Слово – основная единица лексики

· Всп. Какие разделы лингвистики изучают слово?

· Прочитайте. Объясните, почему слово считают важнейшей единицей языка.

Язык – средство общения. Чтобы общаться, нам нужно называть то, о чём говорим. А чтобы называть что-то, нужны слова. Согласные и гласные звуки речи сами по себе ничего не обозначают, но вместе они создают звуковую форму, которую также можно передать буквами. Морфемы передают значения, но разные морфемы отвечают только за «свою часть» общего значения слова. Например, окончание -а в слове ходь-б-аподскажет нам его грамматическое значение: И.п. единственного числа существительного женского рода. Суффикс -б-поможет узнать значение действия от глагола ходить (сравним со словами стрельба, дружба, борьба). Корень -ход(ь)- передаёт только общий смысл слов выход, ходить, ходка, выходной, хождение: что-то связанное с движением. И только всё слово ходьба, объединяющее все морфемы в одно целое, обозначает в речи следующее: это существительное женского рода, лексическое значениекоторого – «движение, передвижение на ногах». Мы можем сказать: Я люблю спортивную ходьбу.

Слова дают имена всему, что есть в мире: предметам, явлениям, действиям, состояниям, признакам. Мы строим свою речь не из звуков или морфем, мы строим её из слов. Именно поэтому слово является основной единицей языка.

Слово – единица лексического уровня, основная единица языковой системы. Слово имеет лексическоеи грамматическое значение.

Все слова языка, его словарный составназываютсялексикой.

· Ответьте на вопросы.

1) Единицей какого уровня языка является звук речи? Может ли эта единица выражать значение?

2) Выражают ли значение морфемы? Что входит в основу слова?

3) Есть ли морфемы, которые выражают одновременно лексическое и грамматическое значение?

4) Почему слово является основной единицей языка?

5) Какой раздел языкознания изучает слово как единицу лексики?

№ 6. 1) Просмотрите текст, найдите выделенные слов. Определите тему текста.

2) Как вы поняли слово толковать?

3) Прочитайте. Изучите, какие части пронумерованы в составе словарной статьи.

Слова собираются и фиксируются в специальных словарях: орфографических, орфоэпических, словообразовательных и др. Словари, в которых толкуется (объясняется) лексическое значение слов, называются толковыми. Самый большой толковый словарь современного русского языка состоит из 17 томов. В этом словаре 120 тысяч слов. Это не все слова русского языка, но они составляют ядро всего лексического состава языка, его основную лексику.

Каждому слову в толковом словаре отводится словарная статья, например:

(1)весельчак, (2) -а, (3) м. (4) (разг.). (5) Тот, кто имеет весёлый нрав, любит веселиться. (6) Белокопытов был очень милый малый, балагур, весельчак. (Мамин-Сибиряк)

4) Найдите соответствие между частями словарной статьи и названиями этих частей.

а) толкуемое слово;

б) окончание в родительном падеже;

в) род этого существительного;

г) помета разг.;

д) толкование слова;

е) пример его употребления в речи

5) Дополните фразу.

В начале словарной статьи названо само (1) …, затем приводится его (2)… ; указан (3) …; даётся (4)…, то есть «слово, употребляющееся в разговорной речи»; после этого следует (5) … и (6) … .

6) Всп Проведите морфемный разбор слова весельчак: выделите в нём основу и объясните, как оно образовалось. Что означает суффикс -чак/-ак в этом слове и в словах добряк, толстяк?

7) А можно ли объяснить, как образовалось значение корня этого слова? Если вам трудно ответить на этот вопрос, сначала прочитайте текст из «Лингвистической кладовой».

Лингвистическая кладовая

Главная задача слова – называть предметы и явления окружающего мира. В одних случаях можно объяснить, почему именно данное слово является названием того или иного предмета или явления, в других случаях – нет. Например, подорожник назван так, потому что растёт по дорогам, или вдоль дорог. Подберёзовиком зовётся гриб, который растёт под берёзой. Но вот из устройства слова дорога нельзя объяснить, почему так называют «путь для передвижения», а строение слова берёза не объясняет его значение «дерево с белым стволом». Таким образом, слова можно разделить на мотивированные(подорожник, подберёзовик) и немотивированные(дорога, берёза).У мотивированных слов понятны причины называния предметов или явлений, а у немотивированных – нет. (По О.Е. Дроздовой)

№ 7. Аудио 1) Послушайте текст. О каких русских словах в нём рассказывалось?

