Сложность - противоречивость

Как известно, причина каждого развития внутреннее противоречие. Содержится оно и в первоначальной потребнос­ти - «жить». В потребности этой содержатся две противонап­равленные тенденции: распространению особи в пространстве (ее существованию и росту) противостоит ограниченность ее жизни временем и неизбежная смерть (как это изображено в стихотворении в прозе Тургенева «Старуха»),

Единственным средством преодоления этого противоречия и продолжения жизни остается размножение. Им, в сущности, за­вершается функция индивида в борьбе живой материи за суще­ствование и распространение. Живое уступает пространство своему потомству. Поэтому борьба живого за пространство функционирует в двух потребностях: в потребности занимать пространство собою (и для этого сохранять и обслуживать себя) и в потребности во всем том же для своего потомства.

В разных случаях преобладает та или другая потребности в той или другой степени; вторая иногда выступает даже как по­требность жертвовать себя и свое место потомству, но она не может существовать без первой и следует за нею, в то время как первая, хотя и служит второй и ведет к ней, возможна практически и часто функционирует без нее. Вторая возникает на основе первой в определенный срок созревания организма, хотя в своей объективной сущности может при этом не осоз­наваться. В половой потребности человека редко осознается ее объективное назначение - продолжение рода. М.М. Зощенко цитирует Шопенгауэра: «Любовь - это слепая воля к жизни. Она заманивает человека призраками индивидуального счастья и делает его орудием своих целей» (107, стр.90).

А.Н. Радищев откровенно признается, обращаясь к своим детям: «Я получил мать вашу себе в супруги. Но какое было побуждение нашей любви? Взаимное услаждение; услаждение плоти и духа. Вкушая веселие, природой поведенное, о вас мы не мыслили. Рождение ваше нам было приятно, но не для вас. Произведение самого себя льстило тщеславию; рождение ваше было новый и чувственный, так сказать, союз, союз сердец подтверждающий» (225, стр.67).

Половое влечение существует как потребность индивида для себя и в самой упрощенной форме - как потребность сугубо эгоистическая, вполне удовлетворяемая физической близостью. Но объективно та же потребность ведет к размножению и пробуждает заботы о потомстве -- родительские инстинкты. Таково противоречие внутри самого полового влечения. У человека оно в целом, кроме того, существует как одно из слагаемых того влечения к лицу другого пола, к которому в разных случаях более или менее подходит наименование «любовь». В тех случаях, когда оно подходит, сама половая потребность может занимать в нем относительно скромное место, иногда находясь даже в остром противоречии с духов­ной близостью или с потребностью в ней. К потребностям, именуемым любовью, мы специально обратимся в дальнейшем, но уже тут нужно отметить, что половая любовь есть слож­ный комплекс потребностей, включающий в себя и половое влечение, в котором скрывается потребность размножения.

Любовь может служить иллюстрацией общего положения, распространяющегося и на другие потребности: размножаясь и трансформируясь, они в то же время сливаются в разнообраз­ные и сложные комплексы, выступающие как одна потреб­ность. Но в каждом комплексе, как бы сложен он ни был, какая-то потребность из входящих в его состав преобладает в той или иной степени над другими; причем вслед за сменой обстоятельств может преобладать то одна, то другая. Это дает бесконечное разнообразие комплексов, их вариаций и вариаций потребности, преобладающей в каждом из них. По­этому та же потребность в различных комплексах и в разное время выглядит по-разному, и практически нет двух совер­шенно тождественных потребностей.

Любовь всегда своеобразна - это не нуждается в доказатель­ствах, - а основные варианты ее можно различать хотя бы по то­му месту, какое занимает в ней половое влечение - господствую­щее или подчиненное, в какой мере то или другое и чему именно подчиненное. Значит, варьируется и само это влечение. В одних случаях, например, идеальное или духовное сближение служит более или менее сложным путем к физической близости - служит способом ее достижения; в других, наоборот, физическая бли­зость - всего лишь одно из условий сближения идеального; причем условие - может быть, даже вынужденное.

Как потребность физически жить делится на две, и в ней в одних случаях преобладает одна, в других - другая, так и каждая из этих двух делится на противонаправленные: в забо­ту о себе входит и самосохранение, и новые приобретения, а забота о потомстве требует и обслуживания его, и заботы о его самостоятельности. Далее конкретизация и трансформация все той же потребности физически жить ведет к новым и новым производным, причем многие из них и самые разные образуют сложные комплексы, и каждый из них выступает как одна конкретная потребность. Она является «производной» от нескольких «исходных», но от какой-то - преимущественно.

Структурность

В самом сложном комплексе потребностей состав его не­случаен: каждая входящая в него потребность производна от какой-то другой. Одна главенствует, но и остальные не впол­не равнозначны. Например: человеку нужен определенный предмет одежды; предмет этот должен отвечать ряду требова­ний этого именно человека; скажем, он должен согревать в надлежащей мере, обладать прочностью, определенным фасо­ном, цветом, качеством материала, сюда может входить и цена. Каждое из этих качеств входит в представление о цели, а цель вытекает из потребности. Набор требуемых качеств -следствие комплекса потребностей. Но не все качества по­требны в равной мере, хотя это не всегда видно со стороны и не всегда сознается самим субъектом.

