Технология и методика правового воспитания.

Одно из направлений работы социального педагога в школе – правовое воспитание обучающихся и правовое просвещение родителей. Правовое просвещение, правовые знания способствуют формированию социальной активности подростка, дают возможность правильно ориентироваться в жизни.

Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя, социального педагога являются:

· ознакомление учащихся с правовыми актами государства;

· воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;

· привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;

· усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

Результат правового просвещения во многом зависит от технологий, которые используются в формировании гражданско-правовой культуры. Современная система педагогических технологий правового образования характеризуется отказом от авторитарной педагогики в пользу личностно-ориентированной. Наиболее эффективными являются активные методики преподавания и проектирование.

На протяжении 5 лет в нашей школе работает клуб правовой направленности «Перекресток». Основным направлением работы школьного клуба «Перекресток» является оказание правовой помощи подросткам группы риска, детям из неблагополучных семей. Правовое просвещение, правовые знания способствуют формированию социальной активности подростка, дают возможность правильно ориентироваться в жизни.

В основу работы клуба по правовому просвещению положено изучение Конституции РФ, важнейших положений прав гражданина. Подросткам даются знания нескольких отраслей права: административного, трудового, семейного, уголовного.

Кроме того, учащиеся знакомятся с Уставом школы, правилами для учащихся, правилами поведения несовершеннолетних в общественных местах.

Цель программы клуба:

1. Повышение правовой грамотности среди учащихся;

2. Воспитание законопослушных граждан;

3. Формирование социальной активности подростков, правильного ориентирования в жизни.

В качестве форм работы используются: познавательные игры правового характера, диспуты, сюжетно-ролевые игры, групповые занятия диагностического, коррекционного характера.

Работа с девиантными подростками строится в тесном контакте с психологом, инспекцией по делам несовершеннолетних.

Все занятия проводятся на основе взаимодоверия, полной конфиденциальности и педагогическом такте.

Содержание программы.

Вся программа состоит из 2-х блоков: коррекционно-реабилитационного и правового.

Блок 1.«Повышение социальной компетенции детей. Технология выработки навыков».

С проблемными ситуациями дети группы риска сталкиваются в различных сферах школьной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе решения собственных жизненных задач.

Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предполагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения, является важной составной частью жизненной позиции личности. Обучение такому подходу к проблемной ситуации должно стать необходимым в коррекционной работе с трудновоспитуемыми школьниками.

Регламент работы: блок рассчитан на 9 занятий, продолжительностью 1 час каждое. С «трудными» подростками нужна группа не более 3-4 человек. Все занятия состоят из 3 этапов:

1. Обсуждение и выбор ситуации для проигрывания;

2. Проигрывание ситуации;

3. Анализ занятия.

ЗАНЯТИЕ 1. Получение информации от взрослых на улице.

ЗАНЯТИЕ 2. Запись к врачу и посещение врача.

ЗАНЯТИЕ 3. Обращение к учителю.

ЗАНЯТИЕ 4. Поведение в случае необходимости договориться с родителями.

ЗАНЯТИЕ 5. Поведение в ситуации наркотической (алкогольной, криминальной и т.д.) провокации со стороны сверстников.

ЗАНЯТИЕ 6. Поведение в ситуации наркотической и др. провокации со стороны взрослых.

ЗАНЯТИЕ 7. Избегание конфликта в общении со сверстниками.

ЗАНЯТИЕ 8. Избегание конфликта в общении с взрослыми (навязывание взрослыми драки без явных причин).

ЗАНЯТИЕ 9. Поведение в ситуации вымогательства.

Блок 2. «Правовая грамотность».

Цель:

1. Повышение правовой грамотности среди учащихся;

2. Воспитание законопослушных граждан;

3. Формирование социальной активности подростков, правильного ориентирования в жизни.

Задачи:

1. Формирования навыков ассертивного поведения;

2. Предоставление информации по семейному, административному, уголовному праву, правам человека.

Занятия проводятся в форме ситуационно-ролевых игр.

ЗАНЯТИЕ 1. Путешествие на необитаемый остров.

Путешественники на воздушном шаре попадают в катастрофу и, чудом оставшись в живых, оказываются на необитаемом острове. Здесь им предстоит организовать колонию (т.е. поселение), определить права и обязанности жителей острова, выбрав органы самоуправления.

В ходе игры школьники получают возможность практически применить полученные ранее знания о правах человека, получают доказательства необходимости регламентации прав и обязанностей.

ЗАНЯТИЕ 2-4. Новая цивилизация.

В начале игры школьники изучают нормативные документы, знакомятся с основными понятиями темы. Затем, следуя фабуле игры, на практике применяют эти знания, построив собственное государство с действующим правительством, законами и т.д. В ходе игры формируется активная гражданская позиция, происходит личностное развитие школьников в процессе игрового взаимодействия, активизируются знания законов.

ЗАНЯТИЕ 5-8. Основы права.

На этих занятиях учащиеся знакомятся с гражданским, семейным, административным и уголовным правом. Понятие принуждения. Способы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д. Ответственность за принуждение. Рассматриваются жизненные ситуации, в которых описываются различные формы принуждения. Организуется групповая, затем коллективная дискуссия.

ЗАНЯТИЕ 9-12. Сюжетно-ролевая игра «Встать! Суд идет!».

Перед началом занятия выбирается ситуация, связанная с нарушением прав, совершением противоправных деяний, преступлений. Распределяются роли, изучаются нормативные акты. Затем ситуация проигрывается. В конце занятия проводится анализ.

ЗАНЯТИЕ 13. Определение жестокости.

Беседа с учащимися. Формулирование собственного понятия (определения) жестокости на основе анализа того, что жестокость означает для учеников. Обсуждение в группе.

ЗАНЯТИЕ 14. Изображение жестокости в с м и.

Анализ и объяснение возможного влияния показа жестокости в средствах массовой информации на поведение людей и жизнь общества в целом.

ЗАНЯТИЕ 15. Жестокость в современном обществе.

Понятие жестокости и положение с жестокостью в стране. Преступления и преступники.

ЗАНЯТИЕ 16. Оружие и жестокость.

Право человека на владение личным оружием. Смертность лиц, пользующихся оружием. Роль оружия в обществе.

ЗАНЯТИЕ 17. Неформальные подростковые объединения с криминальным оттенком.

Проблемы использования подростками оружия. Неформальные объединения агрессивного характера. Правонарушения среди несовершеннолетних. Подросток и закон.

ЗАНЯТИЕ 18. Жестокость во взаимоотношениях людей.

Жестокость в семье. Жестокие взаимоотношения между людьми в школе и других общественных структурах.

ЗАНЯТИЕ 19. Техника нежестокого поведения.

Определения гнева. Ситуации, вызывающие напряжение или гнев. Ситуации, провоцирующие жестокость. Психологические приемы избегания жестоких поступков.

ЗАНЯТИЕ 20. Избегание жестокости.

Техника избегания потенциально опасных ситуаций. Психосоциальные навыки предупреждения жестокости на уровне персонального поведения. Предупреждение жестокости в семье и школе. Предупреждение жестокости в широких слоях общества.

ЗАНЯТИЕ 21. Преодоление конфликтов.

Анализ альтернатив жестокому поведению в конфликте. Пути разрешения конфликта. Навыки разрешения конфликта. Навыки разрешения конфликта нежестокими способами.

Наши рекомендации