Художественное пространство в философии искусства XX века: понятие и основные характеристики

Художественное пространство второй половины XX века: философско-культурологический анализКоптель Наталья Васильевна

Коптель Наталья Васильевна. Художественное пространство второй половины XX века: философско-культурологический анализ : философско-культурологический анализ : диссертация... канд. филос. наук : 09.00.13 Саратов, 2007 144 с. РГБ ОД, 61:07-9/439

  Поделиться…

Глава 1. Феномен художественного пространства: философские основания, культурологическая концептуализация, исторический аспект 13

1. Художественное пространство в философии искусства XX века: понятие и основные характеристики 13

2. Культурологический и искусствоведческий подходы к определению художественного пространства 28

3. Типы пространственного построения в живописи: исторический аспект 53

Глава 2. Философский анализ художественного пространства второй половины XX века 72

1. Философские основания формирования художественного пространства искусства второй половины XX века 72

2. Философско-культурологические характеристики художественного пространства второй половины XX

Введение к работе

Актуальность темы исследования.Особый интерес к теме художественного пространства связан с тем, что вопрос о пространстве является одним из основных как в искусстве, так и в мировоззрении вообще. Художественное пространство выражает в искусстве то чувство пространства, которое пронизывает всю культуру и лежит в ее основе. Конкретное решение проблемы пространства налагает отпечаток на все используемые художником изобразительные средства и представляет собой один из характерных признаков художественного стиля. Являясь интегральной характеристикой произведения, художественное пространство придает ему внутреннее единство и завершенность и, в конечном счете, наделяет его характером эстетического явления.

Актуальность исследования форм пространственного построения в искусстве обусловлена быстрыми темпами развития искусства. В каждую эпоху можно наблюдать определенное превалирование одного вида искусства над другим. В искусстве второй половины XX века произошел явный скачок в развитии художественного творчества. Возросший интерес зрителя к искусству рождает у художников закономерное стремление максимально использовать «внутренние резервы» специфического языка живописи.

Каждой эпохе присущ свой способ художественного видения и своя, во многом интуитивная конструкция художественного пространства. Смена культурных эпох означает революцию в стиле художественного видения и, значит, радикальный переворот в трактовке художественного пространства. Понимание пространства в искусстве неразрывно связано с мировоззренческой системой соответствующей культуры, мироощущением и миропониманием эпохи.

Обращение к философскому исследованию художественного пространства второй половины XX века связано с довольно неопределенным, противоречивым, многоплановым отношением исследователей к искусству

данной эпохи. В определении искусства второй половины XX века отсутствуют точные дефиниции, оно определяется скорее интуитивно. А понятие художественного пространства данной эпохи не употребляется исследователями. Любой процесс, который не закончен, не завершен, пребывает в развитии, с необходимостью предстает противоречивым, многоплановым, неопределенным. Изучение пространства современного искусства второй половины XX века представляется интересным благодаря актуальности проблем, связанных с художественными тенденциями второй половины XX века. Проводимые с широким размахом по всему миру биеннале, фестивали, форумы, выставки современного искусства, выпускающиеся журналы и газеты, анализирующие современные художественные процессы, свидетельствуют о растущем интересе зрителей и исследователей к динамичным тенденциям и проблемам современного искусства. До сих пор остается неопределенным, что можно называть произведением искусства в данной художественной ситуации, невозможно также определенно обозначить границы направлений и жанров в искусстве второй половины XX века. Все это - явное свидетельство актуальности философского исследования художественного пространства второй половины XX века.

Степень научной разработанности проблемы.Понятие художественного пространства начало складываться только в конце XIX -начале XX веков, хотя отдельные аспекты его проблематики обсуждались в философии искусства еще с античности. Столь позднее формирование данного понятия было обусловлено прежде всего двумя обстоятельствами: во-первых, неопределенностью понятия пространства (как и времени) в античности и в средневековье и, во-вторых, отождествлением в Новое время художественного пространства с простым воспроизведением в искусстве реально существующего пространства, представлением об изобразительном искусстве как размещении художественных форм в научно фиксируемом трехмерном пространстве. Художественное пространство можно

охарактеризовать как свойственную произведению искусства глубинную связь его содержательных частей, придающую произведению особое внутреннее единство и способствующую превращению его в эстетическое явление. Художественное пространство является неотъемлемым свойством любого произведения искусства.