Для одного первое требование - покрой, для другого -цена: в одном случае - материал, в другом - цвет и т.д. Иногда субъекту самому трудно определить свое главное тре­бование, как в «Женитьбе» Гоголя Агафье Тихоновне труден выбор жениха. Так бывает при широком выборе, но один и тот же выбор одному представляется богатым, другому - бед­ным; это зависит от требовательности, а требовательность тем ниже, чем больше нужда.

По мере возрастания нужды в предмете, долженствующем удовлетворить комплекс требований, по мере умножения труд­ностей его получения и сокращения выбора все яснее обнару­живается главное требование к данному предмету данного человека в данный момент - главенствующая потребность в комплексе. На нее указывает отказ, или даже возможность отказа, от удовлетворения других потребностей, входящих в комплекс. (Напомню: доминантной потребностью занят в моз­говых структурах гипоталамус, сопутствующими - миндалина.)

В комплексах выступают практически чуть ли не все чело­веческие потребности, но обнаруживается это, когда человек стоит перед необходимостью и возможностью выбора. Идет ли речь о месте работы, о месте отдыха, о взаимоотношениях с сослуживцами или соседями, о самых разнообразных пред­метах потребления - ко всему этому предъявляется обычно ряд требований; их разность и свидетельствует о комплексной структуре конкретных потребностей человека.

Потребности, выступающие в едином комплексе, бывают связаны общностью происхождения. Так, скажем, требования, предъявляемые к питанию и одежде ребенка или к самому ребенку в отношении его поведения, часто бывают продикто­ваны одной потребностью - заботой об этом ребенке. Правда, и в подобных случаях то та, то другая потребность, произ­водная от этой единой, главенствует над другими; в одежде, например, то - тепло, то - удобство, то - внешний (на праз­дник!) вид. Так обстоятельства (которыми заняты неокортекс и гиппокамп) видоизменяют содержание заботы.

Человек не всегда расчленяет свои требования, понимая их суммарно. Он хочет, например, «хорошую» работу, «удобную» квартиру. Вместе с трудностью получения того и другого будет уясняться и главное требование к ним и мера требова­тельности данного человека.

Тут вновь обнаруживается обслуживающая роль мышления - подсознания, сознания и сверхсознания. Выше отмечалось, что оно занято способами удовлетворения потребностей. Эта работа была бы легка, и, вероятно, не возникало бы пред­ставлений о якобы решающей роли мышления, если бы речь шла о наилучшем способе удовлетворения одной потребности. Но, занимаясь главной в данной ситуации потребностью, мышление испытывает на себе давление и других, выступаю­щих в едином комплексе с этой главной или конкурирующих с ней. Практически мышление всегда занято «поимкой двух (если не больше) зайцев» - поисками таких способов, которые служили бы удовлетворению одновременно нескольких по­требностей, часто взаимоисключающих. Оно ищет путей: как, затратив минимум, получить максимум - как с наименьшим трудом добиться наибольшего результата, как сочетать, на­пример, экономию сил и средств с наибольшим приобретени­ем, и чтобы при этом удовлетворение одной потребности не шло в ущерб другим. Для этого и нужны человеку «четыре структуры» - «оперативный штаб» желаний.

Работу мышления можно уподобить так же и работе «комиссии законодательных предположений» со всем ее штатом статистиков и проектировщиков; она бывает настолько значительной, что выглядит решающей (особенно если она осуществляется в достаточной мере сознательно), в то время как эмоции, потребности и воля часто не осознаются. Но подводят первые итоги и принимают решения, в сущности, они, а мышление готовит лишь материал для них и по заказу потребностей.

Такая подготовка материала не слишком трудна, если за­каз исходит от потребностей, хотя и разных, но родственных одна другой, как в приведенном примере с уходом за ребен­ком. Здесь трудность определяется не сложностью потребнос­ти, а ее остротой и условиями, в которых она должна быть удовлетворена. Поэтому и работа мышления в подобных слу­чаях не сложна; но чем она труднее, тем нужнее то, что на­зывают интуицией, находчивостью, сообразительностью. Впро­чем, иногда выручает и бездумный автоматизм подсознания -привычка.

В комплекс бывают связаны потребности весьма далекие одна от другой по своему содержанию и происхождению. Та же одежда, в особенности женская, может служить примером. Она должна оберегать температуру тела - это вытекает из потребности в тепле; она должна соответствовать моде и быть в то же время достаточно оригинальна - это к теплу отноше­ния не имеет, а вытекает из потребности во внимании и ува­жении окружающих, из потребности самолюбия; она должна подходить к лицу и фигуре и оттенять определенные их каче­ства - какие именно и зачем? Это требование может быть следствием различных потребностей - сексуальной, часто со­вершенно неосознаваемой, эстетической или все той же - за­нимать достойное место в общественной среде. А эти потреб­ности опять же происходят от каких-то других, разных.

В требованиях к одежде хорошо видно не только комп­лексное строение человеческих потребностей, но и разнообра­зие конкретного состава самих комплексов, их индивидуаль­ный характер. Разные люди в различных условиях предъявля­ют к одежде самые разные требования и в этом проявляется характер каждого - структура его потребностей - и даже его умственные способности... При некотором стечении обстоя­тельств какое-то одно требование к одежде может вытеснить все остальные; значит, одна потребность чрезвычайной силы вышла на первый план и подавила все другие, входящие в комплекс. Какая именно? В каких именно обстоятельствах? Ответ ожет ярко характеризовать того, с кем это произошло.

Наши рекомендации