Гласные и - ы, о - е после ц
Упражнение 14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание гласных после ц.
1. Детские годы мои прошли в отц...веком доме. 2. Корабль прошёл сквозь льды Баренц...ва моря. 3. В наш век медиц...на добилась больших успехов в профилактике болезней благодаря применению вакц...н. 4. Как послушны и быстры были пальц... пианиста! 5. Советую вам поехать в Цариц...но и побывать в его парках и дворцах. 6. Для плодотворной работы нужен рац...опальный отдых. 7. Ученик начертил ц...ркулем круг. 8. Ц...корий, добавленный в кофе, улучшает его вкус. 9. Молодых птиц нужно кольц...вать, чтобы узнавать воздушные пути их перелётов. 10. Танц...вщик выражает своё настроение танц...м. 11. На ужин у нас жареный ц...пленок. 12. Учитесь ходить на ц...почках.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Правописание согласных. Буквы Ь и Ъ. Функциональные стили русского языка. Стилистическая окраска слов.
ПЛАН
1.Звонкие и глухие согласные.
2. Непроизносимые согласные.
3.Двойные согласные в иноязычных, исконно русских словах.
4.Разделительные Ъ и Ь.
5. Употребление Ь при обозначении на письме мягкости согласных.
6.Употребление Ь знака для обозначения грамматических форм.
7.Функциональные стили русского языка. Стилистическая окраска слов.
ЗАДАНИЯ:
1.Голуб И.Б. Русский язык: все темы для подготовки к ЕГЭ-М. Эксмо,2011. Изучить материал на стр.79-95. Выполнить письменно упражнения15-25.
2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие.- М.Логос,2010 Познакомиться с материалами на стр.10-19.Оформить просьбу о покупке бумаги и фломастеров в разговорном и официально-деловом стилях.
Привести 2-3 примера текстов, написанных в различных функциональных стилях.
3.Пользуясь словарем, расставить ударение в словах:
Создал, заняла, верба, щавель, свободнее, премирует, пригубит, прожита, созыв, аэропорты, включат, завидно, облегчит.
ЛИТЕРАТУРА:
1.. Голуб И.Б. Русский язык: все темы для подготовки к ЕГЭ-М.Эксмо,2011
2.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.-М.,2006.
3.Орфографический словарь русского языка\Под. ред.С.Г. Бархударова .-М.,1988.
Упражнения к практическому занятию №2
Звонкие и глухие согласные
Упражнение 15. Прочитайте примеры вслух, отражая оглушение и озвончение согласных в выделенных словах. Подберите к ним родственные слова, объясните правописание сомнительных согласных.
1. Извозчик доставил меня к загородному вокзалу (Кор.). 2. После обеда гости уехали, чтобы успеть переодеться к свадьбе (Л.Т.). 3. В самый жар косьба показалась ему (Левину) не так трудна (Л.Т.). 4. Объездчик задумчиво поглядел на даль (Ч.). 5. На лиловый снег падал свет от замёрзших окошек. 6. Ты, наверное, замёрз, бедняжка?
Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание сомнительных согласных.
1. Книги лежали впереме...ку с тетрадями, что создавало большой беспорядок. 2. Перед окнами автомобиля мелькали расстилавшиеся впереме...ку поля и луга. 3. Собравшиеся на во...зале приветствовали делегатов. 4. Двери зала украшены художественной ре...ьбой. 5. А...бест употребляется в качестве огнеупорного материала. 6. Надень варе...ку. 7. В морозный день на стёклах окон появляется изморо...ь.
Непроизносимые согласные
Упражнение 17. В первом ряду приведены слова, в которых есть стечение трёх согласных, во втором ряду стечение только двух согласных. Перепишите колонками те и другие, рядом с ними напишите родственные слова, от которых они образованы.
Образец: ненавистный - ненависть, чудесный - чудо.
1. Ненавистный, известный, безжалостный, завистливый, прелестный, вестник, свистнуть, счастливый, страстный, честный, постлать, окрестность, гигантский.
2. Чудесный, ужасный, опасный, безгласный, прекрасный, интересный, искусный, небесный, бессловесный, послать, свиснуть.
Упражнение 18. Перепишите слова, вставляя в случае необходимости вместо точек согласные буквы, выпадающие при произношении.
I. Доблес...ный, гиган...ский, здра...ствуй, праз...ник, поз...ний, словес...ность, интерес...ный, уча...ствовать, извес...ный, опас...ный, несчас...ный, ярое...ный.
II. 1. Следует соблюдать правила техники безопас...ности. 2. В воздухе чу...ствовался запах гари. 3. Скот выгнали на летние пас...бища. 4. Домой вернулись поз...ним вечером. 5. Он считался искус...ным пл…вцом. 6. В природе все безмол...ствовало. 7. Собравшиеся тепло че...ствовали юбиляра. 8. Да здра...ствует свобода!
