Проблемы развития внутреннего туризма

Сегодня туризм воспринимается как самый массовый феномен ХХ века, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением к открытию и познанию родного края, памятников природы, истории и культуры, обычаев и традиций разных народов. Рост уровня жизни, личного располагаемого дохода, образования повышает интерес человека к путешествиям и возможности его совершения как внутри своей страны, так и за её пределами.

За последние 15 лет российская туристская отрасль прошла путь от крайнего монополизма до полной либерализации. Вместо трех компаний, господствующих в стране на протяжении многих лет («Интурист», «Спутник» и Центральный совет по туризму и экскурсиям – ЦСТЭ профсоюзов), появилось большое множество частных децентрализованных частных фирм. С 1990 года происходит формирование туристского рынка на основе новых законов. Между тем данные факторы, как оказалось на практике, являются недостаточным основанием для развития внутреннего туризма в России.

Некоторые зарубежные страны экономически развиваются и процветают за счет внутреннего туризма (например, Турция). В России туристская отрасль приносит немалые доходы. К сожалению, подавляющая часть турфирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие из них работают на привлечение туристов в Российскую Федерацию. Между тем, наша страна располагает огромным потенциалом возможностей для приема иностранных туристов и привлечения своих граждан к путешествиям внутри страны. Во многих городах создаются современные высокоэффективные и конкурентоспособные туристские комплексы. Большое внимание уделяется повышению качества сервиса, а также подготовке высококлассных специалистов в области туризма и гостеприимства. При правильном эффективном управлении туристская отрасль может стать одной из ведущих отраслей российской экономики. Отметим, что в некоторых регионах России турфирмы развивают аграрный туризм – самостоятельное подразделение внутреннего туризма. В мировой практике он выделился в отдельную отрасль – аграрный туризм, который имеет свою специфику, заключающуюся в минимизации издержек, прежде всего на питание и проживании, что, как минимум, вдвое снижает стоимость путевок.

К сожалению, сегодня как в Тамбовском, так и в большинстве других регионах России, внутренний организованный туризм остается без должного внимания. Причин этого несколько. В первую очередь, внутренним организованным туризмом не занимаются сами фирмы, предоставляющие туристские услуги. Они предпочитают направлять своих клиентов за рубеж, в Крым, и, в крайнем случае, на Черноморское побережье. Лишь единицы из них уделяют некоторое внимание внутреннему региональному туризму. Во-вторых, отсутствие эффективного государственного регулирования этого вопроса на региональном уровне. В Тамбове очень красивые природные ресурсы, большое количество памятников культуры, искусства и истории, следовательно, большие возможности для развития внутреннего организованного туризма. Но, к сожалению, органы власти этим не занимаются. Малое количество обустроенных туристских регионов, отсутствие должной поддержки внутреннего туризма со стороны государства – вот ситуация сегодняшнего дня. И, последнее, в Тамбовской области низкие доходы большей части жителей не позволяют выделить деньги из своего бюджета на совершение путешествия. Соответственно, выезжают на отдых не так уж много жителей Тамбовской области. Причем, преимущественно, они предпочитают проводить отпуска в зарубежных странах, на российских морских побережьях или на своих дачах. Еще меньше въезжает туристов в наш регион, что связано с проблемой несовершенной налоговой политики. Туристам, желающим совершить путешествия по некоторым городам нашей страны, приходится платить несколько больше, если бы они решили отправиться на отдых за рубеж. Неплохо было бы, если тамбовские туристские фирмы последовали примеру коллег из других регионов и занялись развитием аграрного туризма. Это способствовало бы развитию внутреннего туризма в Тамбовском регионе.

В рамках данной проблемы было проведено социологическое исследование с целью выявления потенциальных потребителей внутреннего туризма среди жителей города Тамбова. Большей частью респондентов являлись пенсионеры. Это связано с тем, что в Тамбовской области жителей пенсионного возраста в 2,5 раза больше, чем представителей молодежи и лиц, так называемого, экономически активного возраста. В ходе данного исследования выяснилось, что в настоящее время в городе Тамбове доля потенциальных потребителей организованного внутреннего туризма не велика. Интерес к путешествиям по городам Тамбовской области наблюдался, в основном, у представителей старшего поколения – пенсионеров. Все опрошенные представители этой возрастной категории указали, что Тамбовская область перспективна для развития в ней внутреннего туризма, и она располагает достаточным количеством туристских регионов, но большая часть которых не обустроена. Больше половины (60%) из всех опрошенных пенсионеров хотели бы ознакомиться с историческими и культурными памятниками Тамбовского края, но 48% не могут реализовать эти желания из-за завышенной стоимости турпродукта, низких доходов и состояния здоровья. Стоимость путевок по Тамбовской области для 66% всех опрошенных респондентов этого возраста, проживающих в городе Тамбове, практически не доступна. Между тем, при условии снижения стоимости путевок, пенсионеры в Тамбове представляют собой достаточно большую группу потенциальных потребителей внутреннего туризма.

