Теории о происхождении языка
Происхождение языка- сложный вопрос, который носит гипотетический характер, потому что существует множество теорий его происхождения. Условно все теории делятся на 3 группы: 1)Гипотезы, связывающие происхождения языка с Богом 2)Теории, объясняющие причины происхождения языка у отдельного индивида 3)Теории, объясняющие происхождение языка общественными причинами. Гипотезы о божественном происхождении языка.
Суть их сводится к тому, что, создав человека, Бог дал ему язык.
В тексте Библии заложено два разных варианта происхождения языка. Первый из них основан на утверждении, что Бог сам дал имена всему тому, что он создал. В первой главе книги Бытия сказано:
И назвал Бог свет днём, а тьму ночью… И назвал Бог твердь небом… И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями…
Получается, что язык существовал тогда, когда человека ещё не было. Бог творил мир с помощью Слова и сам назвал всё сотворенное. Следовательно, человек увидел окружающий его мир, в котором все предметы уже были названы, и названия открывались ему в самих предметах. В таком случае, должен бы существовать один, общий для всех людей язык.
И действительно, общий язык существовал, как говорится в 11 главе книги Бытия, до самого Вавилонского столпотворения:
Этот текст рисует довольно непонятную картину: если существовал один язык, то что с чем Господь смешал Откуда у каждого человека появились свои названия предметов Их тоже создал Бог по числу людей, строивших столп И если исходные названия были признаками, свойствами предметов, то что же стало с ними после смешения Об этом в Библии не говорится.
Другой вариант той же гипотезы содержится также в Библии, во второй главе книги Бытия, в утверждении о том, что
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было ей имя.
Получается, что Бог дал человеку способность называть, самому творить свой язык. В таком случае, язык — дар Божий, как способность видеть и слышать. Он дарован каждому, вне зависимости от условий, в которых человек живёт. Но в таком случае, почему человек не начинает говорить, если вокруг него в процессе роста не было говорящих людей На этот вопрос гипотеза о божественном происхождении языка ответов не даёт.
Индивидуалистические теории происхождения языка
Теория звукоподражания.
Теория звукоподражания объясняет появление звукового языка у человека тем, что у наших первобытных предков якобы существовало инстинктивное стремление подражать звукам окружающей природы. Трудовая деятельность так же сопровождалась звуками. Позже из этих звуков сложились названия предметов и процессов.
Эта теория восходит к учению Платона. Вслед за Платоном эту теорию развивали стоики, в XVII веке в её защиту выступал Г. Лейбниц, в XVIII — XIX веках — Ш. Балли и другие известные учёные.
Однако, несмотря на свою правдоподобность, эта теория имеет ряд недостатков.
Значительно лучше человека подражать звукам могут некоторые животные и птицы. Однако языка у них не возникло. Кроме того, если предположить, что у человека с самого начала была способность использовать звукоподражание для обозначения предметов, то нужно признать, что в таком случае у нашего первобытного предка существовало мышление, причём в его высшей, абстрактной форме. На какой же основе Трудно предположить, что у первобытного человека с его слабо развитым мозгом могла существовать такая форма мышления
Эмоциональная теория теория междометий
Одним из наиболее известных сторонников этой теории был Жан-Жак Руссо. Суть этой теории, также восходящей к древнегреческой философии такова, что первоначально язык возник у человека в виде непроизвольных выкриков, выражающих душевное состояние, эмоцию или настроение.
По мнению Руссо, эмоциональный мир первобытного человека был богаче, чем у современного, так как первобытный человек был естественнее. У него не было потребности выражать мысли, которых тогда ещё не было.
Первый вопрос, который возникает в связи с этой теорией: мог ли эмоциональный мир человека быть богаче, чем у современного Современному человеку присущи низшие эмоции, которые есть у животных. Однако есть и социально обусловленные эмоции, не зависимые от физиологически значимых раздражителей. Так что при всей естественности эмоциональный мир первобытного человека богаче быть не мог.
