Понятие о наречии как самостоятельной части речи

Вступление

Наречия чаще всего обозначают признак действия. С помощью степеней сравнения мы можем охарактеризовать меру проявления признака, выраженного наречием.

Степени сравнения имеют наречия, оканчивающиеся на -о (-е), образованные от качественных имён прилагательных.

Например: идти быстро – идти быстрее – идти быстрее всех.

Понятие о наречии как самостоятельной части речи - student2.ru

Схема 1

Сравнительная степень

Сравнительная степень обозначает бόльшую или ме́ньшую степень проявления признака.

Сравнительная степень имеет две формы – простую и составную.

Простая сравнительная степень образуется от основы наречия без -о(-ко, -око) с помощью суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же.

Например: тепло – теплее(-ей),

громко – громче,

рано – раньше,

глубоко – глубже.

Наречия хорошо, плохо, мало образуют простую форму сравнительной степени нестандартно: хорошо – лучше, плохо – хуже, мало – меньше.

В разговорной речи используются наречия, образованные от простой формы сравнительной степени при помощи приставки по-. Такие наречия обозначают небольшую меру проявления признака. Например: дешевле → подешевле

лучше → получше

светлее → посветлее

Отличие простой сравнительной степени наречия от соответствующей формы имени прилагательного

Простая форма сравнительной степени наречий совпадает с соответствующей формой имени прилагательного. Сравните:

прилагательное: веселый – веселее;

наречие: весело – веселее.

Отличить простую сравнительную степень прилагательного от наречия в этой же форме можно по нескольким характерным чертам этих двух частей речи:

Наречие в форме простой сравнительной степени Имя прилагательное в форме простой сравнительной степени
1. обозначает признак действия 1. обозначает признак предмета
2. отвечает на вопросы как? каким образом? 2. отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
3. в предложении выступает в роли обстоятельства 3. в предложении выступает в роли сказуемого

глагол наречие

Например: Летние каникулы мы проводим (как?)веселее,чем зимние.

сущ. прилаг.

В детстве мой брат брат был (какой?)веселее, чем сестра.

Составная сравнительная степень образуется путем прибавления к словам более (менее) наречия в начальной форме. Например: тепло – более тепло, громко – менее громко.

Составная сравнительная степень наречий часто употребляется в сравнительных оборотах со словом чем и является обстоятельством. Например: Аня выполняет домашние задания более старательно, чем Оля.

Превосходная степень сравнения обозначает наибольшую или наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных, наречия не имеют простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь в устаревших выражениях: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.

Составная превосходная степень сравнения наречияобразуется двумя способами:

1. Прибавление к словам наиболее или наименее наречия в начальной форме.

Например: высоко – наиболее высоко, серьёзно – наименее серьёзно.

2. Сочетание простой сравнительной степени наречия со словами всего или всех. Например: высоко – выше всех; серьёзно – серьёзнее всего.

Отличие составной превосходной степени наречия от соответствующей формы имени прилагательного

Составная превосходная степень наречий со словами всех/всего совпадает с соответствующей формой прилагательных. Отличить их можно по тем же признакам, по которым разделяются формы простой сравнительной степени (см. таблицу).

Например: глагол наречие

Мой друг рисует (как?) красивее всех.

сущ. прилаг.

Сестра моего друга была (какая?) красивее всех!

Список литературы

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» (Источник).

2. Наречие как часть речи (Источник).

3. Наречие как часть речи (Источник).

4. Части речи в русском языке (Источник).

Домашнее задание

Упражнения № 212, 214. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1.Выпишите сначала пословицы и поговорки со сравнительной степенью прилагательных, а затем – со сравнительной степенью наречий. Подчеркните слова в сравнительной степени как члены предложения.

1.Лучше матери друга не сыщешь. 2. Лучше много знать, чем много иметь. 3. И лес шумит дружней, когда деревьев много. 4. Легче друга потерять, чем найти. 5. Больше слушай, меньше говори. 6. Выше себя не вырастешь. 7. После работы еда вкуснее. 8. Меньше жмурься – больше увидишь. 9. Меньше конь – меньше воз.

Задание № 2. От данных наречий образуйте все возможные формы степеней сравнения.

Близко, скоро, низко, отчетливо, далеко, хорошо, красиво, чисто, широко, редко, туго.

Задание № 3. Исправьте ошибки нерадивых учеников.

1. Больше за все я люблю лето. 2. Наш спортсмен пробежал быстрее за всех. 3. Ростовский кремль был построен более раньше, чем Московский. 4. Музыка играла громчее. 5. Экскурсовод рассказывал об истории Московского Кремля более интереснее, чем это написано в книге.

Часто в речи мы употребляем слова красиво, сегодня, давно, долго, здесь, туда, очень, чуть-чуть и др. Все перечисленные слова являются наречиями. На уроке вы получите сведения о наречии как самостоятельной части речи: определение, основные свойства, классификация, способы образования.

Понятие о наречии как самостоятельной части речи

Наречие как самостоятельная часть речи было выделено ещё в античной грамматике. С древнегреческого языка термин дословно можно перевести как «приглаголие», то есть слово, непосредственно относящееся к глаголу. Позже, в XVIII веке, отмечалось, что наречия могут распространяться не только на глаголы, но и на другие части речи. В XIX веке появились различные трактовки наречия. В наши дни по-прежнему существуют разные взгляды на наречие. Рассмотрим одно из наиболее распространенных его определений.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает:

- признак действия, выраженного глаголом (идти быстро);

- признак другого признака, выраженного прилагательным или наречием (очень смешной, весьма интересно);

- признак предмета, выраженного существительным (котлета по-киевски).

Наречия обычно отвечают на вопросы как? когда? где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени?

Наречия не изменяются.

В предложении наречия чаще всего являются обстоятельствами, реже – определениями.

Классификация наречий

Разряды наречий по функции
Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков: справа налево сгоряча назло вчера Местоименные наречия указывают на признаки, не называя их: где куда почему затем тогда

Местоименные наречия могут быть подразделены на следующие классы:

1. личные: по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему;

2. возвратное: по-своему;

3. указательные: здесь, там, тут, сюда, туда, отсюда, оттуда, тогда, затем, так и др.;

4. определительные: по-всякому, всячески, всюду, повсюду, отовсюду, везде, всегда и др.;

5. вопросительные (вопросительно-относительные): где, куда, откуда, когда, зачем, отчего, почему, как, сколько;

6. неопределённые: кое-где, куда-то, откуда-нибудь, зачем-либо, почему-то, как-нибудь и др.;

5. отрицательные с подразрялами:

а) негде, некуда, неоткуда, некогда, незачем, а также

б) нигде, никуда, ниоткуда, никогда, никак, нисколько.

Разряды наречий по значению(см. схему)

Понятие о наречии как самостоятельной части речи - student2.ru

Схема 1. Разряды наречий по значению

Категория состояния

Некоторые лингвисты (последователи известных учёных Л.В. Щербы и В.В. Виноградова) отделяют от наречий так называемую категорию состояния. Например: грустно, холодно, больно, навеселе и т. д.

Данная категория формируется на основании того, что слова такого типа занимают несвойственную наречиям синтаксическую позицию (сказуемое) и называют не признак, а состояние субъекта. Например: Мне грустно. Ему жарко.

Наши рекомендации