Троянская война Смотри комментарий к стр. 30

с.77 –Дорийцы – народ, переселившийсяв бассейн Эгейскогоморя в концеXIII-началеXII веков до н.э. Название – от легендарного Дороса, сына Эллина и нимфы Орсеиды. Долго странствовали, дорийцы осели в Пелопоннесе. Версии происхождения различны. По одной – дорийцы – северные арийские племена; по другой – племя, пришедшее с востока; по третьей – это племена, вытесненные кочевниками с Балкан и Дунайской низменности. Дорийцы же вытеснили с материковой Греции ахейцев и пеласгов. Стояли на более низкой ступени развития, чем последние. Однако владели умением обрабатывать железо и ковать железо. Дорийское нашествие считается началом железного века в Восточном Средиземноморье. Нравы дорийцев были суровы и аскетичны.

с.77 Львиные ворота в Микенах – сооружены в XIV-XIII вв. до н.э. в крепостной стене Микен. Кладка наверху над двадцатитонной плитой образует треугольник, заполненный мраморной плитой с рельефным изображением двух опирающихся передними лапами львиц, фланкирующих колонну.

с. 77 Акрополь – (греч. «верхний город») – укрепленная часть античных городов, кремль, детинец, цитадель Как правило, располагался на возвышенности. Часто включал в себя городские святыни. Наиболее известен Афинский акрополь, расположенный на скале высотой 156 метров.

с.77 Атрей – в греческой мифологии царь Микен, сын Пелопса и Гипподамии, внук Тантала, отец Агамемнона и Менелая.

с.77 Фут – см. комментарий на стр. 40.

с.77 Гомер – древнегреческий эпический поэт, которому традиция приписывает авторство эпических поэм «Илиады» и «Одиссеи» и других произведений. Изображается слепым старцем. Предполагается, что он жил приблизительно в восьмом веке до н.э. Песни поэм исполнялись странствующими рапсодами-аэдами.

С.78. Ахиллес см. комментарий к стр.30

Стр 81. Хаос, Гея, Тартар, Эрос – четыре первопотенции в греческой мифологии.

Хаос – означает «зев», «зияние», зевание», «развестое пространство», «пустое протяжение».

Хронос=Кронос. « Крон (…….) в греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи. ПО наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (Hesiod “Theognonia”/ 154-182). Воцарившись вместо отца, Кронос взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому, как только у Реи рождались дети, Крон тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания. Однако Рея обманула Кроноса, подложив ему вместо младшего сына Зевса запеленатый камень, который и был проглочен Кроносом. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите (453-491). Возмужав, он по совету жены Метиды опоил Кроноса волшебным питьем, благодаря которому Кронос изрыгнул на свет братьев и сестер Зевса (Apollodor. I 2,1). Под предводительством Зевса дети Кроноса объявили войну Титанам, длившуюся десять лет. Побежденные титаны вместе с Кроносом были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, веведенных Зевсом из тартара (Hes. Theog.). … По орфической традиции Кронос примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствовании Кроноса как счастливом и благодатном времени. Народная этимология сблизила имя Кроноса с неаименованием времени Хронос (…….). В римской мифологии Кронос известем под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени. Кроосу были посвящены празднества кронии, в Риме – Сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа». (А.Ф.Лосев «Мифы народов мира»).

Стр. 82. – Зевс – «в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. З. – исконно греческое божество; его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо» ( ср. индоевропейское deiuo – «дневное сияющее небо», deva – «бог», dyaus – «небо», греч. Zevs, род.п. Dios – «Зевс, бог ясного неба», лат. deus – «бог», dies – «день», др.- инд. Deaus pitar, др-греч. Zeus patro – лат.Jup (p) iter, Diespiiter). В античной этимологии слова «З.» связывлась с корнями греческих слов «жизнь», «кипение», «орошение», «то, через что все существует». Зевс- сын Кроноса (отсюда имена Зевса Кронид, Кронион) и Реи» (А.Ф.Лосев. «Мифы народов мира»).