Далее возникает вопрос, как непроизвольные возгласы могли превратиться в названия предметов или самих эмоций. Ведь чтобы какая-то эмоция ассоциировалась с определённым комплексом звуков, окружающие должны понимать, что означает этот комплекс звуков, какую эмоцию. Однако эмоциональный мир человека уникален, его состояние при отсутствии языка скрыто от других людей.. Таким образом, сия теория маловероятна.
Социальные теории происхождения языка
Теория общественного договора
Эта теория получила наибольшее распространение в XVII веке и также связана с именем Руссо, полагавшего, что с появлением разума люди, выражавшие сначала только эмоции, почувствовали необходимость в рациональном общении и договорились о том, в каком значении они будут употреблять те или иные звуки.
Однако здесь возникают два вопроса:
Первый — как они могли договориться, если средства общения у них ещё не было
Второй — если у них не было языка и абстрактного мышления, то как они смогли понять, что им нужно договориться о единообразии употребления звуков и разработке системы сложных знаков
Рабочая теория теория трудовых выкриков
Её автор — Людвиг Нуаре, одним из сторонников был Г.В.Плеханов. Смысл этой теории состоит в том, что в процессе труда человек издавал рефлекторные выкрики, которые при переходе к коллективному труду стали использоваться для его синхронизации. По этой теории, первыми частями речи были глаголы.
Эта теория выгодно отличается от других тем, что связывает происхождения языка с коллективным трудом, однако у неё много общего с теорией междометий и звукоподражания. Во всех трёх случаях речь идёт о возникновении языка из непроизвольных выкриков. Разумеется, что все нечленораздельные выкрики должны были быть использованы на первом этапе существования языка, но само по себе существование этих звуков не могло послужить причиной его возникновения. В противном случае, язык должен бы возникнуть и у животных.
Если следовать этой теории, то получается, что наши предки начали заниматься коллективным трудом до появления языка, как средства синхронизации. Сначала они начали использовать выкрики, а уже потом превратили их в слова. Но коллективный труд отличается, прежде всего, единством цели и действия, причём на уровне инстинкта, как у муравьёв, это стремление у людей не заложено.
Таким образом, все вышеописанные теории отвечают не на вопрос о возникновении языка, а на вопрос о том, какой материал мог использовать человек для его создания.
Для того, чтобы у наших предков появилось сознательно используемое средство общения, должны возникнуть несколько предпосылок биологического и общественного характера.
Прежде всего, мозг человека должен достигнуть такого уровня развития, при котором возможно бы стало мышление. Конечно, так называемое по Павлову ручное мышление существует и у многих животных, но для создания языка его не достаточно. Необходимо также абстрактное мышление. А оно возникает лишь благодаря изменениям условий жизни. Имеем круг.
Именно в этом плане рассматривает появление языка эволюционная теория.
Основные её положения сформулировал Ф. Энгельс, рассматривавший вопрос о происхождении языка в связи с вопросами о происхождении человека и общества.
Опираясь на эволюционную теорию Дарвина, Энгельс выделил ключевой момент в возникновении языка — переход к прямохождению. Смещение центра тяжести дало толчок к развитию мозга. Увеличился угол зрения, грудная клетка. В мозг стало поступать большее количество информации, что также дало толчок к его развитию и обусловило появление борозд и усложнение структуры. Наступил момент, когда строение мозга стало столь сложным, что по своим функциональным возможностям он стал намного превосходить потенциал конкретного мышления. Начало развиваться абстрактное мышление, основой для которого и стал язык.
Одновременно с этим прямохождение вызвало развитие речевого аппарата. Примитивные орудия труда позволили человеку добывать больше пищи, ротовая полость освободилась, так как необходимость постоянно есть отпала.
Кроме того, развитие мышления подсказало людям, что коллективно жить, работать и добывать пищу проще. Но для этого нужно было иметь средство координации — тот же язык. Так популяция начала превращаться в общество.
Таким образом, язык — это прежде всего общественное явление, поэтому и возник он в результате общественной потребности.