2) Можно ли объяснить значение этих слов через ближайшее родственное слово в современном языке, то есть являются ли они мотивированными? Найдите для каждого из слов объяснение его лексического значения из словаря и закончите письменно фразы.

1) Сшитые листы чистой бумаги с обложкой – это лексическое значение …

2) С окраской небесного, светло-синего цвета – это лексическое значение …

3) Отверстие в стене для света и воздуха – это лексическое значение …

3) Можно ли рассказать, как эти слова образовались когда-то давно? Были ли они мотивированными раньше?

И → с.

Аудио

Если обратиться к истории создания слов, которые сейчас считаются немотивированными, то окажется, что раньше причины, то есть мотивы наименования многих слов были очень даже ясны. Например, слово тетрадьобразовано от древнегреческого слова tetra, что значил четыре. Первоначально тетрадь состояла из 4-х листов.

Слово окно исторически связано со слово око, то есть окна – это глаза дома. Но со временем этот признак, который были положены в основу называния окна, забылся. Сейчас слово окно мы так не объясняем.

Вряд ли кто-нибудь сейчас станет связывать прилагательное голубой и птицу голубя.

А название этого цвета исторически связано с голубями, на шее у которых бывают перья такого цвета, то есть когда-то слово голубой означало «такой, как у голубя». Но сейчас прилагательное в толковом словаре имеет другое значение и определяется так - с окраской небесного, светло-синего цвета. Это значит, что оно немотивированное, так как уже не связывается со слово голубь.

№ 8. 1) Прочитайте. Выпишите слова, значения которых можно объяснить через ближайшее родственное слово. Докажите это, подобрав словообразовательные пары.

2) Найдите слова, значения которых таким способом нельзя объяснить, то есть немотивированные слова.

Под деревьями грибы заметил: под берёзами – подберёзовики, под осинками – подосиновики, во мху – моховики, а на пнях – опёнки. (Н. Сладков)

№ 9. 1) Прочитайте и ответьте на вопрос: в каких -ик и –оксуффиксами являются, а в каких - нет?

Странно, когда в пустыне, далеко от моря, находят ракушки речных моллюсков. По таким приметам определяют: раньше здесь было море. Странность объясняется прежними причинами. Так же и в языке. То, что нас сейчас удивляет, когда было естественно.

Всем известны уменьшительно-ласкательные суффиксы -ик и -ок: дом – домик –домок; час – часик – часок. Но вот другие примеры: пузырёк – разве это «маленький пузырь»? Сырок отличается от сыра. Никто сейчас не воспринимает как уменьшительные слова платок, мешок (когда-то образовано от мех), булавка, молоток и десятки других. (В.В. Одинцов)

2) Работа в парах. Выпишите выделенные слова, в которых не выделяется сейчас уменьшительно-ласкательные суффиксы, разберите их по составу. Выпишите из толкового словаря их значения. Подберите к ним иллюстрации.

** 3) Подумайте, от каких слов они когда-то могли образоваться. Найдите полученные слова в толковом словаре учебника. Есть ли рядом с этими словами особые пометы?

№ 10. 1) Прочитайте заголовок текста и просмотрите его. Кратко скажите, о чём он.

2) Прочитайте текст внимательно и ответьте на вопрос: сколько слов в нём толкуется?

Способы толкования слов

Лексическое значение незнакомого слова можно найти в толковом словаре. Раскрывается лексическое значение разными способами.

1. Краткое толкование слова:

дендрарий — Ботанический сад, в котором выращивают различные деревья и кустарники в научных, культурно-просветительских и т. п. целях.

2. Подбор близких по значению слов (синонимов):

излишний — Бесполезный, ненужный, напрасный.

3. Объяснение с помощью родственных слов:

мускулистый — Имеющий развитые мускулы.

4. Есть токовые словари, в которых объяснение значений даётся с помощью иллюстраций:

Тапир колибри бинокль

№ 11. 1) Прочитайте толкования слов и угадайте их. Допишите предложения, вставляя толкуемое слово.

2) Какой способ толкования использован для этих слов?

