Понятие «организационная культура»

Т е м а 24 : Организационная культура

Понятие «организационная культура»

Каждая организация имеет свою специфику. Если структуру, по крайней мере, формальную, можно увидеть, осязать, то культура организации существует невидимо, но именно она диктует модели и типы поведения и напрямую связана с понятием качества. Культура организации - это ее «индивидуальность», характеризующая способ выполнения работы. Компании обладают культурой, как люди обладают индивидуальностью.

n Институциональная культура(нормы, ценности, стереотипы и пр.). Реализуется с помощью механизма распознавания «свой-чужой». Складывается исторически в процессе решения тех задач, ради которых создается организация, а также под влиянием социально-экономических и культурных условий.

n Корпоративная культура(нормы поведения, взаимоотношения внутри организации, жаргон и пр.). Реализуется в процессе функционирования. Складывается под влиянием институциональной культуры организации, личностных особенностей сотрудников, стиля управления, этнических, региональных и социокультурных особенностей среды.

n Организационная культура(миссия и ценности организации) Создается усилиями администрации.

Организационная культура - это совокупность традиций, ценностей, установок, убеждений и отношений, которые создают всеобъемлющий контекст для всего, что делается и о чем думается при выполнении работы в организации.

Принято считать, что именно ценностиявляются ядром, определяющим корпоративную культуру в целом. На формирование культуры оказывают влияние численность, история технология, яркие события, форма собственности.

Культура организации проявляется двумя способами:

- через символы «высокого» профиля, т.е. те, которые формируют имидж организации, они ориентированы на потребителя. Это миссия, логотип, годовой отчет, финансовая отчетность, униформа и др.;

- через символы «низкого» профиля, т.е. те, которые определяют, как конкретно выполняется работа. Символы низкого профиля делятся на четыре категории:

- ритуальные процедуры - обряды, ритуалы, церемонии, товарищеские ужины и т.д.;

- коммуникации – значительные события в жизни организации в прошлом, которые имеют тенденцию к приукрашиванию и развитию, влияют на поведение членов коллектива;

- физические формы - физические способы проявления культуры (расположение здания, униформа или неофициальный стиль одежды, мебель и пр.);

- общий язык – жаргон, сленг, встречающийся во многих организациях и являющийся удобной формой коммуникации.

Следует отметить, что наряду с «доминирующей» культурой в организации могут существовать субкультуры, т.е. каждый человек трудится как бы в двух или более культурах. Например, если организация структурирована по функциональному или региональному признаку, то каждая функция (региональный офис) имеет свой собственный стиль выполнения работы. Субкультуры организации могут очень сильно различаться.

Для менеджера важно установить тип культуры, к которой принадлежит его организация. Зная тип культуры, менеджер может принимать решения, не проводя необходимого анализа проблемы, основываясь на фактах из прошлого, а также может предсказать поведение людей. Для того чтобы составить мнение об отдельных элементах культуры организации получите ответы на следующие вопросы.

§ Какова степень требуемой официальности?

§ Насколько основательно распланирована работа?

§ Какое сочетание исполнительности и инициативы требуется от подчиненных?

§ Какое значение придается соблюдению распорядка дня, одежде, личным странностям?

§ Как организованы делопроизводство, контроль счетов?

§ Кто осуществляет контроль – комитеты или отдельные люди?

§ Существуют ли правила ведения работы или важны только её результаты?

Существуют специальные процедуры, позволяющие определить культуру организации именно через символы высокого и низкого профиля. Для этого менеджер должен поставить себя на роль наблюдателя и «обыграть» следующие ситуации:

- упражнение для новичка (Одним из важных элементов организационной культуры является отношение к новичкам, адаптация новичков к самой организационной культуре);

- герои и злодеи;

- как организация реагирует на неординарные события;

- некто нарушает «шаблон».

Кроме привлечения клиентов организационная культура способствует:

- устойчивости компании во время кризисов. Яркий пример – фирма «Джонсон и Джонсон». После случаев смертельного отравления покупателей препаратом «Тайленол» благодаря правильной коммуникации, осуществленной ключевыми фигурами компании, удалось не только избежать банкротства, но и повысить уровень продаж. Каждый менеджер знал, что он должен говорить и делать. «У нас было кредо – наша миссия, в соответствии с которой мы и действовали», – заявил генеральный директор;

- оптимизации затрат на персонал. Компания с сильной организационной культурой сродни элитному клубу, принадлежность к которому – предмет гордости и важная мотивационная составляющая. Низкая текучесть кадров, высокий уровень мотивации и лояльности – вот лишь часть характеристик компаний, где силен корпоративный дух;

- плавному внедрению организационных изменений. Сопротивление персонала изменениям гораздо ниже в компаниях с сильной организационной культурой.

Наши рекомендации