Культура диалогической речи

Культура общения

Пояснительная записка

Данная Рабочая программа по культуре общения для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:

· Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.);

· Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312);

· Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования, в новой редакции (приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 441 от 25.05.2011г.);

· Учебный план МОУ ЭСОШ с УИОП;

· Примерная

авторская программа Н. А. Лемяскиной «Культура общения» 2011г. Курс рассчитан на 17 часов (0,5 часа в неделю).

Принадлежность предмета «Культура общения»

Предмет «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология».В рамках предмета «Русский язык» основное внимание уделяется обучению учащихся письменной речи. Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.

Цель обучения учащихся предмету «Культура общения»

Целью обучения предмету «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

· устойчивых риторических навыков;

· устойчивых навыков культуры устной речи,

· навыков эффективного общения.

В разделах «Требования к знаниям» для каждого класса описаны теоретические сведения, которыми должны овладеть учащиеся.

Основные теоретические понятия учащиеся должны уметь объяснить (дать определение), привести пример, учащиеся должны знать коммуникативные законы и правила.

В разделах «Требования к умениям» описаны умения, которые учащиеся должны продемонстрировать в своей практической речевой деятельности в учебных условиях или в условиях проведения контрольно-измерительных процедур.

В разделы знания и умения для того или иного класса преимущественно вошли те знания и умения, которые:

являются для данного класса базовыми,

соответствуют реальным коммуникативным потребностям учащихся данного возраста,

могут быть выявлены в реальных учебных и внеклассных условиях общения с детьми,

могут быть проверены в рамках контрольно-измерительных процедур.

Те знания и умения, которые не вошли в перечень обязательных в соответствующем классе, могут быть в принципе сформированы только по окончании всего курса обучения в школе, то есть по завершении обучения в одиннадцатом классе.

Естественно, конечной целью обучения культуре общения является формирование устойчивых навыков культуры общения в коммуникативном поведении учащихся. Навыки носят автоматизированный характер. Однако для отработки навыков культуры общения при 1 или 0,5 часе в неделю у учителя крайне мало возможностей. Навыки культуры общения рекомендуется закреплять, а во многом и формировать во внеклассной и внешкольной работе с учащимися. На уровне навыков учащиеся должны в первую очередь освоить такие виды речевой деятельности, которые ежедневно используются учащимися в школе и при общении друг с другом: устный ответ, публичную защиту результатов учебной или исследовательской работы, выступление на конференции, защиту реферата, защиту мультимедийной презентации, учебный диалог, умение слушать, общение со сверстниками, с мальчиками и девочками и под. Эти виды деятельности постоянно «тренируются» детьми в речевой практике, и учитель должен внести в них необходимую коррекцию, обусловленную правилами речевого этикета и эффективного общения.

Кроме того, на уровне навыков должны быть представлены виды речевой деятельности, имеющие место или возможные во внешкольной, внеучебной работе (общение на экскурсии, в музее, театре, на природе). Другими словами, навыки могут быть сформированы только в тех коммуникативных ситуациях, которые находятся под контролем учителя. Культура общения учащегося в семье, с незнакомыми, на улице, на дискотеке и др. находится вне контроля педагога, в этом случае она формируется на занятиях только в форме знаний и умений.

Практические навыки проверяются на разных этапах обучения с помощью устных контрольно-измерительных процедур – упражнений, тестов, причем задания выполняются преимущественно устно и без подготовки, поскольку проверяются именно автоматизированные навыки.

В целом, практические навыки культуры общения имеют накопительный характер и требования к ним могут быть представлены в комплексном виде как требования к выпускнику – их можно требовать от учителя и ученика не в отдельном классе, а в качестве итоговой цели всего обучения. Это не значит, что в каждом отдельном классе не предъявляется требований к коммуникативным навыкам – работа над ними идет постоянно, но сформированность этих навыков в условиях одного часа в неделю не может быть предъявлена на уровне жестких требований. В связи со сказанным на учителя культуры общения в школе нельзя возлагать всю ответственность за поведение, дисциплину и общую культуру учащихся.

