К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912



ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ________


К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 - student2.ru

В. Валькот. Витраж в гостинице «Метрополь» в Москве. 1900-1902

Так же гармонично решено и движение. Конь движется вдоль холста справа налево, но, по­скольку монументальный характер образа требо­вал определенной композиционной устойчиво­сти, автор трактовал группу как своего рода скульптурный монумент. Останавливает движе­ние коня вперед и откинувшаяся назад фигура мальчика, сидящего на лошади. В целом это ре­шение группы создает большое равновесие всех элементов и частей картины. Утверждая плос­кость холста и нарушая ее, вводя сильное движе­ние и нейтрализуя его, до предела насыщая кар­тину контрастным цветом, художник достигает необычайного напряжения формы и в то же вре­мя гармонии, большой эмоциональности при пла­стически строгой построенности»*.

Нам бывает порой сложно разобраться в за­мысле авторов тех или иных произведений. Мо­жет быть, во многих случаях в процессе работы художники добавляли отдельные цветовые пят­на, увеличивали их размер, насыщали деталями, которые помогали завершить произведение, до­биться его равновесия. Что касается программ­ных произведений, то авторы в основном осуществляют свои ком­позиционные поиски в эскизах и этюдах к картине, ведут работу над наиболее интересным пластическим решением, необходимым для создания задуманного образа. Пробуя различное построение элементов, множество раз проигрывая пластические связи, цвето­вое решение, они добиваются равновесия в картинной плоскости. Это может выразиться и в утемнении или высветлении тона, в уменьшении или увеличении насыщенности пятна цветом, в ус­ложнении или, наоборот, упрощении силуэта пятна, в количествен­ном изменении, в увеличении значимости композиционного центра, в большей активизации ритмического построения, введении «метра», в уменьшении пластического контраста и т. д.

Существуют законы композиции, средства, способствующие со­зданию гармоничных композиций, различные приемы, использова-

* Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. M., 1966. С. 49.



_________ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ


К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 - student2.ru

ние которых поможет в даль­нейшем доработать произведе­ния, упорядочить их структуру, понять значимость классиче­ского наследия. Но все это ни­когда не сможет заменить твор­ческое «я».

Творческая мысль, озаре­ние, конечно, первичны. Затем появляется произведение, а уже потом — теоретическое обоснование, «школа». Таков многовековой процесс творче­ского познания — открытия. Если рассмотреть на историче­ской вертикали развитие того или иного вида искусства, можно обратить внимание, что за творческим взлетом очень часто следует период застоя или даже падения, в процессе которого активно ведется рабо­та по осмыслению предшеству­ющих достижений, создается теоретическая база, выявляются за­кономерности, которые подготовят следующий подъем.

Но вернемся к законам композиции. Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных композициях. Симметрия сама по себе еще не является гарантией уравновешен­ности в композиции. Количественное несоответствие симметрич­ного элемента и плоскости (или диспропорция частей и целого) становится зрительно неуравновешенным. Человек всегда тяготе­ет к равновесию форм, что создает более полный психологиче­ский комфорт, гармонию обитания в предметно-пространствен­ной среде. Уравновесить симметричную композицию гораздо лег­че, чем асимметричную, и достигается это более простыми сред­ствами, так как симметрия уже создает предпосылки для компо­зиционного равновесия.

А. Головин. Занавес к спектаклю «Маскарад». 1911



ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ____________

Ж. Мансар. План собора Дома Инвалидов в Париже. 1676

Правильно найденная симметричная композиция воспринима­ется легко, как бы сразу, независимо от сложности ее построения. Асимметричная же порой требует более длительного осмысления и раскрывается постепенно. Однако утверждение, что симметричная композиция более выразительна, неправомерно. История искусств подтверждает, что асимметрично построенные по законам гармо­нии композиции ничем не уступают, с точки зрения художествен­ной ценности, симметричным.

К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 - student2.ru

Выбор построения или структуры произведения зависит от худо­жественного видения автора, от его желания найти более выразитель­ную композицию для создания конкретного художественного образа.

Наиболее часто применяемыми видами симметрии являются зеркальная с вертикальной или горизонтальной осью, центричная, угловая. Активно используется симметрия в архитектуре, декора­тивно-прикладном искусстве, реже — в станковой живописи, гра­фике, скульптуре. Этот прием особенно хорош для утверждаю­щих тем, поскольку позволяет без внутренних колебаний предель­но сосредоточить внимание зрителя на изображаемом. Поэтому симметрия весьма активно применялась в культовой живописи. Если внимательно рассмотреть композицию иконостаса право­славного храма, то мы увидим ее вертикальное осевое построение. Живописному построению вторят архитектурные детали, кото­рые, как на стержень, насажены на ось. Однако при вниматель­ном рассмотрении можно заметить и обязательные отклонения от симметрии (или в завитке волос, или в глубине трактовки рельефа стены), что придает определенную живописность этому приему, создает «ложную» симметрию.