Обращение к проблематике художественного пространства связано с ее малой разработанностью в исследовательской литературе. Хотя тема художественного пространства не рассматривалась пока как самостоятельная, комплексная проблема, а культурно-историческая определенность пространства искусства, своеобразие его трактовки в разные эпохи не были предметом специальных исследований, имеется большое число работ, в которых затрагиваются важные аспекты указанных проблем.

Философские основы понятия художественного пространства были разработаны философией искусства XX века, основными представителями которой являются О. Шпенглер1, X. Ортега-и-Гассет2, М. Мерло-Понти3, М. Хайдеггер4, П. Флоренский5, М. Бахтин6.

Дискуссии о проблеме художественного пространства разворачиваются и в рамках культурологии, искусствоведения, исторической науки. Наиболее известными исследователями в этих областях являются М. С. Каган , С. А.

1 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. М, 1998.

2 Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Сборник. М, 1991;
Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

3 Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия.
СПб., 1999.

4 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993; Хайдеггер М. Искусство и пространство //
Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПБ., 2000.

5 Флоренский П.А. Обратная перспектива // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т.2.
М., 1991. С. 94-122; Флоренский П. А. Анализ пространственности в художественно-
изобразительных произведениях // Декоративное искусство СССР. 1982. №1. С. 25-29.

Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 7 Каган М.С. Пространство и время как культурологические категории // Вестник СПбГУ. Серия 6. 1993. Вып. 4. С. 30-40; Каган М. С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974 г. С. 34-46.

Бабушкин8, Р. А. Зобов, А. М. Мостепаненко9, Л. Г. Юлдашев10, Б. Раушенбах11, Л. В. Мочалов12, Н. Н. Волков13, С. М. Даниэль14, Н. А. Дмитриева15, Л. Ф. Жегин16.

Анализ теоретических концепций художественного пространства сам по себе недостаточен и требует изучения конкретики искусства. Такой анализ должен быть дополнен исследованиями искусства отдельных исторических эпох, характерного для них художественного пространства и его связей с культурой.

Философскими основаниями формирования художественного пространства второй половины XX века явились взгляды теоретиков философии искусства второй половины XX века Ж. Ф. Лиотара17, Ж. Деррида18, М. Фуко19, Ж. Делеза20, Ф. Гваттари21, Р. Барта22, Ю. Кристевой,

Бабушкин С.А. Пространство и время художественного образа // Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. Л., 1975. С. 114-132.

9 Зобов Р.А., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в
сфере искусства// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 11-34.

10 Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. М., 1981.

11 Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1980; Раушенбах Б.В.
Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М.,
1986; Раушенбах Б. Современная научная перспектива//Художник. 1983. №2. С. 59-61.

12 Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М., 1983; Мочалов Л. В. О
систематике типов пространственного построения картины // Сб. Советское
искусствознание. №78. Вып. 2. М., 1979. С. 295-312.

13 Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.

14 Даниэль С. М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий
и красок и о восприятии зрителя. Л., 1990.

15 Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962.

16 Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. М., 1970.

17 Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна. М., С-Пб., 1998; Лиотар Ж.-Ф. Возвышенное и
авангард// Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. СПб., 1997. С. 233-236.

18 Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000; Деррида Ж. Письмо японскому другу //
Вопросы философии. 1992. №4. С. 24-30; Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

19 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977; Фуко М. Что такое
автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы
разных лет. М., 1996. С. 12-41.

0 Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.

21 Делез Ж., Гватарри Ф. Ризома // Философия эпохи постмодернизма. Сб. обзоров и рефератов. Минск, 1996; Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., СПб., 1998.

2 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Ж. Бодрийяра23, У. Эко24, Л. Фидлера, Ч. Дженкса25, Ф. Джеймисона26, Г.М. Маклюэна27.

Изучению особенностей искусства второй половины XX века посвящены работы ряда отечественных и зарубежных исследователей: Е. Бобринской28, В. Бычкова29, В. Крючковой30, А. Обуховой, М. Орловой31, Н. Маньковской32, М. Кузьминой33, Л. Рейнгарда34, Л. Колейчука, В. Турчина35, Л. Бажанова36 и других.

В отечественной литературе существует, пожалуй, единственная работа, посвященная комплексному анализу феномена художественного пространства - это работа И. П. Никитиной «Пространство мира и пространство искусства» (2001 г) . Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет больше пока работ, в которых детально обсуждались бы и сопоставлялись разные философские подходы к трактовке художественного

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999; Бодрийар Ж. Заговор искусства // Художественный журнал. № 21. С. 7-8.

24 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

25 Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М, 1985.

