Текстовое обобщение на макроуровне

Роль текстового обобщения в структуре макротекста еще более велика, чем в единицах микроуровня. Она связана с оформлением композиционной завершенности текста, со стратегиями и тактиками разворачивания замысла в дискурс, с построением иерархии смыслов в ходе порождения речи и т.п. В настоящей главе мы коснемся этого вопроса лишь с описательно-грамматической точки зрения, не углубляясь в психолингвистическую интерпретацию, которая будет дана ниже.

Как и в структуре микротекста, в исследовании текстового обобщения на макроуровне следует выделять два вида текстового обобщения, образующих как бы два типа риторических фигур: фигура развертывания (расширения) и фигура свертывания (сужения) смысла.

Фигура расширения.

На уровне макротекста эта форма текстового обобщения реализуется в инициальных фразах (текстовых зачинах), которые располагаются в начале всего текста или же в начале значительного его фрагмента. Как и инициальные фразы сверхфразовых единств (о которых у нас уже шла речь в предыдущем параграфе), текстовые зачины целого речевого произведения и его фрагментов призваны наметить тему будущего сообщения, его, так сказать, семантическое ядро.

Для наглядности приведем в порядке увеличения возраста образцы текстовых зачинов рассказов о фильмах школьников.

6-7 лет

Они там/ делали/ специально такой аэродром/ около речки// Эт был нерусский фильм// Вот/ сделали такой космодром// Вот// А там ракета//...

Лезли они/ лезли на крышу// Встали на крышу/ и стали качать антенну// Потом/ эта/ Леопольд/ Леопольд взял из телевизора/ проволоку// Налил туда/ воды из крана// Завязал его/ были у него...// Полотенцем// Вода...// И вода потекла туда//...

10-11 лет

Фильм про партизан// Партизаны/ там должны// Им дали приказ/ чтобы они не пропускали эшелоны/ там/ фашистские//...

Это фильм/ как один человек/ это самое/ ну жил в одиночестве// И он.../ ну вот там были работники/только одна работница// А все остальное он делал он сам//...

15-16 лет

Дело происходит в Риге/ в наше время// Вот значит/ есть такой человек// Он там держит в своих руках много дел//...

Значит/ полетели летчики/ три английских летчика/ бомбить Францию// Это значит// вторая мировая война//...

Сопоставление текстовых начал на макроуровне показывает, что в рассказах детей 6-7 лет инициальные фразы, как правило, отсутствуют. Младшие школьники не способны эксплицировать тему будущего высказывания. Они сразу начинают изображать в своем дискурсе события и ситуации фильма в том порядке, в котором их сохранила память.

В речи 10-11-летних подростков начальные фразы рассказа обретают функции «вводности». Однако в своих инициальных фразах школьники этого возраста не обозначают ядерное содержание всего будущего дискурса (или его фрагмента), а лишь характеризуют некоторые особенности объекта изображения, в данном случае – «представляют» действующих лиц.

Макротексты старшеклассников свидетельствуют о возрастании уровня текстового обобщения в инициальных фразах рассказа. Старшие подростки (15-16 лет) в текстовых зачинах уже стараются наметить тему будущего сообщения, дать пространственно-временные характеристики дискурса, «представить» действующих лиц, наметить обобщенное содержание сюжета и т.п.

Фигура сужения.

Текстовое обобщение в виде фигуры сужения на макроуровне чаще всего выполняется предикатными повторами, о которых у нас уже шла речь в первом параграфе. Разница по сравнению с микротекстом здесь состоит лишь в объеме замещаемого отрезка дискурса. Замещая значительный фрагмент текста, предикатный повтор иногда заменяется метатекстовой фразой или даже сверхфразовым единством, назначение которого, кроме прочего, состоит в обобщении предшествующей информации.

Анализ дискурсов 6-7-летних школьников показал, что дети этого возраста в своей спонтанной речи практически не используют фигур сужения. Как мы уже не раз отмечали, их рассказы представляют собой «поток сознания», в котором нет заботы о композиционной стройности, завершенности текста и т.п. Переходя от одной темы к другой, младшеклассники не стремятся к обобщению предшествующей информации, демонстрируя уже отмеченную иллюзию присутствия точек зрения говорящего и слушателя во времени и пространстве рассказа. Для иллюстрации приведем небольшой фрагмент дискурса.

А они очень хотели пить// Они выпили и превратились// Один в медведя/ самый главный/ в медведя// А второй в этого/ в сокола// Ну он долгий очень// А девочки...// Ну потом вот там/ то/ се// Ну в общем потом/ они его встречали// Он с ними хорошо/ потому что сначала нельзя их разыгрывать// Что я мол/ злой дух/ что я сейчас.../ да?// Ну вот// Он чет там выделывал золото// Один камень взял// В общем так// У него борода зацепилась//...

Спонтанные монологи 10-11-летних подростков содержат в себе элементы текстового обобщения посредством сужения. Однако, во-первых, подобные фигуры достаточно редки в рассказах школьников этого возраста, во-вторых, они, как правило, строятся на замещении предшествующего сверхфразового единства и используют предикатные повторы, которые выполняют функции межблочной связи. Приведем пример.

Там сначала показывают/ женщина/ из машины стреляет там в дяденьку// Тот ехал на катере// Она в него стреляет// И убивает его// И вот значит/ это дело попадает к майору Кардашу//...

Спонтанные рассказы старших подростков (15-16 лет) демонстрируют более высокий уровень текстового обобщения посредством сужения. Предикатные повторы и синтаксические конструкции здесь могут замещать содержание значительных фрагментов текста, включающих в себя несколько сверхфразовых единств. Приведем примеры.

1. Этот художник/ стал там жить/(...) А они ему стали мешать// Они говорят ему/ Мы домовые и ведьмы/ а ты уходи отсюда// Вот там эпизод такой// Он ложится спать// Раз/ свет включил// Лампочка как раз над ним// Вдруг бах/ лампочка опять включается// (...) Наутро просыпается/ выходит// Чет/ там подвес... ведро с водой// Его окатило//(...) В общем они так выживали/ выживали его// ...

2. Показывают дальше/ они пробираются через какой-то там подземный ход// Стена заложена/ камень/ кладка// Они ее пробивают// (...) Стоит он около двери какой-то// И вдруг откуда-то из коридора/ катятся эт/ носилки// Катятся и останавливаются около него// (...) Лесник пошел/ какую-то дверь открыл тоже// Люк там какой-то/ непонятный// Проходит он дальше туда// Этот журналист// Другая дверь открывается// Оттуда чет непонятное /в целлофановом мешке сваливается на него// (...) Тут показывают пульт управления// Весь такой значит / этой заделанный/ пленкой целлофановой/ полиэтиленовой// (...) В общем там взрывы какие-то/ и вода пошла// Начинает ихнее помещение затоплять понемножку// Ну/ тут медведь журналиста ударил// (...) В общем умирает этот журналист// (...) Ну в общем на этом все кончается// ...

Наши рекомендации