Поведенческая ситуация и «средовое» поведение

Что же является объектом проектирования при «средовом» подходе?

Поскольку среда не мыслится без осваивающей деятельности человека и возни­кает только тогда и только там, где этот процесс происходит, единицей проекти­рованияв этом случае становится уже не отдельная вещь (и даже не комплекс или ансамбль вещей), а вся ситуация, складывающаяся вокруг поведения челове­ка в среде. В эту ситуацию включены и материальные объекты, и те параметры, которые обычно определяют состояние среды (цветовой климат, освещение, шумы, запахи, температура и пр.), и распространяющаяся в среде информация, и сам че­ловек, а также сложное взаимодействие всех этих элементов, все виды влияния их друг на друга.

Реальное поведение человека в предметно-пространственной среде зависит не только от функционального назначения объекта и предоставляемых им возмож­ностей. Это поведение направляется также и собственными привычками, уста­новками, темпераментом, ожиданиями и потребностями самого человека, его социокультурными ориентациями, личным отношением к «предлагаемым обсто­ятельствам»... то есть огромным количеством не всегда легко учитываемых об­стоятельств. И тем не менее, следуя «средовому» подходу, дизайнер проектиру­ет в с ю эту ситуацию целиком. Здесь становится трудно отделить, чтопроектируется от того, комупредназначен проект, поскольку особенности будущего восприя­тия и осваивающей деятельности человека непосредственно влияют на харак­тер «средового» объекта уже на стадии его проектирования.

Дизайнер, соединяющий в своем творчестве интуитивное и рациональное, эмо­циональное и логическое начала, конечно, не только руководствуется воображе-

нием, но и анализирует, систематизирует свой и накопленный коллегами опыт, связанный с изучением поведения человека в среде. Вот, например, как, по на­блюдениям социологической службы Эрмитажа, выглядит «средовое» поведе­ниепосетителей музея, различаемое в данном случае по одному-единственному основанию — способу освоения ими экспозиционного пространства.

Поведение взрослого человека в физическом и информационном пространстве музея определяется в наибольшей степени не демографическими (половозраст­ными), а культурно-ролевымипризнаками, которые, прежде всего, принимаются в расчет при разработке типологии адресатов дизайн-проекта (подробно о поня­тии социальной роли см. в главе 2). Социологической службой Эрмитажа (автор типологии — В. В. Селиванов) было проанализировано поведение огромного числа посетителей, и на основании этих наблюдений сделаны выводы о траектории дви­жения посетителей, принадлежащих к различным типам. Для большей наглядно­сти и эмоциональной убедительности им были присвоены имена, в образной фор­ме выявляющие характер их передвижений:

• «Жук»— имя равномерно незаинтересованноготипа посетителей. Посети­тель, принадлежащий к этому типу, движется через залы по самому короткому пути (обычно от входа к выходу), не задерживаясь на отдельных впечатлени­ях, пытаясь охватить экспозицию всю целиком.

• «Муравей»— имя еще одного равномерно незаинтересованноготипа посе­тителей. Этот посетитель, напротив, чрезвычайно подвижен, он скрупулезно внимателен, дотошно последователен и стремится не пропустить ни единого экспоната.

• «Пчела» —имя избирательно заинтересованноготипа посетителей. Посети­тель, принадлежащий к этому типу, перемещается от шедевра к шедевру, иг­норируя менее важные экспонаты, он внимателен лишь к особо ярким, выде­ляющимся на общем фоне впечатлениям.

Такое объективное наблюдение имеет практическую цель: три названных типа восприятия и поведения в среде провоцируют различные траектории передвиже­ния людей в музейном пространстве. Для положительного «средового» самочув­ствия, связанного с реализацией ожиданий от экспозиции, необходимо так сфор­мировать ее, чтобы каждый из них мог получить максимально полное впечатление. Из этого следует, что «средовая ткань» должна быть одновременно:

• достаточно плотной, насыщенной информацией (удовлетворен тип «муравей»);

• с четко артикулированным сквозным путем, с позиции которого хорошо про­сматриваются экспонаты (удовлетворен тип «жук»);

• с включением ярких акцентов, выразительно распределенных в экспозицион­ном пространстве (удовлетворен тип «пчела»).

Поведенческая ситуация, которая является структурной единицей проектирова­ния среды, у каждого из названных «средовых субъектов» — своя. Однако ситуа­ция посещения музея для всех этих типов — общая, и она объединяет их, выделяя такое культурно-ролевое поведение на фоне исполнения имивсех прочих соци­альных ролей. Если проектировщику удастся совместить в едином экспозицион­ном решении исходящие от них требования, то он обеспечит «средовой» комфорт каждого из посетителей и всех вместе.

Наши рекомендации