ПОВТОРЕНИЕ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов

1.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Притяжение между парой электронов может возникнуть, (не)смотря на то что они находятся далеко друг от друга, (по)этому движение электронов в паре становится согласованным.

2) Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (при)чём некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и то(же) понятие.

3) (В)течение нескольких лет М.В.Ломоносов занимался изучением русской истории, а так(же) точных наук.

4) Для композитора, который способен слышать мир так(же), как художник – видеть его в цвете и формах, музыка – это именно звучание, (то)есть процесс, протекающий во времени.

2.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Снег уже местами (на)столько осел, что по насту можно было проехать так(же), как по твёрдой грунтовой дороге.

2) Марьяна улыбалась редко, за(то) её улыбка всегда поражала, (по)тому что была невероятно искренней.

3) Отцветает черёмуха, (за)то зацвела бузина, а вслед за нею так(же), как и ландыши, забелели цветы земляники.

4) На следующее утро я проснулся (от)того непонятного звука, что слышал вчера, и (по)этому быстро вскочил с кровати.

3.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Павел Петрович (не)раз помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, как(бы) извернуться и найти недостающую сумму.

2) мысль о (за)границе, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Обломова, (в)отличие от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.

3) (По)началу казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но (в)скореобнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

4) (По)началу романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (в)последствии читатели оценили его произведение по достоинству.

4.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Что(бы) ни сулило мне будущее, я верю в свою звезду, (не)смотря на дурные предзнаменования.

2) Билеты стоили дорого, (по)этому ехать пришлось в плацкартном вагоне с (на)глухо закрытыми окнами.

3) Что(бы) мы успели закончить ремонт (в)течение недели, необходимо заранее позаботиться об инструментах и материалах.

4) Два часа прошло (в)пустую, ещё час мы все так(же) безрезультатно пытались углядеть в чаще кабанов: звери будто почуяли нас.

5.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Редактор попросил меня о встрече, что(бы) согласовать внесённые в рукопись, (по)этому первую половину дня я провёл в издательстве.

2) Что(бы) ни случилось, отец не оставит меня в беде, (по)этому я его и люблю.

3) (Не)смотря на то, что было сделано всё необходимое, эксперимент прошёл так(же) неудачно, как и в прошлый раз.

4) Что(бы) такое ещё придумать и (по)чему мне так скучно?

6.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)последствии учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а так(же) регулирует работу надпочечников.

2) (По)среди знакомого леса теряешься, как (будто) все деревья и кусты скинули свою зелёную маску и стали неузнаваемыми.

3) Ф.И.Шаляпин (в)первые (по)настоящему встретился с возможностью поднять оперную партию до высот трагедии в опере Мусоргского.

4) Витраж набирают так(же), как и мозаику, а (за)тем скрепляют кусочки свинцовыми ободками.

ТЕОРИЯ

ОТЛИЧАТЬ!

Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Сложносочиненные предложения Простые предложения с однородными членами предложения
Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. [ ], и [ ]. И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне. [ и ].
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. [ ], но [ ]. Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу. [ , но ].
Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. [ ], [ ], а [ ]. В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь. [ , а ].
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи. [ ], или [ ], или [ ], и [ , , ]. Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах. [ ,или и ].

Задание: подчеркните основы в данных предложениях, расставьте знаки препинания.

1. Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе.

2. Уже давно стемнело ( ) и звезды ярко засияли на бархатном тёмно-синем покрывале небосвода.

3.Далекие страны и таинственные названия манили его к себе ( ) и невероятно будоражили воображение.

4.Русская правдивая, горячая душа звучала, дышала в песне ( ) и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.

5.За околицей запели ( ) и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозвалась в душе Владимира.

6.Страна наша богата истинными талантами ( ) и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом.

7.Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы, с проседью в усах и черноусые, засучив шаровары, стояли по колено в воде ( ) и стягивали челны с берега крепким канатом.

8.Всем хотелось спать ( ) и теплая, ласковая ночь с мягким шелестом трав располагала к этому.

9.Во дворе посадили деревья ( ) и к вечеру в новый дом уже приехали первые жильцы.

10.Начинало светать ( ) и разведчики, прячась в густой траве, потащили связанного немца к своим окопам.

11.Идешь по весеннему лесу ( ) и удивляешься буйной силе земли, дающей жизнь всему на ней.

12.В тайге жарким летом душно, жарко ( ) и всякий путник вскоре нестерпимо хочет пить.

13.В лесу куковали кукушки ( ) и слышались звонкие голоса девчонок, собиравших малину.

14.С горы открывался чудесный вид на большое озеро в обрамлении остроконечных елей ( ) и каждому захотелось сфотографировать эту картину.

15.Каждое изделие народного искусства является памятником духовной жизни народа ( ) и его корнями, питающими современную культуру.

16.К глухой деревушке в пермских лесах археологи добирались долго ( ) и поэтому было так приятно снять с себя рюкзаки и напиться чистой колодезной воды.

17.Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое ( ) и стали лучшим средством передвижения.

Наши рекомендации