическая работа № 7

Тема: Тема 6.3. Нормы сочетания однородных членов. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
наименование работы: Выполнение упражнений, связанных с исправлением синтаксических ошибок.
Приобретаемые умения и навыки: Умение находить и исправлять синтаксические ошибки.  
  Цель: Повторение синтаксических норм; формирование умений по выявлению, объяснению и исправлению разного рода синтаксических ошибок.
  Норма времени:   1 час
  Вопросы для повторения: 1.Что изучает синтаксис? Назовите основные единицы синтаксиса. 2. Какие предложения по структуре вы знаете? 3. Что включают в себя синтаксические нормы?
       

Порядок выполнения работы

1.Прочитайте теоретический материал.

2.Выполните предложенные задания.

Теоретический материал

Необходимо знать:

- словосочетание и предложение;

- нормы управления;

- нормы употребления однородных членов предложения;

- нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Наши рекомендации