Стилистически нейтральная, повышенная и сниженная лексика. Синонимические ряды, их виды. «Парадигма в парадигме»

Сколько слов в современном русском языке? Ответить нелегко. Еще труднее определить количественное соотношение нейтральной и стилистически окрашенной лексики. Чтоб получить такие данные, лингвисты подвергают статистической обработке словари. По семнадцатитомному «Словарю современного русского литературного языка» такое исследование провел член-корреспондент АН СССР Ф. П. Филин. Ученый проанализировал все стилистические позиции VII тома (буква Н) словаря. «Из 15 530 таких позиций (под стилистической позицией понимается любой элемент словаря — слово, значение слова и его оттенки, оборот, фразеологизм, форма слова, ударение, — который имеет стилистическую помету или не имеет ее, когда отсутствует стилистическая окраска) нейтральных оказалось 11 606 (75%), стилистически отмеченных 3925 (25%)»1 (1 Филин Ф. П. О просторечном и разговорном в русском литературном языке - Филол. науки, 1979, № 2, с. 21).

Итак, в письменной разновидности современного русского литературного языка нейтральная основа составляет три четверти, а стилистически маркированная — одну четверть. И хотя анализировались не только слова, но также их формы и произношение, можно думать, что эти показатели в основном верно отражают стилистическую стратификацию лексико-фразеологического уровня языка.

Нейтральная основа — господствующая. Она поставляет и «скромный» материал во все функциональные стили. Без них не может состояться ни один стиль. Собственно стилевые добавки в количественном отношении всегда уступают нейтральной основе, являющейся главным строительным материалом любого текста. Кстати говоря, бывает, что весь текст состоит из нейтральных слов и синтаксических конструкций. Еще чаще доля стилистически маркированных элементов настолько мала, что если учитывать только их, то бывает трудно определить, к какому функциональному стилю относится текст. Имея в виду подобные случаи, некоторые авторы вообще склонны признавать наличие в языке (речи) самостоятельного нейтрального стиля, который, по их мнению, «располагается между книжным и разговорным стилями, захватывая частично и тот и другой»1 (1 Степанов Ю. С. Французская стилистика. М., 1965, с. 223). Нейтральная лексика не только основа словаря и любого конкретного текста, но и фон, оттеняющий стилистически окрашенные пласты языка — повышенные и сниженные. Каких слов в языке больше — стилистически повышенных или сниженных? Или поровну? Судя по словарям, больше сниженных. Так, в проанализированном Ф. П. Филиным томе на долю сниженных пришлось 16,87% (встретилось 9,71% разговорных позиций, 6,22% просторечных, 0,94% областных, то есть диалектных, элементов). На книжные слова приходится, по подсчетам Ф. П. Филина, вдвое меньше - 8,13%.

Приведенные данные относятся к языку в целом, в основном — к его книжным стилям. «Как выглядело бы соотношение нейтральных и стилистически окрашенных элементов в разговорной «литературной речи, нам неизвестно, — констатирует Ф. П. Филин,— но можно полагать, что оно было бы другим. Иным оно должно быть и в разных жанрах (в научном языке удельный вес просторечной и диалектной стихий, несомненно, резко уменьшается, но зато значительно возрастает удельный вес специальных элементов, не считая формул и иных графических изображений). Иным оно, несомненно, было и в прошлые времена.2 (2 Филин Ф. П. О просторечном и разговорном в русском литературном языке, — Филол. науки, 1979, № 2, с. 21). Как бы ни выглядело соотношение окрашенных и нейтральных элементов, оно в принципе всякий раз демонстрирует, хотя и с поправками на стиль (текст), общеязыковую картину. Общеязыковая ситуация отражается также в характере и состоянии лексико-стилистической парадигматики языка и, в частности, в ее центральных звеньях — синонимических рядах. Давно замечено, что длина синонимического ряда бывает различной: «с одной стороны, наблюдаются небольшие и простые двучленные объединения (ср.: конь — лошадь, спелый — зрелый, бездомный — бесприютный, выздоравливать — поправляться и т.п.), с другой стороны, существуют многочленные синонимические ряды (ср.: лицо — лик — морда — рожа — физиономия -. физия — харя — мурло... и др.)»1 (1 Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. М., 1972 с. 54 — 55).

Неплохо изучена семантическая структура синонимическое ряда (гнезда): «как в двучленных, так и в многочленных выделяется основное слово (или доминанта), определяющее характер всего синонимического ряда»2 (2 Там же, с. 55).

Начато исследование функций синонимов, семантико-стилистической структуры, а также своеобразия синонимов в различных стилях и жанрах речи.