Недостаточная степень интереса к внутреннему туризму выявлена среди молодежи и лиц, так называемого, экономически активного возраста. Так, респонденты в возрасте от 30 до 50 лет предпочитают проводить свой отпуск за границей (72%), остальные (18%) для отдыха выбрали Черноморское побережье. Ни один респондент данной возрастной категории не выявил желание провести отпуск в Тамбовской области. Представители молодого поколения указали на то, что в нашем регионе не на что посмотреть, и никто из опрошенных среди молодежи не хотел бы заняться туризмом в Тамбовской области. Абсолютно все респонденты, участвующие в социологическом исследовании, высказали мнение, что внутренний туризм в регионе не развит, и государство не принимает надлежащих мер по решению этой проблемы. Почти все (90%) опрошенные указали на то, что туристские фирмы региона в недостаточной степени занимаются организацией внутреннего туризма, и низкое качество услуг, предлагаемых в этом направлении туризма. Все опрошенные отметили, что ни кто из них не получал информацию о деятельности турфирм по организации внутреннего туризма в Тамбове и Тамбовской области.

В ходе исследования выяснилось, что потенциальными потребителями организованного внутреннего туризма являются представители старшего поколения – пенсионеры. Также, по результатам исследования можно сделать вывод о том, что развитию внутреннего туризма в Тамбовском регионе не уделяется достаточного внимания как со стороны государства, так и со стороны фирм.

Для развития внутреннего организованного туризма, в первую очередь, наш регион должен стать привлекательным, не только для лиц пенсионного возраста, но и для других категорий населения. Для этого необходима государственная поддержка, которая может проявляться в виде различных налоговых льгот организациям, задействованным в развитии внутреннего туризма; в направлении денежных средств на реконструкцию и обустройство туристских регионов, на охрану и ремонт памятников культуры и истории Тамбовского края; привлечении к этому финансовые средства коммерческих организаций и частников. Турфирмам, в свою очередь, необходимо разрабатывать интересные маршруты по городам не только Тамбовской области, но и соседних регионов.

Шлыков И. И., Шлыкова Н.А.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ДОСУГА НА ЗАПАДЕ

В современном мире досуг может представлять собой комплекс довольно разнообразных видов деятельности, которые нельзя рассматривать как семейную или социальную обязанность и которые являются так называемым «третьим видом деятельности» в противовес производительному труду и общественной деятельности. Этот третий вид деятельности коренным образом изменил культуру общества.

При глубинном исследовании проблемы досуга можно столкнуться с неоднозначностью толкования данного феномена. К. Маркс рассматривал досуг как «пространство для человеческого развития»; Прудон — как «время для свободных сочинений»; Огюст Конт — как возможность развивать «популярную астрономию» и т.д. Ф. Энгельс в своих трудах выступал за сокращение рабочего дня, «чтобы было свободное время для участия во всеобщих делах»[1].

Значительная часть американских социологов рассматривают, прежде всего, различные формы отдыха. У большинства из них можно увидеть отождествление досуга с неоплачиваемой свободной деятельностью, которая дает людям удовлетворение.

В трудах французских исследователей в основном встречается только одностороннее понятие данной проблематики. «Так, в Словаре Литтрэ (1869 г.) досуг определен как «свободное после работы время». В 1930 г. Oгe предложил новое понимание досуга: «добровольное занятие, развлечение в свободное от основной работы время» [2].

В современной зарубежной литературе по проблемам социологии досуга используются два основных по­нятия, «досуг» и «рекреация». Гораздо чаще эти понятия встречаются как еди­ное целое: досугово-рекреационная сфера. При этом в понятие «досуг» вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в поня­тие «рекреация» - социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели. Достаточно подробно об этом говорится в главе «Организация досуга за рубе­жом», автором которой является Е.Г.Доронкина[3].

«Объекты туристического показа и развлечения» - важный элемент туризма и досуга в целом. К ним относят:

a) естественные природные ресурсы (пляжи, водные пространства, горы, каньоны и т.п.);

b) исторические места, крупные красивые города, музеи, театры;

c) рекреационные пространства: национальные парки, заповедники, горнолыжные курорты морские побережья и т. п.;

d) важнейшие культурные события, всемирно известные карнавалы в Латинской Америке, крупные спортивные мероприятия, например, автомобильные гонки «Формула—I», мировые первенства по футболу, теннису, фестивали искусств, крупные ежегодные выставки и т. п.;

e) особые интересы: шоппинг, казино, скачки и т. п.;

f) романтика, приключения и т. п.;

g) тематические развлекательные парки»[4].