Мы уже упомянули о центричной симметрии, активно привлека­ющей внимание к центру, а также об угловой. В отличие от центрич­ной в ней создается движение. Движение к центру — центростреми­тельное, движение от центра — центробежное. Такой композицион­ный прием широко применялся и сейчас применяется в декоратив­но-прикладном искусстве: при росписи керамических блюд, плат­ков, в решении плафонов, плоскости пола в интерьере и т. д.

Симметрия применяется не только в плоскостных композици­ях, но также в объемных и объемно-пространственных. Хотя на­до отметить, что в начале XX века, века скоростей, неудовлетво-



____________ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ


К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 - student2.ru

ренности, алогичности и т. п., симметрия несколько отошла на второй план и отдала пальму первенства асимметричной компо­зиции. Использование асимметрии позволяет более активно от­носиться к плоскости, на которой необходимо расположить группу или группы элементов — в зависимости от задач, стоя­щих перед автором. В этих случаях значительно сложнее уравно­весить композицию, но для этого существуют такие изобрази­тельные средства, как цвет и его насыщенность, форма и ее кон­фигурация, ориентация на плоскости, фактура, а также средства гармонизации: ритм, пропорции, контраст, нюанс и масштаб.

Первый разговор о гармонии в композиции, о ее основном и не­пременном условии — равновесии — привел нас к логическому выводу о том, что все взаимозависимо: и количество элементов, и их конфигурация, и их соотношение с композиционной плоско­стью и между собой, и их цветовое, тоновое и фактурное решение, и т. д. Поэтому, добиваясь выполнения одного закона гармонии, необходимо выполнить условия второго закона — единства и со­подчинения. И наоборот: создавая единство, цельность произведе­ния, вы тем самым решаете задачу его равновесия. Только выпол­нив два этих условия, вы можете сказать, что создали гармонич­ную композицию.

Но не забывайте о средствах гармонизации, которые помогут вам в выполнении этих условий. Это пропорции и масштаб, конт­раст, нюанс и тождество, ритм. Разговор о них пойдет ниже.

Для развития чувства равновесия на плоскости, для наибо­лее полного освоения симметричного построения композиции попробуйте выполнить ряд упражнений. Эффективнее всего в данном случае работать в технике аппликации.

Упражнение 1

Возьмите лист бумаги, лучше цветной, и положите на него один элемент любой формы, но при этом гармонически сочета­ющийся по цвету с плоскостью. Попробуйте найти для этого элемента такое место, которое, по вашему мнению, было бы уравновешено на плоскости. Если элемент представляет собой собранную, замкнутую форму, то есть не имеет острых углов,

Л. Лисицкий. Обложка журнала «Вещь». 1922



ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ_____________


К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 - student2.ru

Симметричная композиция

Асимметричная композиция

Асимметричная композиция

приближается к форме круга, то проверить правильность сво­его решения легко. Пересечение диагоналей, чуть выше и вле­во — вот его место. Если же элемент агрессивный по форме, имеет четко выраженную направленность в одну сторону, то его необходимо сдвигать в обратном направлении, тем самым освобождая большее пространство на плоскости перед высту­пающей, пластически развивающейся частью элемента.

Для приобретения навыков работы на плоскости необходимо обязательно проделать все эти манипуляции с элементом «за­крытым по форме» и с элементом агрессивным или «откры­тым», причем в различных вариациях.

Упражнение 2

Найдя уравновешенное состояние, разверните элемент вок­руг оси на 90 градусов и снова ищите равновесие, сдвигая эле­мент. И так несколько раз. Обратите внимание на закономер­ность и взаимосвязь поворота и сдвига. Это наблюдение помо­жет вам принять правильное решение. Помните, что готовых рецептов не существует. Главное, чтобы это упражнение за­ставило вас логически размышлять и помогло развить чувство равновесия на плоскости.

Упражнение 3

В первых двух заданиях мы брали один элемент, оговорив только, что цветосочетание должно быть гармоничным, но ка­ким именно, не сказали. Наверное, положив в первый раз элемент на плоскость, вы могли почувствовать, что он мал или, наобо­рот, велик. Вы изменили размер и начали работать. Если же вы не обратили внимания на этот факт вначале, то присмотри­тесь повнимательней сейчас. Проанализируйте такое явление, как изменение цвета плоскости (а не ее размера). Сделайте это несколько раз. Обратите внимание на то, что почти каждый раз вам хочется изменить размер элемента. Это говорит о том, что количественное соотношение площади элемента и плоскости всегда должно определяться в индивидуальном поряд­ке, а также о том, что есть цвета «тяжелые» и «легкие». За­кон равновесия говорит не только о месторасположении эле­мента, но и о количественном и качественном соотношении его с плоскостью.