26 Джеймисон Ф. Постмодерн и общество потребления // Логос. 2000. №4. С. 67-74;
Джеймисон Ф Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма // Философия
эпохи постмодернизма. Сб. обзоров и рефератов. Минск, 1996. С. 6-31.

27 Маклюэн Г. М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М., 2005;
Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.

28 Бобринская Е. Концептуализм. Новое искусство. XX век. М., 1994; Бобринская Е.,
Гурьянова Н. Пространство новых художников // Искусство. 1989. №8. С. 38-40.

2 Бычков В. Художественная культура XX века. // КорневиЩе 0А. Книга неклассической эстетики. М., 1999; Бычков В., Бычкова Л. XX век: предельные метаморфозы культуры. // Полигнозис. 2000. № 2. С. 63-76; №3. С. 67-85.

30 Крючкова В.А. Антиискусство: теория и практика авангардистских движений. М., 1985;
Крючкова В.А. Гиперреализм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.,
1980. С. 295-307.

31 Обухова А., Орлова М. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму. М., 2001.

32 Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Маньковская Н.Б. Симулякр в
искусстве и эстетике // Философские науки. 1998. №3-4. С. 56-60.

33 Кузьмина М. Поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство // Модернизм. Анализ и критика
основных направлений. М., 1980. С. 249-263.

34 Рейнгард Л. Отречение от искусства // Модернизм. Анализ и критика основных
направлений. М., 1980. С. 263-295.

35 Турчин B.C. Образ двадцатого... в прошлом и настоящем. Художники и их концепции.
Произведений и теории. М., 2003; Турчин В. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

36 Бажанов Л., Турчин В. Абстрактное искусство. Опыт переосмысления // Советское
искусствознание. Вып. 27. М., 1991. С. 96-121.

Никитина И. Н. Пространство мира и пространство искусства. М., 2001.

пространства. Нет также исследований, посвященных систематическому анализу художественного пространства конкретных эпох.

Актуальность проблемы художественного пространства, ее малая степень разработанности, необходимость определения художественного пространства конкретных исторических эпох обусловили выбор темы, постановку целей и задач исследования.

Целью диссертационного исследованияявляется философско-культурологический анализ художественного пространства второй половины XX века с последующим выявлением его сущностных характеристик.

Достижение указанной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

- определить основные характеристики феномена художественного
пространства в рамках философии искусства XX века;

- рассмотреть культурологический и искусствоведческий подходы к
изучению художественного пространства и историко-культурные типы
пространственных построений;

выявить философские основания художественного пространства второй половины XX века;

проанализировать и систематизировать художественные явления второй половины XX века как отражения философских теорий исследуемой эпохи;

дать качественные характеристики художественного пространства второй половины XX века.

Объектом исследованияявляется художественное пространство как одно из новых понятий философии культуры. Предметом исследованияявляются философские, культурологические, искусствоведческие концепции, представляющие собой методологическую модель, позволяющую охарактеризовать художественное пространство конкретной исторической эпохи - второй половины XX века.

Теоретико-методологическая основа исследования. Вкачестве теоретической базы исследования выступили труды философов XX века,

занимавшихся проблемой пространства искусства, работы, посвященные истории искусства, а также работы, в которых анализируются конкретные произведения изобразительного искусства, относящиеся к разным эпохам и опирающиеся на разные истолкования художественного пространства.

В диссертации применяется аналитический, компаративистский, феноменологический, семиотический методы исследования, используются элементы историко-культурного, искусствоведческого анализа. Методология данного исследования включает в себя подходы специализированных гуманитарных дисциплин: семиотики, теории культуры, истории. Также в работе использованы приемы, традиционно применяемые в области искусствоведения. Междисциплинарный характер поставленной проблемы предполагает применение элементов систематизации, историко-типологического описания.

Научная новизна диссертационного исследованиясостоит в следующем:

1. Выявлены понятийные смыслы феномена художественного пространства в
рамках философии искусства XX века, в результате чего определены его
основные характеристики.

2. Применены культурологический и искусствоведческий подходы в
выявлении и конкретизации характеристик художественного пространства,
реконструкция исторических типов пространственного построения в
живописи, составившие методологическую модель исследования
художественного пространства конкретной исторической эпохи.

3. Представлена реконструкция концепций художественного пространства в
рамках неклассической философии, которые составили философское
основание художественного пространства второй половины XX века.

4. Проведена систематизация и философский анализ художественных
явлений (течений, жанров, форм, техник, средств изображения) искусства
второй половины XX века, что позволило выявить философско-

культурологические характеристики художественного пространства второй половины XX века.

5. Дана авторская характеристика художественного пространства второй половины XX века с выделением его основных черт.