7) Законы развития языка.Будучи средством общения, язык возникает и развивается в обществе. Он не может существовать вне общества, поскольку социально обусловлен как по происхождению, так и по назначению. История языка свидетельствует о том, что многие его явления развиваются внутри самого языка и обусловлены внутренними законами его развития. Эти законы говорят о том, что каждое новое явление в языке вырастает из старого, уже существующего, создаваясь из «материала» языка и по его «правилам». К таким законам, управляющим внутренним развитием элементов языковой структуры, можно отнести следующее: 1)закон ликвидации « участков напряжения»: этому закону в русском языке подчинены процессы расподобления и уподобления согласных друг другу, а также упрощение групп согласных. 2)закон позиционного варьирования звуков: иллюстрацией этого закона может служить поведение шумных согласных в позиции конца слова или на стыке его морфем в русском языке(звонкие шумные согласные в этой позиции оглушаются) 3)закон аналогии, объясняющий отступление от действия фонетических законов , в следствии которого происходит уподобление одних структурных элементов другим( утрата чередований –к-/-ц- в древнерусском); или же образование просторечной формы хочем по аналогии с формами хочу,хочешь. 4)закон компенсационного развития, согласно которому утрата одних форм или отношений в языке компенсируются развитием других (напр. развитие системы глагольных видов как компенсация утраты сложной системы времен древнерусского языка). 5) закон абстрагирования элементов языковой структуры, согласно которому развитие абстрактных элементов языка происходит на базе конктретных: в лексике, например, конкретное лексическое значение слова часто становится основой для развития абстрактного ( море как «часть океана» и переностное значение «большое кол-во чего-либо). 6) закон экономии языковых средств, в соответствии с этим законом в языке действует тенденция к реализации оптимальной достаточности , именно так работают словообразовательные механизмы языка, основанные на свертывании описательных конструкций в одну мотивированную языковую единицу( черная ягода-черника) 7) закон дифференциации и отчленения элементов языковой структуры, согласно которому развитие языка идёт по пути выделения и специализации его элементов для выражения собственно языковых значений( недифференцированное употребление союза яко в др.рус. в 11-12 вв., использовавшегося в придаточных предложениях причины, следствия, сравнительных, изъяснительных, и только в следствии закона дифференциации и отчленения постепенно произошло закрепление за этим союзом сравнительно значения). Законы абстрагирования и дифференциации элементов языковой структуру по сути своей противоположны друг другу: один ведёт к уменьшению языковых элементов, другой – к увеличению. Однако это внутреннее противоречие создает динамическое равновесие в языке и является источником его развития.
8) Этапы развития языка и общественное развитие.Вопрос об историческом развитии конкретных языков часто связывают с историей общества, ибо язык существует и развивается до тех пор, пока он является средством общения. Однако язык развивается не по общественным законам, а по своим собственным. Обслуживая общество на разных этапах его развития, язык проявляет самостоятельность, поскольку подчиняется объективным законам своего внутреннего развития. Внутренние законы языка отражают взаимосвязь изменений во всех звеньях языковой структуры. В связи с тем, что структуры языков различны, законы бывают общие, т. е. свойственные всем языкам, и частные, которые характерны для отдельных языков, поскольку отражают закономерности в развитии отдельных уровней конкретных языков. Одним из таких законов является закон постепенного развития. Действительно, в развитии языка не бывает скачков, взрывов: изменения происходят незаметно, путём появления элементов нового качества, временного сосуществования элементов нового и старого, а в дальнейшем постепенного выхода из употребления старых явлений. К числу общих законов относится - неравномерное развитие языка. Интенсивнее всего развивается лексика( если предмет выходит из употребления - уходит и само понятие и наоборот). Меньшему влиянию подвергается языковой строй языка. Пути развития языка характерезуются не только поступательными движениями, но и развитием общества.При первобытно-общинном строе : во времена расселения племен, общение между отдельными группами прекращалось, в этот момент начинался такой процесс как дифференциация языка(расхождения).В итоги начинают образовываться диалекты одного языка.В рабовладельческом строе: в результате завоеваний люди в одном государстве разговаривают на разных языках, именно поэтому начинается процесс интеграции языка, т.е. схождение границ языка.В эпоху феодализма: до минимума сводится общение между людьми из разных слоев население, начинается процесс дифференциации языка( в Германии).