1. … — небольшая книжка в виде сшитых или скреплённых листов, обычно без переплёта.

2. … — перечень всех букв какого-либо языка в определённом порядке.

3. … — цирковой артист, занимающийся жонглированием.

4. … — учреждение, собирающее и хранящее книги, журналы, газеты для общественного пользования.

5. … — лиственное дерево с белой корой и пахучими сердцевидными листьями.

№ 12. Объясните слова подбором синонимов (близких по значению слов).

Ароматный, беспокоиться, гневный, путь, благоразумие.

№ 13. 1) Используя толковый словарик учебника, расскажите о лексическом значении слов.

Артишок, афоризм, гильдия, эскорт.

2) Каким способом объясняются значения этих слов?

№ 14. Объясните лексическое значение слов с помощью однокоренных слов. Обратите внимание на их морфемный состав. Запишите объяснение по образцу.

Образец: городок — небольшой город.

1) усищи, песчаный, убежище, огородить

2) сообщение, смельчак, застучать, училище

№ 15.Работа в парах. Какой способ толкования значения слова вам нравится больше всего? Почему?

Выберите лучший способ толкования для данных слов. Проведите эксперимент: прочитайте (или покажите) ваши толкования одноклассникам, не называя толкуемых слов. Проверьте, смогли ли они правильно угадать их.

синица, дерево, мрак, взросление, доброта

№ 16. 1) Прочитайте диалог. Каким способом Незнайка объяснил значение изобретённого им слова?

— Ну, придумай рифму на слово «пакля», — сказал Цветик.

— Шмакля, — ответил Незнайка.

— Какая шмакля? — удивился Цветик. — Разве есть такое слово?

— А разве нету?

— Конечно, нет.

— Ну, тогда рвакля.

— Что это за рвакля такая? — снова удивился Цветик.

— Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, — объяснил Незнайка.

(Н. Носов)

2) Обс. Как бы вы объяснили Незнайке его ошибку? Можно ли изобретать слова, как нам хочется? Почему?

3) Попробуйте найти рифму к слову пакля — слово, существующее в русском языке.

№ 17. 1) Однажды перед полётом на далёкую планету Ийон Тихий, герой фантастического рассказа известного польского писателя Станислава Лема, попытался установить значение слова сепулька. Прочитайте запись из его дневника.

Нашёл следующие краткие сведения:

«СЕПУЛЬКИ — важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ».

Я последовал этому совету и прочёл:

«СЕПУЛЬКАРИИ — устройства для сепуления (см.)».

Я поискал «Сепуление»; там значилось:

«СЕПУЛЕНИЕ — занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ».

Круг замкнулся, больше искать было негде.

2) Какими способами объяснялось слово, интересующее Ийона Тихого? Почему он так и не узнал, что такое сепулька?

№ 18.Работа в парах. 1) Прочитайте две словарные статьи из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова. Найдите в них:

а) толкуемое слово;

б) окончание;

в) род этого существительного;

г) помета;

д) толкование слова;

е) пример его употребления в речи

2) Обс. Сколько в этой статье толкуемых слов? А сколько толкований? Подберите к каждому толкованию соответствующую иллюстрацию. Как вы думаете, у слова стол - одно значение или три разных?

1. СТОЛ , -а, м. 1. Предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на высоких опорах ножках. Обедать за столом. Письменный стол. Круглый стол.

2. перен. Питание, пища. Снять комнату со столом. Диетический стол. Мясной стол.

3. Отделение в учреждение, ведающее каким-то кругом дел. Справочный стол.

Рис. столы разных видов: музейный ампирный, каменный, деревянный, на одной ножке, на четырех, круглый, прямоугольный, низкий, высокий, стеклянный, письменный, кухонный, компьютерный стол (в центре слово стол, от него стрелки к разным столам)   1.
Рис. Справочный стол В больнице: окошко с надписью, там сидит медсестра.   2. Бабушка в больнице, сидит на постели, у нее столик с больничной едой     3.

3) Обс. Сколько в этой статье толкуемых слов? А сколько толкований? Есть ли другой способ толкования этого слова? Сколько значений у слова колибри?

2. КОЛИБРИ, нескл. м. и ж. Маленькая длиннокрылая птичка с пёстрыми крыльями, живущая в Центральной и Южной Америке.

Наши рекомендации