В результате проведенного диссертационного исследования были получены выводы, являющиесяположениями, выносимыми на защиту:

1. Изучение представлений о художественном пространстве в
философии искусства XX века позволяет определить основополагающие
характеристики феномена художественного пространства. Центральным
приемом организации художественного пространства является выбор
системы перспективы; художественное пространство формируется
культурой определенной исторической эпохи; художественное пространство
имеет сенсорную природу; главной характеристикой художественного
пространства является интуитивная, содержательная глубина.

2. Соответственно логике исследования выделяются
культурологический и искусствоведческий подходы в выявлении и
конкретизации характеристик художественного пространства, и историко-
культурная типологизация пространственных построений в живописи. В
рамках культурологических теорий художественное пространство
характеризуется идеальным, образным, иллюзорным, выделяется
концептуальное и перцептуальное художественное пространство.
Искусствоведческий подход определяет зависимость художественного
пространства от зрительного восприятия человека, от соотношения категорий
глубинности и плоскостности, от задач композиции, цвета, света, жанров
живописи. Проблемы художественного пространства в исторической
ретроспективе определяются исторически сложившимися типами
пространственного построения в живописи (система ортогональных
проекций Древнего Египта, параллельная перспектива средневекового Китая
и Японии, обратная перспектива Византии и Древней Руси, прямая
перспектива итальянского Возрождения, европейского искусства XVII века,

цветовые построения Сезанна, Ван Гога, Матисса, русских авангардистов, геометризация и схематизация Пикассо, абстракционистов, сферическая перспектива Петрова-Водкина).

3. Обращение к исследованию художественного пространства
конкретной исторической эпохи - эпохи второй половины XX века логично
ведет к изучению философских основ искусства данной эпохи, так как новая
трактовка художественного пространства порождается культурой эпохи,
вырастает из ее глубин, переход от одной эпохи к другой является
переворотом в художественном видении мира. Таким основанием явились
теории, разработанные неклассической философией, определенно оказавшие
влияние на формирование художественных явлений второй половины XX
века.

1. Особенностью художественного пространства второй половины XX века является то, что оно трансформирует представления о критериях феномена художественного пространства, характерных для предыдущих эпох. Центральный прием организации художественного пространства сменяется с перспективы на оригинальность использования средств, техники и формы изображения; происходит намеренный уход от главной характеристики художественного пространства - содержательной глубины; роль воспринимающего субъекта (зрителя) становится главной составляющей художественного пространства, в отличие от роли автора произведения.

2. Художественное пространство второй половины XX века можно охарактеризовать как пространство отрицания, пространство отказа от традиционных представлений в искусстве. Этот новый тип пространства соответственно современной культуре можно назвать демократичным, массовым, повседневным, безличным, деконструктивным, технологизированным, интерактивным, виртуализированным, коммуникативным. Для этого нового типа пространства смыслом произведения становятся средства живописи; главной проблемой творчества

становится не достижение некоего эстетического идеала, а ответ на вопрос -что такое искусство; художник меняет статус творца на позицию критика, исследователя, аналитика. Ощупывание визуальное, аудио и на их основе -интеллектуально-рассудочное, становятся главным способом восприятия.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.Результаты диссертационного исследования представляют научный интерес для специалистов в области философии культуры, философии искусства, культурологии, искусствоведения. Материалы данного исследования могут быть использованы при подготовке курсов по теоретическим и прикладным дисциплинам, затрагивающих проблемы философии искусства, понятие художественного пространства, явления искусства второй половины XX века. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем анализе процессов, связанных с художественным пространством и при определении художественных пространств различных исторических эпох. Также некоторые выводы диссертации могут быть рекомендованы вниманию специалистов в области современного искусствознания.

Апробация диссертационного исследования.Главные выводы и положения исследования были представлены в выступлениях и научных докладах на региональных и всероссийских конференциях: IX Боголюбовские чтения (Саратов, июнь 2004), Всероссийские научные чтения «Проблемы художественного творчества», посвященные Л. В. Яворскому (Саратов, декабрь 2005), «Философия и жизненный мир человека» (Саратов, декабрь 2002), «Человек в глобальном мире» (Саратов, декабрь 2003), «Человек в научном и религиозном мире: проблема внутреннего диалога» (Саратов, декабрь 2004), «Общество риска: цивилизационный вызов и ответы человечества» (Саратов, декабрь 2005).

Тезисы диссертационного исследования нашли отражение в 7 публикациях автора.