В западных странах на современном этапе развития досуг занимает важное место в жизни людей. Досуг рассматривается не только как средство развлечения и ре­лаксации, но и как средство духовного и физического развития. И поскольку уровень развития цивилизации измеря­ется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения, то роль досуга с развитием человечества будет возрастать.

В культурно-досуговых учреждениях стран запада отсутствует жесткая функциональная дифференциация, то есть «эти учреждения стремятся к многофункционально­сти»[5]. Например, музей и библиотека являются одновременно и клубом, т.е. досуговым центром. В некоторых культурно-досуговых учреждениях (которыми являются, прежде всего, музеи) много усилий затрачивается на создание специальных зон отдыха, в том числе и на открытом воз­духе, детские игровые комнаты и т.п. Таким образом, культурно-досуговые учреждения совмещают в себе досуговые и рекреационные функции.

При этом наличие рекреационной функции не отменяет основного назначения культурно-досуговых учреждений – предоставления досуговых услуг. Например, музеи в Англии уде­ляют немало внимания развитию интеллектуально-познавательных способностей молодежи. Библиотеки, которые активно предоставляют досугово-рекреационные услуги, ставят своей целью предоставление максимального доступа пользователей к информации основными носителями которой являются книги, аудио-, видео-, компью­терные средства. В начале века в некоторых странах, ярким представителем которых явилась Франция появился новый вид библиотек – медиатеки, цель которых предоставление инфор­мации о произведениях искусства.

Поиск новых форм организации культурно-досуговой дея­тельности и предоставления досуговых услуг населению ведется по всем направлениям: как в чисто рекреационном, так и в культурно-развлекательном.

Необходимо отметить состояние парков. В некоторых странах, например в США, паркам уделяется огромное внимание. Здесь существуют самые разнообразные типы парков, среди которых националь­ные парки. Основная цель которых - в предос­тавлении гражданам возможности отдыхать в условиях естественной, «не­тронутой» природы.

Городские (пригородные) парки, цель которых - оказание отдыхающим различных видов досуговых услуг на открытом воздухе. Среди такого рода парков можно выделить две группы:

- традиционные комплексные – подобные нашим паркам культуры и отдыха;

- тематические парки – заслуживают особого внимания, поскольку придерживающиеся какого-либо одного «направления»: ландшафтные, исторические, архитектур­ные, этнографические, зоологические, чисто развлекательные типа Диснейленда и т.п.

«Так, например, летом 2001 г. в Мадриде открылся уникальный для Испании Биологический парк (по нашей класси­фикации - тематический парк), где органично соединился досуг, ок­ружающая среда и мир животных. На площади в 140 тыс. кв. м. рас­положены различные биологические установки, экосистемы и повсю­ду свободно разгуливают животные. Специфична топография парка. Она включает холмы, родники, пруды, фонтаны и т.п. Парк дает приют 3500 животным 720 видов и 72 тыс. деревьев и кустарников»[6].

В последнее время на Западе все чаще встречаются так называемые искусственные зоны отдыха, которые могут создаваться как под открытым, так и под крышей. Пример такой зоны можно рассмотреть на примере Голландии. Например, в Роттердаме – одном из крупнейших городов Голландии: «Стеклянное, круглой формы, здание бассейна, из­нутри начиненное прозрачными трубами метрового диаметра. Вместе с потоком воды на большой скорости, сверху вниз, вытянув вперед руки, мчатся по трубам фигуры пловцов... Захватывающее зрелище. Да и вид занятия не для каждого, а только для физически здоровых и смелых людей...»[7].

Одними из новых форм предоставления досуговых услуг в западных странах является то, что, например, в Британии в одном из лучших музеев организуется выставка художников-любителей. Кроме этого в некоторых зарубежных странах, например Германии, Австрии, Италии, США практикуется такая форма организации и предоставления досуговых услуг как, например то, что многие банки становятся собирателями, хранителями и популяриза­торами произведений современной живописи. Таким образом, банк является и картинной галереей, и спон­сором новых видов искусства.

Новый размах получает посещаемо­сть кинотеатров в летнее время во Франции начиная с 1994 г. В США получили развитие откры­тые кинозалы для автомобилистов[8].

Таким образом, поиск новых форм организации культурно-досуговой деятельности и предоставления досуговых услуг населению ведется по всем направлениям: как в чисто рекреационном, так и в культурно-развлекательном.

Павленко А.В.

Наши рекомендации