Формирование навыков культуры общения учащихся – дело всего педагогического коллектива, дело многих лет.

Программа. Третий класс

Культура диалогической речи

1. Культура диалога

Понятие правильной речи. Культура устной и письменной речи.

Понятие литературной и нелитературной речи. Понятие культурной речи. Понятие разговорной речи.

Понятие об основных правилах речи. Правила произношения, ударения, выбора слов, изменения слов, сочетания слов между собой, построения предложений.

Диалог и монолог. Понятие диалога и монолога. Понятие реплики. Основные правила ведения диалога. Вежливость, чередование ролей говорящего и слушающего, умение слушать, не перебивая, ответы на вопросы, краткость, учет возраста, положения, степени знакомства с собеседником, тон речи.

2. Общение в стандартных коммуникативных ситуациях

Знакомство. Для чего люди знакомятся. Знакомство и представление. Способы знакомства. Знакомство через посредника, представление и самопредставление. Зависимость способа знакомства от ситуации, возраста, степени знакомства с собеседником. Правила поведения при знакомстве. Рукопожатие при знакомстве. Жесты и мимика в ситуации знакомства. Речевые формулы знакомства, представления, ответа на представление.

Вежливая просьба. Понятие просьбы. Виды просьб. Просьбы вежливые и невежливые. «Просить» и «клянчить». Просьба – совет. Просьба и требование. Речевые формулы просьбы.

Согласие, несогласие, вежливый отказ. Как вежливо отвечать на просьбу. Формулы вежливого согласия. Можно ли отказать в просьбе. Виды отказа в просьбе. Вежливый и грубый отказ. Правила вежливого отказа. Формулы вежливого отказа. Формулы смягчения отказа. Как вести себя, если вам отказали в просьбе.

Понятие извинения. За что надо извиняться. Что такое вежливое извинение. Правила вежливого извинения. Формулы вежливого извинения. Способы расширения извинения. Ответ на извинение.

Утешение и сочувствие. Понятие утешения. Кого и когда надо утешить. Правила вежливого утешения. Формулы выражения утешения. Формулы предложения помощи.

Понятие комплимента. Комплимент, похвала и лесть. Виды комплиментов. Комплименты стандартные и нестандартные, краткие и развернутые. Когда делают комплименты. Правила произнесения комплиментов. Темы комплиментов. Как надо отвечать на комплимент.

Правила поведения зрителей на школьном празднике. Как одеваться на праздник. Как вести себя в зале. Как разговаривать во время праздника. Как слушать выступления. Как приветствовать и благодарить выступающих. Как поддерживать «своих». Как реагировать на выступления «чужих».

Правила поведения в гостях. Подарки, их выбор и преподнесение. Как написать поздравление. Правила поведения гостя за столом. Формулы благодарности за проведенное в гостях время.

Правила приглашения гостей. Правила приема гостей. Обязанности хозяина. Общение хозяина с гостями.

Посещение больного. Почему надо посещать больного. Правила посещения больного. Темы разговора с больным.

Правила общения с друзьями. Умение поддержать, уступить друг другу. Умение хранить секреты. Что можно, что нельзя говорить о своем друге.

Правила поведения зрителей на стадионе. Как поддерживать свою команду. Как реагировать на неудачи своей команды, на успехи команды соперника.

Понятие спора. Различие между спором и ссорой. Почему возникают споры и ссоры. Можно ли обойтись без споров. Спор по серьезным вопросам и спор по мелочам. Спор вежливый и грубый. Правила вступления в спор. Понятие аргумента. Формулы выражения уступки. Правила ведения спора. Формулы вежливого выражения несогласия.

Разговор во взрослой компании. Правила общения среди взрослых. Как отвечать на вопросы. Громкость, темп, тон речи. Обсуждение личных вопросов. Тематика разговора. Объем общения.

Доверительный разговор. Понятие доверительного разговора. Цель доверительного общения. Особенности доверительного разговора. Правила ведения доверительного разговора. Формулы утешения собеседника в доверительном общении.