Синонимический ряд состоит минимально из двух слов. Максимальный предел назвать трудно: ряды бывают обычно открытыми. Их открытость в том, что к имеющимся членам можно прибавиться новый (новые), если в этом появляется потребность Открытость синонимического ряда — один из показателей открытости языковой, особенно лексической, системы в целом и одно из условий ее совершенствования. Синонимический ряд открыт во времени (каждый период в развитии языка может обогатить ряд своими словами), в пространстве3 (3 См.: Брагина А. А. Синонимы и их истолкование.— Вопр. языкознания 1978, № 6, с. 70) (ряд может быть пополнен иноязычными заимствованиями, словами территориальных и социальных диалектов своего языка и т. п.), а также в функционально-речевом плане (к имеющимся словам-синонимам нередко создаются весьма точные и выразительные контекстные синонимы).

И тем не менее можно говорить о рядах как об устойчивых семантико-стилистических системах (микросистемах) и анализировать их организацию.

Больше всего в современном русском литературном языке двухсловных, трехсловных, четырехсловных, пятисловных синонимических рядов. Но есть и ряды, включающие по 20, 25, 30, 40 и более слов, например ряды с доминантами ударить, обмануть, много, наверное. Средняя длина синонимического ряда в двухтомном «Словаре синонимов русского языка» (АН СССР, 1970 - 1971) — 4,35 слова, в «Словаре синонимов: Справочное пособие» (АН СССР, 1976) — 3,84 слова. Можно принять, что длина синонимического ряда в русском литературном языке в среднем равна четырем словам (при обработке словарей, включающих наиболее употребительные синонимы, средняя длина обычно достигает пяти слов).

Обратим внимание на характер лексико-стилистической парадигмы и ее типичные проявления.

Основную массу слов, занятых в парадигмах, как и следовало ожидать исходя из общей стилистической структуры языка, составляют нейтральные слова. Нейтральными в стилистическом отношении являются не только доминанты — семантические центры рядов, хотя ряд могут открывать и окрашенные слова — книжно-разговорные и даже просторечные, но и рядовые члены ряда. Сотни двухсловных, трехсловных, четырехсловных и т. д. рядов состоят из одних нейтральных слов: ценить — дорожить, увеселение — забава — потеха, бледный — неяркий — блеклый — тусклый, безлюдный — пустынный — пустой — глухой — нелюдимый.

В чем различие между синонимами в таких рядах? Очевидно, не в собственно стилистических и эмоционально-экспрессивных моментах, а в семантических оттенках, в частоте употребления, в тончайших нюансах функционирования, что не менее важно для говорящих, чем различия экспрессивно-стилистические. Так, частотность слова ценить выше, чем слова дорожить.

Одним из видов синонимических рядов будет ряд семантический, или «семантических оттенков»; он представлен такими примерами, как: атака — штурм, канава — ров — кювет, опыт — эксперимент, повод — предлог, поражение — разгром, порядок — распорядок. В таком ряду представлена не стилистическая, а, скорее, семантическая парадигма.

Если взять ряд Иван, Ваня, Ванюша, Ванятка, Ванюшка (имеется более ста вариантов-синонимов этого имени) или Мария, Маша, Машенька, Маруся, Марусенька, Маня, Муля... (известно свыше двухсот образований от этого давнего и широко распространенного имени), то здесь расхождения между однокоренными формами имен сводятся к эмоционально-экспрессивному началу. Это уже другой, противоположный первому, вид синонимического ряда. Он касается не только имен собственных, но и многих нарицательных, в частности слов, разница между которыми падает преимущественно на экспрессивно-стилистическую часть их значения, а не на номинативную основу. Например: бесплатно (нейтр.) — даром (разг.) — задаром (прост., усилит.) — дарма (грубо-фам.), великан (нейтр.) — исполин (книжн.), высокий (нейтр.) — высоченный (усилит.) — длинный (обих.-разг.) — долговязый (прост., усилит.) — о человеке.

Основную же долю составляют, как верно заметила А. П. Евгеньева, ряды семантико-стилистические: «В литературе неоднократно делались попытки разделить синонимы на стилистические и «идеографические». Однако материал показывает, что невозможно провести границу между теми и другими, зачислив одни в стилистические, другие — только в идеографические. Основная, подавляющая масса синонимов служит и стилистическим и смысловым (оттеночным, уточнительным) целям, часто выполняя и ту и другую функции одновременно» 1(1 Словарь синонимов русского языка: В 2-х т./Под ред. А. П. Евгеньевой. Л., 1970, т. 1, с. 11).Это третий, наиболее типичный, вид синонимического ряда.

