Оные японцы росту среднего и малого, платье у них много схоже с

Татарским; ходят босые, штанов и портков никаких не имеют; с полуголовы по

Лбу волосы стрижены и подклеены клеем, назади завязываются кустиком, который

Торчит кверху, шляпы у них великие, травяные, плоские.

Из донесения капитана бригантины "Архангел Михаил" Шпанбарга, 1739

X x x

Самое чудесное эстетическое творение Японии -- не изделия из слоновой

Кости, бронзы или керамики и не мечи, а женщины из этой страны... Лишь

Жестко регламентированное общество, где собственное мнение подавлялось, а

Самопожертвование провозглашалось всеобщей обязанностью; где личность могла

Расцветать лишь изнутри, но никогда не снаружи, -- лишь такое общество могло

Воспитать подобный тип женщины.

Лафкадио Херн, Япония: попытка интерпретации. Токио, 1904

X x x

По данным министерства здравоохранения, в Японии зарегистрировано более

Трехсот частных клиник пластической хирургии, которые занимаются главным

Образом увеличением женских бюстов и подрезанием век, с тем чтобы глаза

Японок выглядели крупнее. В Токио есть клиника, которая ежегодно

"европеизирует" 18 тысяч пар глаз и накачивает жидкий парафин в 5 тысяч

Бюстов. О доходности подобного бизнеса можно судить по тому, что один хирург

Был недавно привлечен к судебной ответственности за уклонение от уплаты

Налогов на сумму в сто миллионов иен.

Сообщение агентства Киодо, сентябрь 1968

Гейша

Есть ли в японском языке слово, которое было бы так же хорошо известно

за пределами страны и рождало бы образ столь же типичный для представлений

иностранного обывателя о Японии, как слово "кимоно"?

Есть. И слово это -- "гейша".

Общеизвестность этою термина, однако, отнюдь не рассеивает множества

неправильных представлений о его существе.

В буквальном переводе слово "гейша" означает "человек искусства". Гейша

-- это искусница; искусница развлекать мужчин, причем не только уменьем петь

и танцевать, но и своей образованностью. Приравнивать гейш к продажным

женщинам было бы так же неправомерно, как отождествлять с таковыми актрис

вообще; хотя, с другой стороны, звание гейши само по себе но может служить

удостоверением добродетельного нрава.

Следуя девизу "всему свое место", японцы с незапамятных времен привыкли

делить женщин на три категории: для домашнего очага, для продолжения рода --

жена; для души -- гейша с ее образованностью и, наконец, для плоти -- ойран,

роль которых после запрещения открытой проституции взяли на себя теперь

девицы из баров и кабаре.

Вечер, проведенный с гейшами, -- это, конечно, памятное событие, хотя,

как правило, оставляет иностранца несколько разочарованным. Именно такое

чувство осталось и у меня, хотя впервые познакомил меня с гейшами мэр

города, который славится на всю Японию своими красавицами.

В конце ужина появились три "искусницы", две из которых были чересчур

молоды, а третья чересчур стара. Яркость их наряда, старинные сложные

прически, а особенно толстый слой грима, превращавший лица в безжизненные

белые маски, -- все это резало глаза, казалось нарочито театральным,

неестественным.

Девушки рассказали, что им пошел шестнадцатый год и что обе они лишь

несколько месяцев назад внесены в официальный список гейш, который ведется в

каждом японском городе, где есть чайные дома. Одна из них грациозно налила

мне сакэ и не менее поэтично разъяснила изречение, написанное на фарфоре.

Чтобы не остаться в долгу, я написал начало одного из четверостиший Бо

Цзюй-и, и она тут же добавила две недостающих строки с такой уверенностью,

будто этот китайский поэт, живший более тысячи лет назад, был ее

соотечественником и современником.

Продолжить поэтическое состязание нам не удалось, так как из угла

забренчал семисен {Семисен -- трехструнный музыкальный инструмент}.

Повинуясь этому сигналу пожилой гейши, девушки вспорхнули из-за стола и

исполнили церемонный танец, наверное, еще более древний, чем строфы, которые

мы только что писали. После этого все трое встали на колени, отвесили

поклон, почти касаясь лбами пола, и скрылись за дверью, пробыв с нами в

общей сложности не более получаса.

-- Как, и это все? -- Если я не выразил свое недоумение вслух, оно,

наверное, было написано у меня на лице, потому что хозяин его заметил.

