Глава 15. Сумасшествие сознательное и несознательное
Причина многих психических болезней – в неосознанном религиозному спиритуальном поиске. Наличие у психиатров представления о механизмах мистического «знания» может способствовать излечению душевнобольных. Психиатры часто ставят диагнозы на основе симптомов, при очень поверхностном понимании общей картины феномена. Напримеру паранойя, с точки зрения духовных практик – это неудавшийся опыт поиска спиритуальной сути, незавершенный процесс пробуждения кундалини на его продвинутой стадии.
От мистического состояния «всезнания», от просветленного состояния сознания до психиатрической клиники один шаг – ведь и гениальность не так далека от безумства[17]. В истории религий и Дзен известно немалое число монахов, искавших просветления, но ставших неадекватными обществу. И все дело в уровне контроля происходящих процессов. В знании законов и моделей функционирования человека в необычных мистических пространствах, в осознании того, что случается с его восприятием.
Другая, неизвестная сторона сумасшествия – это просветление сознания.
В практике Дзен существует следующий метод, о котором упоминалось выше. Мастер в ответ на вопрос ученика ударяет последнего.
И в этот момент ученик начинает понимать что‑то важное и достигает просветления, конечной цели Дзен. В этот момент разрушается его привычный континуум – связь между причиной и следствием: Мастер через «сознательное сумасшествие» (удар палкой) дает ученику практический опыт того, что за вопросом не обязательно должен следовать ответ в том виде, в каком это принято. Что и удар палкой может быть ответом, который иногда даст больше, чем ответ словесный – даст чувство, ощущение, состояние, знание. Аналогичным образом и дзеновские коаны, как интеллектуальные приемы, ведут к снятию всех формально‑логических связей. Иногда для того, чтобы понять что‑то важное, надо перестать понимать…
Можно много говорить о Дзен, интерпретировать его методы, техники, коаны и так ничего и не сказать. Дзен – вне слов. Он, как, впрочем, и любое знание – суть личный опыт.
Магия же простирается дальше Дзен. Достигнув состояния просветления – а, значит, понимания того, как функционирует Вселенная, маг движется дальше по пути знания. Он «практикует знание» – осознанно достигает иных Реальностей, сознательно изменяет форму своего восприятия и др.
То состояние и знание, которое в Дзен является целью, в магии только промежуточный этап, лишь начало. Дзен, его идеологию, следовало бы рассматривать как начальную ступень магии.
Нормальность относительна. Ведь иначе любому ребенку надо было бы ставить психиатрический диагноз. А ведь просветленные как раз и ищут этой самой «детскости»! Ибо «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», – процитирую еще раз слова из Библии. Просветленный человек не сумасшедший – он живет в Боге, он другой, чем мирские люди.
Уровень знания и осознания у ребенка невелик. Небольшой уровень осознания происходящих с ним процессов и у психически больного – он не осознает, что болен. И потому их сумасшествия несознательные.
Сознательное же сумасшествие – уже не сумасшествие, а средство расширения своих границ и познания новых возможностей. Это один из инструментов познания и сдвига точки сборки. Чтобы практиковать сознательное безумие, надо быть предельно нормальным, надо знать, что такое норма.
Японские самураи иногда напиваются до смерти и лежат посреди улиц, тем самым расширяя представления о том, какими они могут быть.
Контролируемое, то есть включаемое и выключаемое по желанию, состояние буйного помешательства – это высокоэнергетичное состояние, которое можно, например, применить в рукопашном поединке. Контролируемое состояние навязчивой идеи – это то же, что и режим самогипноза: сознательно заданная мысль становится неотвратимо реализуемым гипнотическим внушением, и даже смерть не остановит выполнение отданного самому себе приказа. Контролируемый распад личности (составная часть практики Дзен, йоги, магии) – это в сути своей исчезновение эго, когда встают вопросы: «Кто я? Что есть я?» Это потеря индивидуальности, вход в состояние просветления, при котором личность чувствует единство со всем миром, с Богом, при котором «видишь» суть вещей и теряется дуализм в восприятии.
Ненормальность… Но замечено, что многие пациенты психиатрических клиник имеют экстрасенсорные способности. Например, психиатры отмечают, что в стадии обострения шизофреники обладают очень высоким уровнем прогностических способностей (то есть они «подключаются» к всеобщему информационному полю), который по мере выздоровления больного (если таковое происходит) снижается до обычного.
(Кстати, шизофрению называют болезнью гениев. Подсчитано, что среди нобелевских лауреатов ею болеют в два раза чаще, чем среди обычных людей.)