___________ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ

Упражнение 4

Попробуем усложнить задачу. Для этого существующий эле­мент, который ранее был уравновешен, разрежем на несколько ча­стей. В результате он распадется на некое количество элемен­тов. Попробуйте теперь уравновесить их. Вы непременно приде­те к выводу, что по количественному соотношению их не хвата­ет. Из этого следует еще один вывод: площадь пятна «одинокого» элемента может быть меньше площади нескольких элементов — при условии, что цвет и фактура плоскости и элемента (элемен­тов) остаются неизменными и выполняется условие равновесия. К тому же, чем меньше расстояние между элементами, тем мень­ше они могут быть по площади. «Вес» фигуры зрительно возрас­тает при ее активном одиночестве на фоне. Все эти упражнения, особенно упражнение 4, можно выполнять и на компьютере. Про­работав одну позицию, сохраните ее. Затем, выполнив следую­щую позицию, используйте предыдущее решение и наложите одно на другое. Путем сравнения выводится результат.

Упражнение 5

Попробуйте организовать плоскость, используя симметрию: с вертикальной осью, угловую, центричную. Отметьте для се­бя, что создать равновесие, применив симметрию, несложно. Труднее создать композицию, оригинальную по своим пластиче­ским задачам, интересную по восприятию.

К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 - student2.ru

Перейдем к упражнениям, которые помогут освоить прин­ципы равновесия асимметричной композиции.

Упражнение 6

Создайте ярко выраженную неуравновешенную компози­цию, состоящую из любого количества элементов, опреде­ленного колористического строя. Проанализируйте ее. Вы увидите, что она не уравновешена не только в количествен­ном соотношении, но и в оптическом. Введите цветовое пятно или измените качество плоскости, тем самым доби­ваясь равновесия.

Упражнение 7

Вновь создайте неуравновешенную композицию и проанали­зируйте ее. Уравновесьте введением сложного по конфигурации

Симметричная композиция



ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ_____________

элемента. Это может быть буква, какой-либо знак и т. п. Дви­гаясь от обратного, вы тем самым еще глубже исследуете при­чину неуравновешенности, а затем, устраняя ее, еще раз про­анализируете свои действия, которые помогут организовать плоскость.

В результате выполнения этих упражнений должны поя­виться элементарные навыки работы с плоскостью. Вы должны также обратить внимание на то, что в двух последних упраж­нениях с введением сложных по форме элементов или активно­го цветового пятна в композиции появились акценты, правиль­нее сказать, доминанты. При их помощи был организован ком­позиционный центр.

Симметричная композиция


К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 - student2.ru

____________ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ

От мудрецов древности мы восприняли идею о красоте и гармо­нии природы. Свои философские трактаты посвятили этой пробле­ме Пифагор, Платон, Леонардо да Винчи и многие другие мыслите­ли. Мир — это гармония и ритмика, считали греки. Законы музы­кальной гармонии они переносили на всю Вселенную. Порядок и красота царствуют в космосе. Тогда же были развиты и математи­ческие идеи гармонии, выраженные в системах пропорционирова-ния, о которых мы расскажем подробнее. На протяжении всей ис­тории человечества не прекращались поиски всеобщего закона Гар­монии. Ньютон, Поликлет, Дюрер, Кеплер, Альберти, Витрувий, Хогарт, Кант, Гегель и другие пытались решить в своих исследова­ниях и творчестве поставленную задачу. Всеобщий закон Гармонии должен быть единым для живой и неживой Природы, для матери­ального и идеального мира, куда входят мышление, искусство.

Долгое время считалось, что именно греки стали первооткрывате­лями законов гармонии. Однако сейчас мы уже знаем, что еще задол­го до них жрецы Древнего Египта в совершенстве владели фундамен­тальными знаниями: тому подтверждение находки склепа Хеси-Ра.

Ученые доказали, что познание единства и есть познание гармо­нии, так как эти два понятия тесно переплетаются между собой. Но открытие законов в отдельных областях науки не в состоянии претендовать на звание всеобщего закона Гармонии. Хотя работы Планка, Павлова, Эйнштейна действительно являлись крупнейши­ми событиями нашего века, их открытия все-таки нельзя назвать всеобщим законом Гармонии, потому что они никоим образом не связаны с идеальным, духовным миром, а являются выразителем лишь материального начала. А ведь гармония — «это особое, цело­стное единство, охватывающее абсолютно все сущее, как матери­альное, так и идеальное. Гармония — закон именно такого единст­ва, закон целого»*. Гармония выражает в основном не количество, а качество, сущность, красоту.

«...Гармония есть связь различных частей в единое целое. Эта связь сложнейшая, тончайшая, многообразнейшая. Как же осуще­ствляется такая связь и что такое целое? Ясно, что связать части между собой так, чтобы они представляли некоторое законченное целое, можно только за счет сходства самих вещей, иначе говоря, за счет того общего, что содержится в каждой части,

* Шевелев И. Ш., Марутаев M. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. M., 1990. С. 135

ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕНИЕ

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР

К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 - student2.ru

Наши рекомендации