В эпоху капитализма начинает бурно развиваться промышленность, поэтому идёт огромный поток сельских жителей в город, начинается процесс интеграции.
Выделяют три типа взаимодействия языка: -сосуществование; -смешение; -скрещивание.
Сосуществование – это длительное и устойчивое взаимовлияние смежных языков, в результате которого развиваются некоторые устойчивые общие черты в их структуре. Смешение – объединяются в языковые союзы. В отличие от сосуществования смешение– это такой вид взаимовлияния, когда два языка сталкиваются на своем историческом пути, оказывают друг на друга значительное влияние, а потом расходятся и продолжают существовать самостоятельно.Бывают разные степени смешения языков:
• Легкая степень смешения.
• Высокая – наблюдается в гибридных эрзац языках. Скрещивание – наслоение двух языков, при котором один язык растворяется в другом. То есть от двух родителей-языков рождается третий. Как правило, это результат этнического смешения носителем. Один народ поглощает другой. В результате переход от одного языка к другому сопровождается двуязычием. Субстрат и суперстрат. Субстрат– элементы языка побежденного народа в языке, который преобразовался путем скрещивания двух других языков. Суперстрат– элементы языка победителей, образовавшиеся в третьем языке.
9) Территориальная дифференциация языка.Любой язык, имеющий длительную историю развития на обширной территории, имеет также и свою территориальную дифференциацию. Территориальные варианты языка называются диалектами от греч. Диалектос — разговор.
Диалект — это территориально ограниченная форма существования языка, имеющая те или иные особенности в области фонетики, грамматики и лексики.
Наиболее часто диалектные особенности наблюдаются в области лексики. Хотя большинство слов и являются общенациональными, в отдельных областях, скажем, бытовой, могут наличествовать лексические группы, которые неизвестны за пределами определённой территории.
Часто диалектные различия встречаются также в фонетике. Например, широко известное окание.
Также диалекты могут затрагивать морфологию и синтаксис. Скажем, в русских говорах встречаются формы множественного числа, отличающиеся от литературных: колёсы, болоты, и т.п. В области синтаксиса известно такое явление, как употребление полных страдательных причастий в качестве сказуемых У меня билет уже загодя купленный!.
Различия в диалектах могут быть небольшими и вполне удобопонимаемыми, но часто понимание может быть затруднено. Скажем, в немецком языке.
Основной причиной возникновения диалектов является слабая связь между территориями одной языковой общности. Например, феодальная раздробленность, естественные границы или военные конфликты. А язык постоянно развивается, причём в вышеописанных ситуациях его развитие можно схематично описать буквой Y: в определённый момент каждый диалект начинает развиваться по собственному пути. Также если отдельная группа говорящих отделена от основной, в её языке развиваются диалектные отличия. Особо показательна в этом отношении группировка саамов: отдельные группы оказались на территории четырёх государств: Норвегии, России, Финляндии и Швеции, что обусловило появление диалектов.
Изучением диалектов занимается наука диалектология. Методы изучения в диалектологии соответствуют общелингвистическим.
Лингвистическая география — это раздел языкознания, занимающийся изучением территориального распространения языковых явлений. Развитие этого научного направления связано с именами западноевропейских учёных конца ХХ века: И. Шмидта, Г. Венкера, и др.
Центральным понятием лингвистической географии является изоглосса. Изоглосса — это линия на карте, обозначающая границу какого-либо языкового явления. Изоглоссы ограничивают районы распространения тех или иных языковых явлений. Обычно они представляют собой линии, очерчивающие крайние пункты их распространения. Однако внутри очерченного массива также могут оказаться островки с наличием собственных диалектных особенностей.
Ареалы распространения диалектов редко совпадают, поэтому часто изоглоссы образуют пучок. Территория, по которой проходит пучок изоглосс, представляет собой переходную зону между двумя большими массивами. В этой зоне пересекаются различные диалекты.
Диалектное членение языка представляет собой иерархическую структуру.
ЯЗЫК НАРЕЧИЯ ГРУППЫ ГОВОРОВ ГОВОРЫ
Иерархия выстроена по области распространения. Термин диалект используется, как синоним к любому из них.