Ненормальность… Но известно, что на Руси почитали юродивых – а с точки зрения современной медицины сумасшедших. И эти ненормальные могли демонстрировать феномены духа. К примеру, Василий Блаженный на пиру у Ивана Грозного в Москве несколько раз выливал вино из кубка на пол. На вопрос о том, что он делает, ответил: «Тушу пожар в Новгороде!» И действительно, тогда в этом городе случился сильный пожар.
Странности многих экстрасенсов, их экстравагантное поведение говорят о том, что они отличаются от обычных людей и воспринимают мир иначе – их нельзя мерить прокрустовым ложем среднестатистического обывателя. Но они не ненормальные, они неординарные, они другие. Необычные результаты достигаются необычными средствами..
Противоположности в максимальном развитии переходят друг в друга – факт известный. И к предельной психической нормальности (просветлению, святости) путь зачастую лежит через предельную психическую ненормальность, неадекватность. Напомню, что монахи отмечали: процесс просветления часто сопровождается периодом временного сумасшествия, в который полностью разрушаются привычная картина мира, все догмы, стереотипы.
То, что в психиатрии называют распадом личности, есть неосознанный дзеновский процесс потери формы. Описан, например, феномен человека, который не мог принять решения. Он находился в состоянии бесформенности, дзеновской бездуальности, все варианты для него были равнозначны, и потому он не мог сделать выбор между ними. Все, что с ним происходило, происходило само, без вмешательства его сознательного усилия. Он пребывал в пространстве Дзен, в глубоком «здесь и сейчас», к сожалению, не понимая того, где он находится.
Это состояние «взвешенности» очень эффективно в рукопашном поединке и отличает мастеров боевых искусств. В таком состоянии боец становится максимально свободным и спонтанным, решения в бою принимаются без участия сознательного усилия, сами по себе – «что‑то» высшее, безличное двигает человеком. Мастер готов к любой неожиданности, ко всему, не готовясь при этом ни к чему конкретному. Он просто следует потоку.
Другой пример: состояние мании величия часто связано с нежеланием больного что‑либо делать. Он может целый день только есть и спать. Но состояние его аналогично состоянию просветленного Мастера Дзен – у того тоже нет желаний, нет привязанностей: он пребывает «не в миру». Только пациент клиники, в отличие от Мастера, не осознает с ним происходящего. Такой больной просветлен, он знает и понимает все во Вселенной – все ее законы и процессы, отсюда и мания величия, но, к сожалению, не может адекватно выразить свое знание и как следствие попадает в разряд сумасшедших, а не гениев или мастеров Дзен. Он потерял контроль Реальности и связь с ней. Он не осознает , куда попал в своем восприятии – в каком измененном состоянии сознания он пребывает.
Магу же необходимо сохранять контроль Реальности, куда бы его ни заносило в его восприятии. Ему необходимо осознавать все и всегда, что бы с ним не случилось.
Еще один случай. Психически больной с маниакальной настойчивостью прикасался к людям, к окружавшим его предметам. Врачи разгадали причину его поведения: таким образом он убеждался в реальности объектов. То есть в его восприятии мир был нереальным. Но ведь то же самое происходит, когда «видишь». Все объекты становятся нереальными, теряют свою материальность, все окружающее воспринимается как некая безликая энергия. В этом состоянии нет страха – чего бояться нереальной, безликой энергии? Это состояние отрешенности, бесстрашия повышает эффективность действий бойца в рукопашном поединке.
С одной стороны, – ненормальность, а с другой – сверхнормальность. Сущность же одна и та же. Важен лишь уровень осознания своего состояния и сознательное управление им.
Существует также нарушение, которое называется синдромом множественной личности, или более простое его название – раздвоение личности. Когда человек спонтанно меняет форму своего восприятия, то он становится другим, непохожим на себя прежнего, а значит, неадекватным, сумасшедшим. Но более глубокая причина этой ненормальности, как сказал бы Кастанеда, магическое движение «точки сборки». Маг умеет изменяться сознательно, осознанно становиться ненормальным для себя прежнего, но абсолютно нормальным для себя нового. Маг сам, осознанно, «инфицирует» себя необходимым для него в данный момент «сумасшествием», но сам же себя и лечит. Этим он изменяет свое восприятие для более эффективного функционирования в той ситуации, в которой находится. Сознательная смена формы может происходить через сознательное сумасшествие. И это уже не сумасшествие – это что‑то другое.
Список заболеваний можно продолжить. Но за многими из них, стоят мистические состояния восприятия человека, неосознанные им.