Отношения между членами синонимического ряда могут быть Разные: между одними из них — семантико-оттеночные: идти («делать шаги, передвигаться»), шагать («идти широким, обычно размеренным шагом»), вышагивать («идти важно, с достоинством»); между другими — экспрессивно-стилистические: идти и шествовать («идти с достоинством, не спеша», слово имеет книжный оттенок) и между третьими — семантико-стилистические: идти — ступать, идти — топать (прост.) и т. д. Синонимический ряд имеет не просто сложную, но и динамическую структуру. Особенно подвижны и тонки его связи в живой речи.

Трехчленную парадигму синонимического ряда, как уже говорилось, можно принять как идеальную схему. В действительности она бывает либо недостаточна, когда не хватает, например, только «книжно-повышенного», или «разговорно-сниженного», или стилистически нейтрального члена, или одновременно двух членов, либо избыточна за счет просторечного или грубо-просторечного варианта. Чаще же встречаются стилистически недостаточные парадигмы-ряды. Однако как в достаточных, так и в дефектных (неполных) парадигмах имеющиеся позиции могут быть заполнены не одним, а двумя, тремя, четырьмя и большим количеством слов и фразеологических сочетаний. Такую картину, например, видим в ряду с доминантой быстро. В нейтральную клетку этой парадигмы входят: быстро, скоро, стремительно, живо, проворно («быстро и легко»), в разговорно-сниженную — одним духом, живой рукой, живым манером.

Обычно связи между словами одной стилистической позиции (клетки) теснее, чем между единицами разных позиций. Это малые парадигмы внутри большой парадигмы. Различия в семантических и стилистических оттенках здесь тоньше, детализированнее.

Малая парадигма, или «парадигма в парадигме», может быть достаточно богатой и стилистически дифференцированной. Так, несколько микропарадигм со своими тонкими, но существенными для стилиста различиями содержит ряд с доминантой сказать: сказать, произнести, проговорить, выговорить, промолвить, вымолвить, молвить (устар. и нар.-поэт.), изречь (высок., устар. или ирон.), провещать (высок., устар. или ирон.), взговоритъ (нар.-поэт.) и др. Микропарадигмы, не отменяя больших стилистических парадигм, увеличивают их емкость, разнообразие, функциональную точность и мобильность. Они — богатство языка и показатель иерархической организации его стилистической структуры.

С проблемой стилистического ряда, его структуры и семантико-стилистического содержания связан вопрос о функциях синонимов. Нередко называются три основные функции синонимов: «а) функция замещения, связанная прежде всего со стремлением избежать нежелательных повторений одних и тех же лексических единиц; б) функция уточнения, связанная с желанием говорящего или пишущего более четко передать мысль, например: Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света (И. Тургенев); в) функция экспрессивно стилистическая, связанная с выражением многообразных оценок, например: «Старая хозяйка... говорит мне: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то» (М. Горький)»1 (1Александрова З. В. Словарь синонимов русского языка/Под ред. Л. А Чешко- М., 1968, с. 6). Думается, что самой главной функцией синонимов в речи является функция уточнения. Ради нее язык накопил синонимы, разработал тончайшие отношения между ними в синонимических рядах и парадигмах. Целесообразно различать точность смысловой и точность экспрессивно-стилистической стороны речи. В этом случае «две функции — «уточнительная» (акцентирование того или иного оттенка понятия) и стилистическая — и являются основными, характеризующими и обусловливающими лексическую синонимику языка, именно они определяют специфические связи и отношения между тождественными и близкими по значению словами в лексической системе языка (распределение употребления слов). Все другие функции синонимов, которые часто указываются в качестве их характерных признаков (например, взаимозаменяемость, противопоставленность и т. д.), являются производными от этих двух, развились на их основе и представляют собой различные виды осуществления, реализации «уточнительной», т.е. оттеночной, смысловой, и стилистической функций»2 (2 Словарь синонимов русского языка: В 2-х т./Под ред. А. П. Евгеньевой. 1970, т. 1, с. 11).

Функция синонимов проявляется в речи, в ее устной и письменной форме, в ее стилях. Каждый стиль характеризуется своим набором наиболее типичных для него разновидностей синонимов, а также своими реализациями функций синонимов. Единство стилевой системы языка при наличии разных стилей и множества подстилей и разновидностей в немалой степени обеспечивается подвижной и гибкой структурой синонимических рядов и общностью функций входящих в них элементов.

Наши рекомендации