Территориальные диалекты изменяются со временем. Наиболее благоприятными периодами в истории для диалектов являются периоды дезинтеграции. Скажем, эпоха феодализма.
В современном мире есть основания полагать, что диалектные явления вскоре изменятся или исчезнут совсем. В этом нет сомнения, ибо диалекты всегда меняются. Однако существованию их будут способствовать физико-географические, политические, экономические и другие факторы.
10) Социальная дифференциация языка.Каждой социальной группе говорящих на том или ином языке свойственны свои языковые нормы. Поэтому говорят о социальных вариантах языка. Надо сказать, что такие варианты языка затрагивают прежде всего лексику. Традиционно выделяемые группы социальных языковых вариантов:
Профессиональные. Эти варианты языка используются представителями той или иной профессии, и иначе называются производственными языками. Эти варианты отличаются подробной терминологической системой, понятной лишь для круга представителей данной профессии.
Профессиональные варианты языка формируются главным образом в процессе труда и производственной деятельности для облегчения взаимодействия между рабочими. Также они формируются в ходе теоретического осмысления производственной деятельности, что позволяет причислить профессиональный вариант языка к научному. Отличие состоит лишь в большей практической направленности профессионального языка. Профессиональные варианты языка отличаются от общенародного не только лексически, но и фонетически, и грамматически. Скажем, орфоэпия профессионального языка может заметно отличаться Алкоголь, наркоманИя — у врачей, компАс — у моряков. Профессиональные языки направлены преимущественно на письменную форму выражения и отличаются эмоциональной нейтральностью.
Половозрастные. В некоторых языках выражено деление на мужчин и женщин. Скажем, в чукотском языке это выражено на фонетическом уровне, когда мужчина и женщина произносят одно и то же слово, употребляя разные звуки. В европейских языках подобные различия менее выражены, но всё-таки они есть. Скажем, давно было подмечено, что женщины произносят звук о почти как дифтонг оа. На лексическом уровне женщины более склонны употреблять эмоциональную лексику, а также уменьшительно-ласкательные суффиксы. На возрастном уровне также существуют различия. Детский вариант языка отличается не только словарным запасом, но и своеобразными интонациями, а также большим числом звукоподражаний, простым синтаксисом и отсутствием пространных монологов. Также было замечено, что молодое поколение имеет тенденцию к изменению произношения. Скажем, смягчает согласный в суффиксе -ся.Сословно-классовые. Сословия и классы, существующие в обществе, также имеют свои варианты языка. Скажем, в Индии касты отличались произношением и словарным запасом.
Однако речь не идёт о сословно классовом варианте языка, когда говорят о французском языке, как о языке русского дворянства XIX века.
Жаргоны
Жаргоном называется социальный вариант языка, имеющий единицы, не имеющие официального нормативного статуса и не создаваемые намеренно для сокрытия информации. Жаргоны не имеют территориальной привязки. Они используются социальной группой, как правило, меньшей.
Для всех жаргонов характерно наличие названий предметов, названия которых уже есть в литературном языке. Подобные названия имеют вульгарно-просторечный или шутливо-иронический характер.
Жаргон подчинён принципам эмоциональной экспрессивности и ориентирован на устную речь.
Различают производственные и бытовые жаргоны.
Производственные жаргоны употребляются в устной речи представителей той или иной профессии. Они обладают очень высокой степенью эмоциональной экспрессивности, и их имеют представители всех профессий. В том числе, и студентов sic!.
Бытовые жаргоны — это социальные варианты языка, образуемые любой группой людей, существующей, как более или менее оформленное целое. Основная область выражения — быт и досуг. Эти жаргоны также обладают высокой эмоциональной экспрессивностью.
Одной из особенностей жаргонов является их нестабильность. Они изменяются во времени.
Арго
Арго — это социальный вариант языка тех социальных групп, которые в силу тех или иных причин приняли решение обособиться от остальной части общества. Обычно к арго относят языки преступного мира, а также секретные языки торговцев и ремесленников.