-- Даже многие японцы, -- сказал он, -- шутят сейчас, что приглашать

гейш так же глупо, как заказывать шампанское в баре. Пьян с него не будешь,

но зато дашь понять гостю, что готов ради него на любые расходы.

-- Вечер с гейшами, -- любил повторять знакомый журналист-итальянец, --

это не более как церковный ужин, приправленный парой анекдотов. Все, что вы

там увидите, можно было бы назвать "стриптизом наоборот"...

Действительно, в своем парике и гриме гейша воспринимается скорее как

ожившая кукла, чем как живой человек. Турист, который воображает, что увидит

в танцах гейш что-то пикантное, глубоко заблуждается. Рисунок их очень

строг, почти лишен женственности, потому что танцы эти ведут свою

родословную из старинного театра Ноо.

Иногда гейши поют вместе с гостями, иногда играют в невинные застольные

игры. Все это время они не забывают подливать мужчинам пива и сакэ, шутят с

ними, а главное, смеются их шуткам. На этом какой-либо контакт кончается.

Изучать мир гейш лучше всего в Киото. Там, в районе Гион, сосредоточено

большинство чайных домов, а также заведений, которые можно было бы назвать

школами гейш или их поставщиками.

Хозяйка такого заведения выплачивает определенную сумму родителям

девочки, которая поступает к ней в ученицы с шести-семи лет. Помимо занятий

в обычной школе, будущая гейша учится пению, танцам, игре на семисене и

другим необходимым ей искусствам. Она безотлучно живет в доме своей хозяйки,

которая не только учит ее ремеслу, но и кормит, одевает ее и, разумеется,

ведет счет всем расходам.

В Японии теперь запрещено работать до завершения обязательного

девятиклассного образования, так что затраты начинают окупаться лишь после

того, как девушке исполнилось пятнадцать лет.

Чтобы воспитать "искусницу", нужно много времени, а спрос на нее велик

лишь в первые годы после дебюта. Вряд ли хозяйка заведения получала бы

прибыль, лишь посылая своих воспитанниц в качестве опытных развлекателей.

Главный источник ее дохода лежит не в этом. Каждая гейша рано или поздно

обретает покровителя, который за право вызывать ее в любое время платит

хозяйке заведения очень крупную сумму.

Девушка остается в списке гейш данного города, ее могут пригласить в

любой чайный дом, однако покровитель всегда вправе отменить принятую заявку.

Чаще всего в такой роли выступает какой-нибудь престарелый делец, для

которого это важно прежде всего по соображениям престижа. Поскольку

присутствие гейш символизирует в Японии гостеприимство на высшем уровне (все

знают, что удовольствие это стоит непомерно дорого), наиболее важные деловые

встречи как в коммерческом, так и в политическом мире происходят в чайных

домах. Гейша, которой покровительствует какой-нибудь президент фирмы или

министр, выступает в таких случаях в роли хозяйки.

Уже говорилось, что у японцев не в обычае принимать гостей дома или

ходить в гости с женой. В результате не только женщины лишены мужского

общества, но и мужчинам редко доводится бывать в обществе женском, если не

считать гейш или девиц из баров.

Поэтому тот самый японец, который четыре-пять вечеров в неделю проводит

в увеселительных кварталах, проявляя себя там общительным и остроумным,

превращается в собственную противоположность, встречая женщину в любой

другой жизненной ситуации.

Изданный в США путеводитель для туристов предупреждает молодых

американок: имейте в виду, что в Стране восходящего солнца вам нечего ждать

неожиданных знакомств.

Достаточно раз-другой проехать в поезде, чтобы убедиться в этом. Когда

девушка оказывается в купе с тремя попутчиками, трудно представить себе,

чтобы они так или иначе не проявили своего отношения к ней как к существу

иного пола. Пусть это не будет ухаживанием, даже шутливым. По случайной

спутнице все же окажут какие-то знаки внимания, позволяющие ей почувствовать

себя в мужском обществе.

В Японии же делец, едущий на сверхскоростном экспрессе из Токио в

Осаку, даже не попытается заговорить с женщиной, сидящей рядом. Он так и

будет молчать все три часа из боязни, что его первая реплика останется без

ответа; из боязни попасть в положение, в котором можно "потерять лицо".

В стране "искусниц" мужчин отнюдь не назовешь искусниками вести себя в

женском обществе, ибо над ними довлеет вездесущий девиз: "всему свое место".

Наши рекомендации