В Дельфах «почитался архаический фетиш омфал («пуп земли»), камень проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца Зевса… Омфал был поставлен Зевсом в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным». (Лосев)

Стр.82 Гера (…..) в греческой мифологии супруга и сестра Зевса. верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи (Hes. Theog. 453). Ее имя. возможно, означает «охранительница», «госпожа». Брак Геры с братом – рудимент древней кровно-родственной семьи. вместе с остальными детьми Кроноса Гера была проглочена им, а затем. благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом…Культ Геры был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе – храм Герайон, Олимпии) (Paus. V, 16, 2) и на островах (на Самосее, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Геи и Зевса). В римской мифологии Геру отождествляли с Юноной. (А.А.Тахо-Годи).

Стр.82 – Посейдон (………..) ,в греческой мифологии один из главных олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида (Hes. Theog. 453-457), с которыми он поделил господство над миром. Бросив жребий, он получил в удел море (Зевс – небо, Аид – подземное царство) (Hom.II XV 187-194). … Олимпийский Посейдон неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землей, мифы о зооморфных ипостасях Посейдона – коне и быке и предания о Посейдоне, своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников… В римской мифологии отождествлялся с Нептуном». (А.Ф.Лосев).

Стр.82 – Арей, Арес (….) – в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличии от Афины Паллады – богини войны честной и справедливой. … Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего врмени он известен преимущественно под именем Марс. (А.Ф.Лосев).

стр.82 – Homeros Iliada, V 889-898. об Аресе.

стр.82 Афродита (……..) – в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени не ясна. Существуют две версии происхождения Афродиты: согласно одной – поздней, она – дочь Зевса и Дионы …, согласно другой…, она родилась из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда так называемая народная этимология ее имени «пенорожденная» (от греского «афрос» = пена) и одного из ее прозвищ - «Анадиомена» - «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает также древнее хтоническое происхождение богини…(А.Ф.Лосев).

стр.82 – Homeros Iliada, XIV 215-221 Афродита

стр.82 – Гефест (…..) –в греческой мифологии бог огня и кузнечногодела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. … Мифы о Гефесте отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата… .

В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан. (А.Ф.Лосев).

стр.82 - Homeros Odissea, VIII 266-366.

Стр.82 – Латона, «Лето (….), в греческой мифологии дочь титанов Коя иФебы. … Возможно… негреческим происхождением богини объясняется ее незаконная связь с Зевсом, преследование ее Герой и особенно трудности при рождении близнецов, когда ни один клочок суши не смел принять гонимую Герой Лето. … Опасаясь Геры, все отвергают Лето, и только на острове Астерия (первоначальное название Делоса) приютил богиню, стал священнейшим из островов… Лето особенно любима своими детьми, которые оберегают ее и убивают тех, кто пытается оскорбить их мать». (А.Ф.Лосев).

стр.82 – Аполлон (……)в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций – как губительных, так и благодетельных, сочетание в нем мрачных и светлых сторон)…

Эпитет Аполлона - Феб (……) указывает на чистоту, блеск, прорицание…

Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии – в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах… Он пастух и охранитель стад… Он основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен… Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет – водитель муз…

На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определенное устойчивое начало, из которого вырастает сильная, гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права…

Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно…, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийскитй храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона – пифия давала предсказания…. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения… Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии». (А.Ф.Лосев).

стр.82 – Хариты (…….) – в греческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни (греческое «хари» - «милость», «доброта»… Аглая – «сияющая», Ефросина – «благомыслящая», Талия - «цветущая». Имена Харит, их происхождение и число в вариантах мифов различны. …

В делосском храме Аполлон держит на ладони трех харит, они были изображены так же в пифийском храме Аполлона в Пергаме и в Афинах перед входом в Акрополь (Paus. IX 35 3). В римской мифологии Харитам соответствуют Грации.

стр.82 – Артемида (………этимогогия не ясна, возможны варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. …классическая Артемида = девственница и хранительница целомудрия… В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как ее брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем. (А.Тахо-Годи).

Наши рекомендации