III. 1. Она вставала только затем, чтобы велеть подать какое-нибудь новое я...тво (Т.). 2. Я пос...лал себе на диване и стал раздеваться (Ч.). 3. Утра луч из-за усталых, бледных туч бле...нул над тихою столицей (П.). 4. Всё безмол...ствует, кроме ветра (Григ.). 5. Рано чу...ства в нём остыли (П.). 6. Победителей спортивных соревнований че...ствовали все присутствующие. 7 Меня раздражали его кос...ные взгляды. 8. Потребовалась пересадка кос...ного мозга. 9. Среди детей был один мой ровес...ник. 10. Осень в этом году была поз…няя.
Двойные согласные
Упражнение 19. Спишите данные слова. Запомните их написание (не пишите в них двойных согласных!). Составьте предложения с некоторыми из этих слов.
Галерея, коридор, десант, дилер, гуманизм, драма, имитация, привилегия, раса, ресурсы, агрегат, брокер, шофёр, карикатура, трилер, алюминий.
Упражнение 20. К словам первой группы подберите слова из второй группы, сходные по значению. Подчеркните в словах первой группы удвоенные согласные.
1. Апелляция, ассоциация, дискуссия, дифференциация, комментарий, коммюнике, компромисс, пассивный, трасса, эффект, кросс, оккупация.
2. Объединение, объяснение, не проявляющий деятельности, обжалование, обращение с жалобой, толкование, разделение, расчленение, бег по пересечённой местности, сообщение, соглашение на основе взаимных уступок, обсуждение спорного вопроса, сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо, направление дороги, канала и т. п., занятие чужой территории военной силой.
Упражнение 21. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Договор был а...улирован. 2. Защитники города сражались на ба...икадах. 3. Аудитории расположены по обеим сторонам ко...идора. 4. В ц...рке показываются новые а...ракционы. 5. Любимцем и...одрома был молодой ж...кей. 6. К сложносокращённым словам относятся буквенные и звуковые а...ревиатуры. 7. Производится монтаж нового а...регата. 8. Доставленные с юга растения ещё не а...лиматизировались. 9. Картинная га...ерея пополнилась новыми экспонатами. 10. Опубликовано ко...юнике о ходе переговоров.
Употребление Ъ и Ь
Упражнение 22. Внимательно прочитайте таблицу и запомните употребление ь после шипящих. Выполните задание, которое предлагается в конце упражнения (устно).
Мягкий знак после шипящих (ж, ш, щ)
На конце | В глаголах | В повели- | В неопре- | В наречиях | На |
сущ. ж.р. | 2-го лица | тельном | деленной | после ши- | конце |
в им. и вин | ед. ч. наст. | наклонении | форме | пящих ж, | частиц |
пад. ед. ч. | и буд. вр. | глаголов | глаголов | ш, щ | |
молодежь | читаешь | спрячь | беречь | точь-в-точь | лишь |
сушь | пишешь | спрячьте | беречься | навзничь | вишь |
тишь | говоришь | спрячься | стричь | прочь | бишь |
помощь | умываешь | спрячьтесь | стричься | наотмашь | |
умываешься | намажь | развлечь | невмочь | ||
обожжешь | намажьте | развлечься | настежь | ||
обожжешься | намажься | жечь | вскачь | ||
вернешь | намажьтесь | испечь | Исключение: | ||
вернешься | ешь | лечь | уж, замуж, | ||
ешьте | невтерпеж |
Задание. Объясните, почему ь пишется или не пишется в словах:
тишь, глушь, купаешь, обливаешься, жилищ, лыж, жечь, ешь, развлечь, товарищ, плач, могуч, ваш, невтерпеж, меж, навзничь, ешьте, развлечься.
Упражнение 23. Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы. Объясните, для чего служат буквы ъ и ь.
1. Вот нам и еще один компан...он (Купр.). 2. Она села за фортеп...яно и сыграла несколько любимых его п...ес (Гонч.). 3. Среди большой чистой площадки на высоком п...едестале высился слепок могучей фигуры Давида (Вер.). 4. Письма любимого стали неотъемлемой частью ее жизни. 5. Настал день прем...еры.
Упражнение 24. Измените слова по образцам. Перепишите. Поставьте, где надо, ь и подчеркните его. Составьте по три предложения со словами каждой группы.
1. Ночи - ночь; кирпичи, трубачи, чертежи, мечи, речи.
2. Клеят - клеишь; пилят, стелют, борются, волнуются, занимаются.
Упражнение 25. Данные в повелительном наклонении глаголы несовершенного вида замените глаголами совершенного вида, выписывая их и подчеркивая ь.
Образец: приготовляйтесь — приготовьтесь
Назначайте, бросайте, утешайтесь, исправляйте, оставляйте, смазывайте.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3