Бобров ю.г. основы иконографии памятников христианского искусства. м., 2010.

История христианского искусства

Вопросы к экзамену

1. Влияние античной изобразительной традиции на сложение христианской иконографии. Принципы символизма раннехристианского искусства.

2. Сюжеты и образы в живописи катакомб (символические и аллегорические изображения Христа, сложение «исторического» образа Спасителя, Богоматери. Изображения ветхозаветных и евангельских сюжетов). Росписи синагоги в Дура-Европос.

3. Спас Нерукотворный (история возникновения и обретения образа; значение извода для русского искусства; Спас на плате и Спас на чрепии; западный вариант иконографического типа).

4. Христос Пантократор (значение типа; время возникновения; примеры использования иконографического извода).

5. Деисус (состав: центральный образ и предстоящие; варианты; примеры использования в христианском искусстве; «Предста Царица»).

6. Сложные иконографические типы изображений Спасителя (Спас Эммануил, Христос Ветхий Деньми, Спас Великий Архиерей) и их богословское осмысление.

7. Иконография «Христос во гробе»; «Не рыдай Мене Мати». Западноевропейские варианты «Муж скорбей» и «Мёртвый Христос».

8. Иконография Троицы Ветхозаветной (ветхозаветная историческая основа типа, варианты изображения в восточнохристианском и западноевропейском искусстве).

9. Иконография Троицы Новозаветной (Отечество). Варианты изображения. Проблема изображения Бога Отца.

10. Раннехристианская иконография Богоматери (изображения Богоматери в катакомбах; древнейшие сохранившиеся иконы Богоматери).

11. Богоматерь Оранта (истоки иконографии, её особенности, примеры). Богоматерь Воплощение.

12. Богоматерь Одигитрия (особенности иконографии; местные варианты, примеры).

13. Богоматерь Умиление (особенности иконографии, местные варианты, примеры).

14. Ветхозаветная прообразовательная тематика и иконография Богоматери (Неопалимая купина, Гора Нерукосечная и др.).

15. Гимнографическая традиция в иконографии Богоматери (Похвала Богоматери, Собор Богоматери, О Тебе радуется и др.).

16. Покров Богоматери (исторические обстоятельства, связанные с возникновением иконографии; действующие лица, детали извода. Новгородский и московский варианты. Ареол распространения иконографии; западные аналогии).

17. Иконография апостолов (образы апостолов в раннехристианском искусстве, примеры; Собор апостолов; Деяния апостолов; Пятидесятница).

18. Иконография протоевангельского цикла (литературные источники; состав цикла; история Иоакима и Анны; Рождество Богоматери; Введение во храм).

19. Иконография Благовещения (возникновение и развитие иконографии; примеры). Встреча Марии и Елизаветы.

20. Иконография Рождества Христа (состав композиции; Поклонение пастухов и поклонение волхвов; Сомнения Иосифа).

21. Сретение (значение праздника; состав композиции праздника; варианты построения (симметричный вариант и вариант – шествие); история Симеона Богоприимца).

22. Иконография Крещения Христа (время возникновения и развитие иконографии; примеры в раннехристианском искусстве; состав и действующие лица сцены; включение аллегорических персонажей).

23. Иконография Преображения (состав композиции; краткий и подробный изводы; значение праздника в учении исихастов, примеры).

24. Иконография чудес Христа (Брак в Кане; иконография исцелений; иконография воскрешения Лазаря).

25. Иконография «Вход в Иерусалим».

26. Иконография «Тайной вечери» и «Омовения ног». Символический вариант иконографии в композиции «Причащение апостолов» и его значение).

27. Иконография страстного цикла («Гефсимания» и «Предательство Иуды»; «Христос перед Пилатом», «Бичевание», «Поругание и увенчание терновым венцом»).

28. Иконография «Распятия Христа», «Снятие со креста», «Положение во гроб».

29. Иконография «Сошествие во ад» (состав композиции; краткий и развёрнутый изводы; символическое значение; проповедь Иоанна Предтечи в аду).

30. Иконография «Вознесение Христа» (история извода; состав композиции, её значение; примеры расположения композиции в системе росписи храма).

31. Иконография «Успение Богоматери» (история извода; состав композиции; развернутый вариант сцены «Облачное Успение»).

32. Иконография Крестовоздвижения (историческая канва праздника, состав и действующие лица композиции).

33. Иконография Страшного Суда и Апокалипсиса (литературные источники; состав композиции; история формирования, развития иконографии и её использования в системе декорации храма; примеры).

34. Особенности развития христианской иконографии в русском искусстве XVI в. «Дело дьяка Висковатого» и новаторство иконографии. «Четырёхчастная» и другие иконы Благовещенского собора Московского Кремля.

35. Агиографические циклы в христианском искусстве: общие принципы изображения, примеры.

Список литературы:

Бобров Ю.Г. Основы Иконографии памятников христианского искусства. М., 2010.

Наши рекомендации