Особенности управления зарубежными физкультурно-спортивными организациями

Принято считать, что зарождение современных видов физкультурно-оздоровительных услуг (фитнес-услуг) произошло около 30 лет назад в США. Однако первые физкультурно-оздоровительные программы сформировались уже во время Второй мировой войны. Чтобы не терять время, американские солдаты тренировались с отягощениями, укрепляли мышцы пресса, подтягивались. Затем эти простейшие упражнения стали классикой и с годами были усовершенствованы профессионалами в области оздоровительной физической культуры.
В 70-е годы XX века тесты физического состояния различных групп населения выявили массу проблем в состоянии здоровья многих американцев. И эти проблемы увеличивались пропорционально улучшению качества жизни. Как результат — при президенте США был создан Совет по «фитнесу», в который вошли более двадцати наиболее авторитетных профессионалов из области оздоровительной физической культуры, а также политики из разных штатов. Главной задачей этого совета была популяризация здорового образа жизни.
Расширение рынка и ассортимента услуг привело к обострению конкуренции, которая является одной из главных движущих сил маркетинга. Появились великолепные проекты современных оздоровительных центров, новые технологии, тренажеры и т. д.
В настоящее время объем спортивной индустрии США составляет более 75 млрд. долларов в год. Отметим, что доход всех спортивно-оздоровительных клубов, как муниципальных (общественных), так и частных (коммерческих), составил в начале 90-х годов около 7 млрд. долларов. К концу 1994 г. произошло увеличение дохода до 8 млрд. долларов.
Однако этот бизнес, хотя и считается доходным, далеко не так прост и требует профессионального подхода и хороших управленческих кадров.
Спортивно-оздоровительные клубы США в процентном соотношении распределяются следующим образом: многоцелевые — 23,7 %; клубы физической подготовки — 20,1 %; оздоровительные центры в парках, больницах и центры спортивной медицины — 17,5 %; клубы различных организаций — 10,2 %; корпоративные клубы — 9,3 %; клубы в гостиницах, курортах — 6,8 %; студенческие клубы — 5,6 %.
По данным американской прессы, к концу 1992 г. свыше 90 % клубов включили в свои программы физическую подготовку. Это было связано с новой волной заботы американцев о своем здоровье, с развитием аэробики и атлетизма.
Особую популярность получают клубы, где работают персональные инструкторы: с женщинами, имеющими избыточный вес; с пожилыми, не имеющими опыта занятий физическими упражнениями; с лицами, желающими серьезно заняться шейпингом или бодибилдингом, и т. д.
В последние годы на зарубежном рынке физкультурно-оздоровительных услуг, особенно в ФРГ, все больший интерес вызывает семейный спорт. Пользуются большой популярностью у населения и чисто женские физкультурно-оздоровительные клубы. Многие зарубежные физкультурно-оздоровительные клубы нацеливают свою маркетинговую деятельность на удовлетворение потребностей в здоровом образе жизни инвалидов на базе больниц и госпиталей. Это, прежде всего, касается США, Канады и ФРГ.
Для Швейцарии характерно создание многоцелевых спортивно-оздоровительных центров. Примером успешного менеджмента можно считать швейцарский клуб «Аскезис», основанный в 1991 году. До 1994 г. членами клуба стали 1500 человек. Это при том, что полная нагрузка достигается при 2 тыс. человек. В маркетинге этого клуба большое внимание уделяется программам по физической подготовке, особенно гимнастическим, ориентированным преимущественно на женское население.
Менеджмент физкультурно-спортивных организаций Франции развивается в трех направлениях. К первому относится создание и функционирование сети физкультурно-оздоровительных клубов, ко второму — создание многофункциональных спортивных сооружений, к третьему — специальные сооружения по какому-либо виду спорта. В основном в стране преобладает первое направление. Как считают многие французские специалисты в области спортивного маркетинга, расширение сети клубов позволяет максимально удовлетворять потребности населения в занятиях физическими упражнениями за счет экономии средств и времени на транспорт. Здесь же стоит отметить, что во Франции, как и в других зарубежных странах (например, в США, Германии, Швейцарии), частный сектор сотрудничает с местными органами власти.
Многие зарубежные специалисты в области маркетинга физкультурно-оздоровительных услуг сходятся во мнении, что на данном этапе функционирования физкультурно-оздоровительных клубов, первостепенной становится задача не столько привлечь клиентов, сколько их удержать. Самые успешные клубы нацеливают свои маркетинговые программы на максимальное удовлетворение запросов клиентов в тех или иных услугах, план которых составляются на основе результатов маркетинговых исследований.

Тема VII. Развитие физической культуры в России в период перехода от плановой к рыночной экономике (1990-е годы) и на современном этапе

Наши рекомендации