Культура речи как наука

Примерная тематика рефератов по дисциплине

"Русский язык и культура речи" (I курс д/о и з/о КИГМС)

Культура речи как наука

2. Место риторики, культуры речи и стилистики в системе лингвистических дисциплин:

3. Риторика как наука. Исторические предпосылки возникновения риторики.

4. Культура речи как наука. Современные подходы к определению предмета культуры речи.

5. Что такое неориторика?

6. Стилистика как наука.

7. М.В.Ломоносов о стилях языка и речи.

8. Стили языка и стили речи.

9. Понятие о функциональном стиле.

10. Авторский стиль.

11. Место общения в процессе образования и воспитания;

12. Функции общения

13. Стиль общения.

14. Общение-диалог как оптимальный принцип взаимодействия.

15. Нормативность языка и речи.

16. Правильность русской литературной речи.

17. Понятие об орфоэпической норме.

18. Понятие о грамматической норме

19. Этапы формирования нормы современного русского литературного языка.

20. Понятие о русском красноречии.

21. Основные этапы развития красноречия на Руси.

22. Авторская риторика Феофана Прокоповича.

23. Авторские риторики, их место в русском красноречии.

24. Учение о красноречии М.В. Ломоносова.

25. «Правила высшего красноречия» М. Сперанского.

26. Красноречие и риторика: сходство и различия.

27. Крылатые выражения древнего мира в современном русском языке.

28. Крылатые латинские изречения. Их употребление в речи.

29. Крылатые слова и выражения.

30. Латинские изречения, связанные с античными героями.

31. Философские изречения Древней Греции и древнего Рима.

32. Русские пословицы и поговорки в современном русском литературном языке.

33. Красноречие в публичном выступлении.

34. Устная речь, ее особенности.

35. Лексическая культура оратора.

36. Соблюдение требований грамматики в устной речи.

37. Интонационно-выразительные средства речи.

38. Техника звучащей речи.

39. Место невербальных средств коммуникации в человеческом общении.

40. Взаимозависимость вербальных и невербальных средств общения.

41. Невербальные средства общения с точки зрения лингвистики.

42. Роль жеста, мимики, пластики в публичном выступлении.

43. Проблема общения между людьми как одна из основных проблем современности.

44. Язык жестов – основа невербального общения.

45. Человеческая речь и современная цивилизация.

46. Речь – необходимое условие познавательной деятельности человека.

47. Эстетические качества устной речи.

48. Особенности письменной речи.

49. Основные законы культуры общения сегодня.

50. Коммуникативно-речевые способности в структуре профессиональных качеств.

51. Значение метафоры с точки зрения коммуникативно-речевых единиц языка.

52. Метафора как средство усиления коммуникативно-речевых способностей.

53. Образность как важнейшее коммуникативное качество речи.

54. Коммуникативно-речевые признаки метафоры.

55. Выразительность речи

56. Экспрессивность как одно из свойств устной речи.

57. Свойства и средства устной (звучащей) речи.

58. Эмоционально-экспрессивная лексика как одно из средств выражения эстетической функции языка.

59. Преобразование семантики слова в художественном тексте.

60. Коммуникация и коммуникативный процесс.

61. Модели коммуникации. Теоретические и прикладные модели коммуникации.

62. Массовая коммуникация и ее средства.

63. Пропагандистская (агитационная) компания.

64. Виды коммуникации. Визуальная (очная) и заочная коммуникация.

65. Вербальная/невербальная коммуникация.

66. Анализ различных видов массовой коммуникации. Анализ агитационной коммуникации.

67. Стратегия и тактика коммуникации.

68. Анализ авторских текстов политических лидеров.

69. Коммуникации в сфере паблик рилейшнз. Понятие о коммуникативной кампании.

70. Взаимоотношения руководителя со СМИ и представителями СМИ.

71. Понятие о прикладных коммуникациях. Коммуникация в рамках избирательной кампании.

72. Коммуникация в рамках принятия решения.

73. Международные (интернациональные) коммуникации. Основы межкультурной (межэтнической, межнациональной) коммуникации.

74. Понятие о речевом общении. Речевая деятельность и ее аспекты: говорение, слушание, понимание, чтение, письмо.

75. Речевое поведение и его виды: официальное/неофициальное, публичное / непубличное.

76. Стили общения. Ритуальное общение.

77. Речь и язык. Формы реализации речи: внешняя/внутренняя, устная/письменная.

78. Разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения.

79. Диалог. Полилог. Монолог.

80. Очное и заочное (опосредованное) речевое общение, его виды.

81. Понятие о стиле и жанре речи. Жанры и стили устной речи.

82. Жанры и стили письменной речи.

83. Речь в средствах массовой информации.

84. Культура речевого поведения: теория и практика, технология оптимизации речевой деятельности.

85. Адресант и адресат коммуникативного акта: распределение коммуникативных ролей.

86. Понятие коммуникативного контакта: критерии, ключевые факторы, мотивация.

87. Документационное обеспечение управления. Понятие о деловой документации.

88. Виды делового письма. Структура договора.

89. Культура речи юриста и ее специфика.

90. Функциональные разновидности юридической речи. Специфика функционирования языковых единиц в речи юриста.

91. Юридические клише и штампы.

92. Культура делового разговора.

93. Деловая беседа. Переговоры.Совещание.Телефонный разговор. Прием посетителей.

94. Понятие об имидже. Речевой и поведенческий имидж.

95. Имидж и деловой этикет. Формирование имиджа.

96. Технология проведения переговоров. Фазы переговоров.

97. Стиль переговоров. Речевая и поведенческая стратегии переговоров. Виды переговоров.

98. Деловая презентация. Планирование, структура и содержание презентации.

99. Место речевого и поведенческого стиля в структуре презентации. Особенности публичного выступления в ходе презентации.

100. Опрос, типы опросов, анкетирование, интервью.

101. Респондент, интервьюер: основы взаимоотношений.

102. Виды, формы, содержание и цели опросов и интервью.

103. Вступительный этап интервью, выяснение основных вопросов и завершение интервью.

104. Типы вопросов, требования при составлении вопросов и умение слушать.

105. ОПРОС: цели и методика проведения опросов.

106. ТИПЫ ОПРОСОВ: сплошной, выборочный, устный, письменный, индивидуальный, групповой, очный и заочный.

107. АНКЕТА: этапы формирования анкеты.

108. Требования к вопросам и типы вопросов в анкете.

109. ИНТЕРВЬЮ: определение понятия, виды интервью.

110. Различные формы проведения интервью.

111. РЕСПОНДЕНТ: определение понятия.

112. Технические советы для проведения интервью.

113. ИНТЕРВЬЮЕР: поведение интервьюера в ходе интервью.

114. Ошибки в проведении интервью.

115. СТРУКТУРА ИНТЕРВЬЮ, корректное завершение интервью.

116. КОНТАКТ: определение понятия, симптомы отсутствия контакта.

117. МОТИВАЦИЯ: определение понятий, цель и мотив, сравнительный анализ.

118. СБОР ИНФОРМАЦИИ: определение понятия, характеристика процесса.

119. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИНТЕРВЬЮ: показатели результативности.

120. ОБЩЕНИЕ: стороны общения, цели, достигаемые при общении.

121. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: кодирование и декодирование информации, понимание смысла высказываемого.

122. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: понятие и использование.

123. ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ: сравнительный анализ.

124. ФОРМА ВОПРОСА: общие, конкретные, косвенные, альтернативные, риторические, двойные и др.

125. ТИПЫ ОТВЕТОВ: открытые, закрытые вопросы, набор ответов типа "шкала".

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Наши рекомендации