Арго преступного мира направлено на передачу информации лишь в его пределах. В этой области наличествует огромный спектр синонимических рядов, целью чего является сокрытие информации. Однако арго неэффективно, когда нужно передать информацию, которая выходит за пределы преступного мира.
Другой вид арго — условные языки ремесленников и торговцев. В нашей стране под этим видам чаще всего подразумевают язык офеней — коробейников. Такой язык позволял им скрыть передаваемую информацию, договориться об обмане покупателя или о месте складирования товара. Также в целях конспирации используется замена порядка звуков в слове, а также вставка других звуков, перемена местами слогов, и т.д. Этот метод также можно причислить к арго, так как его целью является именно сокрытие информации и обособление от остальной части общества.
11) Литературный язык.Литературным языком называется форма существования языка, воспринимаемая говорящими как образцовая и отличающаяся от других форм существования языка:письменной закреплённостью — многие лингвисты считают этот признак основным, однако существуют языки, в которых литературные традиции создавались ещё в дописьменную эпоху Др.Греция, Гомер
недиалектным характером — территориальная дифференциация у литературного языка отсутствует, так как он сам по себе является языковой нормой, от которой диалекты отклоняются.
обработанностью — соответствием языковых средств сложившимся стилистическим и структурным нормам.
полифункциональностью — универсализмом, присущим лишь литературному языку. Он позволяет обеспечить потребности обмена информацией в любой сфере.
стилистической дифференциацией — литературный язык сам по себе дифференцируется на стили — системы языковых средств, закреплённых в нём за той или иной сферой общения. Традиционно в развитых литературных языках выделяют:
1. Научный2. Литературно-художественный3. Публицистический4. Официально-деловой5. Разговорно-обиходный
Каждый стиль также имеет подстили и может быть реализован в письменной и устной форме. Литературный язык формируется на основе того или иного диалекта. Кроме того, литературный язык может быть неродным для большей части населения латинский. Если литературный язык формируется на основе диалекта, то это, как правило, диалект политического центра. Формирование литературного языка — процесс долгий, диалект-основа может сменяться. Скажем, в основу английского литературного языка первоначально лёг уэсский диалект язык древнеанглийских рукописей, а затем — диалект Лондона. Формированию литературного языка предшествует формирование т.н. междиалектных койне общих наречий.
Известны случаи, когда на той или иной территории имеются два литературных языка. Например, в Индии — английский и хинди. Также литературные языки могут сформироваться на единой национальной основе — как риксмол и лансмол в Норвегии, причём оба возникли на основе норвежского языка. Литературный язык находится в состоянии активного взаимодействия с другими формами существования языка, поэтому он с одной стороны увеличивает свой словарный запас, а с другой — является нормативным ориентиром для остальных вариантов языка.
12)Язык и речь.Дихотомия «язык и речь» тесно связана с проблемой определения сущности языка. Многие ученые разграничивают понятия «язык» и «речь». Например, Ф. де Соссюр писал, что объект лингвистики – язык – выступает как совокупность разнородных явлений. Понятие языка не совпадает с понятием речевой деятельности. Язык – только определенная часть речевой деятельности. Он социальный продукт речевой способности. Г. Штейнталь отмечал, что следует различать физиологическую способность говорить и мыслительное содержание внутреннего мира, которое должно быть выражено при помощи языка.Различение языка и речи прочно укрепилось в современной лингвистике. Эту дихотомию рассматривают в трех ракурсах: 1) гносеологическом (с точки зрения теории познания);2) онтологическом (с точки зрения предметных свойств языка и речи); 3) прагматическом (с точки зрения сферы применения и характера использования языка и речи). Гносеологический подход дает следующие определения отношениям языка и речи:1. Язык и речь соотносятся как общее и частное. Язык – явление психическое, результат обобщения частных речевых актов. То есть язык – общее, речь – частное.2. Язык рассматривается как абстрактное, а речь – как конкретное. 3. Язык – это сущность, а речь – явление. Познание языка начинается с восприятия речевых фактов. Затем на их основе путем абстрагирования постигается сущность, то есть язык. Знание сущности (или языка) позволяет более глубоко изучить явление (или речь).Онтологическийподход рассматривает предметные свойства языка и речи:1. Язык понимается как явление психическое, а речь – как физическое. 2. Язык и речь соотносятся как виртуальное (то есть то, что потенциально содержится в сознании человека) и актуальное (непосредственно воспринимаемое, материальное).3. Язык – это инвариант (то есть стабильная, устойчивая часть речевой деятельности), речь – это вариантные реализации языка (изменяющегося, моментального).С точки зрения сферы применения и характера использования языка и речи учеными предлагаются такие прагматические определения:1. Язык – это явление социальное, а речь – индивидуальна.2. Язык противопоставляется речи по линии узуальности – окказиональности. Узуальное – общепринятое, нормативное. Окказиональное – случайное, ненормированное.3. Язык признается кодом, а речь – сообщением. Понятие языкового кода включает в себя способы фиксации и выражения информации при помощи всей системы языковых единиц. Под сообщением понимается передача информации.