Общение между мальчиками и девочками. Почему надо общаться мальчикам и девочкам. Какие качества ценят мальчики и девочки друг у друга. Правила общения мальчиков и девочек.

Общение с малышами. Почему надо общаться с малышами. Что ждут малыши от старших ребят. Понятие снисходительности. Необходимость быть терпеливым, снисходительным в общении с малышами. Правила общения с малышами.

По окончании третьего класса учащиеся узнают:

понятие литературной и нелитературной речи, культурной речи, разговорной речи, понятие диалога и монолога, реплики; понятие комплимента, различие между комплиментом, похвалой и лестью; различие между просьбой, клянченьем и требованием; понятие спора, аргумента;

основные правила речи;

основные правила ведения диалога;

виды знакомства;

виды отказа;

правила вежливого извинения;

правила утешения;

правила поведения в гостях, правила приглашения в гости и приема гостей;

правила дружеского общения;

виды споров, основные правила ведения спора;

правила общения во взрослой компании;

основные правила общения между мальчиками и девочками;

правила общения с малышами.

По окончании третьего класса учащиеся научатся:

различать литературную и нелитературную речь собеседника, литературные и нелитературные языковые единицы;

различать диалог и монолог;

познакомиться со сверстником и взрослым, используя этикетные речевые формулы и учитывая адресата;

вежливо отказать;

извиниться, используя способы расширения извинения, этикетно принять извинение;

похвалить собеседника, произнести комплимент собеседнику и этикетно ответить на него;

этикетно вести себя на школьном празднике в роли зрителей;

вести бесконфликтное общение со сверстниками противоположного пола;

четко произносить не менее 15 скороговорок.

Тематическое распределение часов по предмету «Культура общения»

3 класс: 0,5 часа – в неделю; 17 часов в год

Содержание (тема) Кол-во часов Дата проведения Личностные результаты Формирование УУД
план факт
Что такое правильная речь. Речь литературная и разговорная.     Научатся отличать литературную речь от разговорной Коммуникативные УУД - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы  
Культура речи. Понятие диалога и монолога.     Научатся принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним   Регулятивные УУД - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное  
Давайте знакомиться. Будьте добры.     Научатся оценивать поступки в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие Познавательные УУД - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений  
Спрос не грех – отказ не беда.     Научатся оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями Коммуникативные УУД - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы  
Извините, пожалуйста. Хорошее слово всегда к месту.     Научатся понимать, что вежливые слова всегда к месту.   Регулятивные УУД - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное  
Мы – зрители.     Научатся описывать свои чувства и ощущения от увиденного в театре, уважительно относиться к результатам труда артистов   Познавательные УУД - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений  
Идем в гости.     Научатся вести себя в гостях. Познавательные УУД - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений  
Милости просим. Поправляйся скорее.     Научатся правилам общения в гостях, при посещении больного Регулятивные УУД - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное  
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.     Научатся понимать, что дружбой надо дорожить.   Познавательные УУД - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений  
Мы – болельщики.     Научатся правилам поведения на стадионе   Познавательные УУД - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений  
Спорить спорь, а браниться грех.     Научатся находить истину в споре, отстаивать свою точку зрения.   Коммуникативные УУД - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы  
Я и взрослые.     Научатся общению с взрослыми. Познавательные УУД - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений  
Разговор по душам.     Научатся принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним   Коммуникативные УУД - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы  
Как общаться мальчикам и девочкам.     Научатся принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним   Регулятивные УУД - уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное  
Я и малыш.     Научатся общению с детьми младшего возраста.   Регулятивные УУД - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других детей
Что такое культура общения.     Научатся оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями Познавательные УУД - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений  
Обобщающий урок.     Научатся оценивать поступки в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие Коммуникативные УУД - донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы  

Список литературы

Лемяскина Н.А., Стернин И.А. Культура общения. 3 класс. Книга для учащихся. «Родная речь», 2011 г. 126 с.

Лемяскина Н.А., Стернин И.А. Культура общения. 3-4 классы. Книга для учителя. Воронеж, 2011. 134 с.

Наши рекомендации