Художественное пространство в философии искусства XX века: понятие и основные характеристики

Философское исследование пространства искусства не имеет долгой традиции, тем не менее, можно наметить некоторые общие линии обсуждения художественного пространства и его места в философии культуры.

Сравнительный анализ трактовок понятия художественного пространства в философии искусства показывает, что понятие пространства искусства было предметом исследования представителей самых разных философских направлений (философия жизни, экзистенциализм, феноменология и др.). Разброс мнений по поводу его содержания достаточно велик. Но они определенно совпадают в том, что художественное пространство не описывается чистой математикой и не сводится к какой-либо геометрической системе перспективы. Представления о пространстве лежат в основе культуры, поэтому идея художественного пространства является фундаментальной для искусства любой культуры. Художественное пространство является одним из основных понятий философского анализа искусства41.

Особый интерес к теме художественного пространства связан с тем, что вопрос о пространстве является одним из основных как в искусстве, так и в мировоззрении вообще. Художественное пространство, или пространство произведения искусства, выражает в искусстве то чувство пространства, которое пронизывает всю культуру и лежит в ее основе. Конкретное решение проблемы пространства налагает отпечаток на все используемые художником изобразительные средства и представляет собой один из характерных признаков художественного стиля. Являясь интегральной характеристикой произведения, художественное пространство придает ему внутреннее единство и завершенность и, в конечном счете, наделяет его характером эстетического явления.

Философия античности и философия средних веков не используют термин пространства искусства, но обращаются к некоторым сторонам этого вопроса. Анаксагор выдвинул идею использования прямой перспективы в сценографии, а затем вместе с Демокритом разработал детали техники написания декораций к трагедиям Эсхила с учетом такой перспективы. Платон в принципе отрицал определимость пространства ввиду его «крайне сомнительной причастности» к области понятий. Аристотель определял топос, то есть место-пространство, чем-то великим и трудноуловимым.

В Новое время пространство искусства отождествлялось с воспроизведением в произведении искусства физического пространства. Представление об особом художественном пространстве начало зарождаться примерно в тот же период, когда стала складываться релятивистская концепция пространства. В частности, К. Фидлер говорил об искусстве как процессе формотворчества, в котором достигается господство упорядоченности над хаосом, включая особую пространственную упорядоченность. А. Хильдебранд пытался развить эти идеи на материале скульптуры и ввел понятие «формы восприятия». Г. Вёльфлин и его школа рассматривали плоскостность и глубинность - ключевые характеристики художественного пространства - как одну из оппозиций, определяющих художественную форму.

Переворот в искусстве, начавшийся в конце XIX - начале XX веков, выдвинул на первый план проблему художественного пространства сначала в искусстве, а затем и в философии искусства.

Одной из первых работ, представивших концепцию художественного пространства была книга Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918). Он с особой резкостью подчеркивает важность пространства не только для индивидуального восприятия, но и для культуры в целом и для всех видов искусства, существующих в рамках конкретной культуры. Пространство, или способ протяженности, является тем прасимволом культуры, из которого можно вывести весь язык ее форм, отличающий ее от всякой иной культуры. Этот прасимвол кроется в форме государства, в религиозных мифах и культах, в идеалах этики, формах живописи, музыки и поэзии, в основных понятиях науки. Западное представление о бесконечном пространстве непостижимо для других культур точно так же, как их прасимволы непонятны западной культуре. Шпенглер связывает проблему пространства и художественного пространства со смыслом жизни и смертью, а глубину пространства - со временем и судьбой.

Основная характеристика пространства - его глубина. «Жизнь, ведомая судьбой, ощущается, пока мы бодрствуем, как прочувствованная глубина... Только глубина есть действительное измерение...Переживание мира связано исключительно с феноменом глубины - дали или отдаленности»42. Растягивание в глубину и даль ведет от плоского чувственного впечатления к упорядоченной картине мира с вырисовывающейся в ней подвижностью, то есть временем.

Художественное пространство вырастает, по Шпенглеру, из недр культуры, обусловливается ею как органическим целым, а не является придуманной кем-то конструкцией, введенной в определенное время в оборот. «Пространство по самой своей сути трансцендентно. Оно говорит воображению»43. Пространство искусства или художественное пространство, подчиненное символике культуры, прежде всего чувствуется, но не проговаривается и не находит выражения в понятиях. Оно чувствуется художником, но не может быть проанализировано им, так как оно лежит в основе всей его символики. Художественное пространство привносит в произведения искусства метафизический элемент. «Беспространственное искусство - a priori не философично»44.

Наши рекомендации