13) Особенности вербальной коммуникации.Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения. Виды диалога: информационный, фатический, манипулятивный, полемический. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления.
К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.
Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).
Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.
Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фатический (поддержание контакта).
В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:
Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.
14)Структура языка.Язык – орудие общения, поэтому он должен быть организован как целое, обладать структурой и образовывать единство своих элементов как некоторую систему. Структура – единство разнородных элементов в пределах целого. Система – совокупность элементов, организованных связями и отношениями в целое. Язык – это система, которая подчинена только своему естественному порядку. Язык – это система произвольных знаков. О языке как системе впервые стал думать Фердинанд де Соссюр. Он писал: «Язык есть система, которая подчиняется только своему собственному порядку». «Язык – это система произвольных знаков». Ф. де Соссюр утверждает, что система имеет приоритет перед составляющими ее элементами. Термин «структура» был введен основоположниками Пражской школы. Структура понимается ими как целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Новое толкование понятию «структура» дали представители Копенгагенской школы. Они стали рассматривать это понятие только со стороны отношений между элементами. Рассмотрение любого объекта можно производить на трех уровнях. 1. Элементный. Рассмотрение объекта как совокупности элементов. 2. Структурный. В этом случае объект рассматривается как совокупность отношений между его элементами. 3. Системный. В рамках этого подхода рассматриваемый объект считается единым, связным целым, определенной совокупностью элементов и отношений. Таким образом, «структура» – совокупность связей и отношений, организующих элементы в составе целого, а «система» – совокупность элементов, организованных связями и отношениями в единое целое. Совокупность отношений между знаками образует структуру, а вместе они являются системой. Язык как знаковая система помогает раскрыть их строение, благодаря деятельности мышления. Традиционной является точка зрения, в соответствии с которой в структуре языковой системы выделяют следующие уровни и единицы этих уровней: 1) фонетико-фонологический (единицы – фонемы и звуки); 2) морфологический (единицы – морфемы и слова); 3) лексико-семантический (единицы – слова); 4) синтаксический (единицы – словосочетания и предложения). Основным понятием языковой системы является понятие языковых единиц. Единицы языка – это его постоянные элементы, каждый из которых выполняет свою определенную функцию и имеет свое особое назначение. По своему назначению языковые единицы бывают разных типов:
1. Строевые (фонемы, морфемы);
2. Номинативные (слова, словосочетания);
3. Коммуникативные (предложения).
Различаются два типа отношений между языковыми единицами: парадигматические и синтагматические. Синтагматические отношения связывают между собой компоненты одного высказывания (старый – человек, стар-ик). Парадигматические отношения устанавливаются между двумя взаимозаменяемыми элементами. Например, бой – битва – сражение - поединок.
Однако в науке существует и другая точка зрения, которая основывается на выделении трех структурных плоскостей, или измерений, в языке:
1. измерения уровней;
2. измерения аспектов;
3. измерения планов.
Описание языковой системы в трех структурных измерениях позволяет в наиболее полном виде показать своеобразие единиц каждого уровня и взаимоотношения элементов нижестоящего и вышестоящего уровней.