Многие диагнозы психиатрии налицо в магии. Но маг, осознав эти состояния, управляет ими и работает с ними, внешне сохраняя адекватное обществу поведение. Он балансирует на грани сумасшествия, «делает безумные жесты, не теряя равновесия». Маг сам определяет свою нормальность.
Давайте вспомним эпизод из кинофильма «Полет над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном в главной роли. Один из героев, пациент сумасшедшего дома, непрерывно подбрасывает вверх и ловит теннисный мячик, делая это с предельной концентрацией. Он достиг в этом упражнении совершенства, но никто почему‑то не восторгается его ловкостью. Другой же – чемпион мира – перебрасывает мяч через сетку в большом теннисе и, постоянно поддерживая спортивную форму и тренируясь, все время ходит с ракеткой и мячиком – и его действиями восторгаются.
Но если посмотреть непредвзято, безотносительно к нормам общества , то и там и там видны механизмы навязчивой идеи. И если бы проводились состязания по подбрасыванию и ловле мяча, то сумасшедший непременно победил бы чемпиона мира по теннису. Но такого спорта «нормальные» люди еще не выдумали, хотя в чем только ни соревнуются – в плевках в длину, например. (Подробнее – в Книге Гиннесса.)
Нет абсолютной нормальности и ненормальности. Есть контроль и осознание. Есть относительность отношения и интерпретаций происходящего. Ура Эйнштейну!
И все мы, все люди в каком‑то смысле сумасшедшие, но, за исключением просветленных людей, сумасшедшие несознательные. Этот безумный, безумный мир… Мир, который сошел с ума…
Каждый из нас болен по‑своему. У каждого свои навязчивые идеи: у одного – выехать на Запад, у другого – заработать миллион, который не возьмешь с собою в могилу, у третьего – стать чемпионом мира, у четвертого – написать книгу… Однако все мы не считаем это болезнями. Лишь маг знает, что он болен, но психически больной, который осознаёт, что он болен, уже не болен. Если ненормальность принята большинством и социально приемлема, то она становится нормой, хотя, с позиции просветленного человека, внутри этой нормы часто скрыто безумие.
Внутренние механизмы нормальности и ненормальности одинаковы!
Эх, если бы больной с манией величия дорвался до власти! Только вот, к сожалению, место ему не у руля управления людьми, а в сумасшедшем доме. Не подыгрывают ему люди в его маниакальной игре, не оправдывают его ожиданий…
Так что есть норма, что есть нормальность? Что есть Истина? То, что для одного в какое‑то время и в каком‑то месте нормально, то для другого или в другое время, в другом месте уже патология. А наша основная навязчивая идея – со всей силой поддерживать нашу кажущуюся нормальность, сохраняя тем самым непрерывность своего «я», то, что мы называем жизнью.
Можно действовать как маг или как человек. Можно жить в пространстве магических интерпретаций действительности и, например, относиться к событиям, как к знакам мистической Силы. Можно жить в пространстве религиозных интерпретаций и рассматривать события как знамения от Бога. Можно пребывать в пространстве тантрическом, даосском, йогическом… А можно – в пространстве обычных людей. И все эти системы интерпретаций равнозначны для того, кто осознал их суть, осмыслил замысел Божий. Ведь он понимает, что то пространство, в котором человек пребывает, не абсолютно, не «истинно в последней инстанции», а лишь одно из бесконечно возможных.
Часто человек не может просто и понятно выразить свое состояние мистического «знания».
Прочитал книгу «Калагия». Ничего не понял. Вот отрывок, характеризующий стиль автора:
«…пространственный Огонь присутствует везде. Он дает Энергию Материи. Человеческий ум не обходится без Огня… Монада имеет семь оболочек – областей – органов трансмутации Огня и Духа в материальные, духовные и психические энергии…»
И все в том же ключе – ведь очень сложно передать образы своего божественного состояния «знания». Не книга, а прямо какая‑то картина, написанная словами.
Многие гении – люди «знания» – умирают непризнанными, так и не сумев ясно выразить свое состояние «знания», хотя бы в первом приближении «ологичить» его. Таким мог бы быть и Эйнштейн. Надеюсь, что до того, как я попал в состояние , у меня уже сформировался достаточный запас общепринятых категорий и когда я передаю образы и метафоры этого состояния, то это все‑таки понятно. Все просветленные люди, по сути, говорят об одном и том же, дело лишь в ясности и доступности излагаемого для понимания, в «прозрачности» знания, а не в затуманивании его мистическими категориями и сложными аллегориями.
Итак, неосознанное сумасшествие есть болезнь, сознательное же сумасшествие есть сила и инструмент достижения нового знания.