Тема 31. «Лингвистические словари русского языка»

Цель: изучить специфику лексической сочетаемости слов и особенности словоупотребления в современном русском литературном языке.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· типологию словарей русского языка;

̶ уметь:

· выбирать тип словаря согласно цели;

· находить нужную информацию в словарях;

̶ обладать:

· знаниями по лексикографии русского языка.

При изучении темы 31 необходимо изучить учебный материал по:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2009. – 539 с. [с. 517-528]

2. Русский язык и культура речи : учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М. : Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 21-32]

3. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М. : Флинта : Наука, 2004. – 251 с. [с. 52-97]

Особое внимание обратить на:

– типологию словарей русского языка;

– специфику размещения информации в словарях русского языка.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– перечислить типы словарей;

– охарактеризовать лингвистические словари русского языка.

Советы по подготовке к зачету:

При подготовке к зачету особое внимание следует обратить на следующие моменты:

1. Изучить самостоятельно темы:

· Разговорный стиль.

· Художественный стиль.

· Оратор и его аудитория. Речевой этикет в публичном выступлении (эстетика и этика публичного выступления).

· Полемика и дискуссия как жанры деловой риторики.

· Язык и речь. Функции языка. Устная и письменная разновидности литературного языка.

· Словообразовательные нормы современного русского языка.

· Лингвистические словари русского языка. Типы словарей. Нормативные и ненормативные словари.

2. Проработать дополнительные источники, указанные в списке литературы.

3. Уметь теоретические положения по теме подтверждать примерами.

Опыт приема зачета выявил, что наибольшие трудности при проведении зачета возникают по следующим разделам:

1. Основы культуры речи:

· Орфоэпические нормы современного русского литературного языка (произношение [ЧН] в исконно-русской лексике; произношение заимствованной лексики).

· Акцентологические нормы современного русского литературного языка (ударение в кратких формах прилагательного, ударение в прошедшем времени глагола).

· Морфологические нормы имени существительного (определение рода несклоняемых существительных, определение рода у аббревиатур, склонение числительных, спряжение глагола).

· Синтаксические нормы современного русского литературного языка (особенности управления в словосочетании, употребление причастного, деепричастного оборотов).

2. Основы риторики:

· Композиция публичной речи.

· Аргументация публичного выступления

· Способы аргументации (последовательный, параллельный, ступенчатый, исторический, концентрический).

3. Деловой русский язык:

· Жанровая структура деловых писем.

· Язык и стиль деловых писем и распорядительных документов.

Для того чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем обращаться к академическим изданиям научной, учебно-методической литературы. Если студенты используют теоретический материал, который взят не из учебников, указанных в списке основной или дополнительной литературы, то необходимо ссылаться на источник получения информации, а также указывать все выходные данные используемого источника. Помимо подготовки по теоретическим вопросам, нужно выполнять практические задания и упражнения, тесты, отвечать на контрольные вопросы.

Раздел IV. Материалы по контролю знаний

1. Упражнения для самостоятельной работы

Дидактическая единица 1. Стилистика

Упражнение 1. Прочитайте тексты. Назовите специфичные стилевые черты каждого текста, особые стилевые признаки на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка. Определите функциональный стиль.

1. Критики не вызвавшего восторга и у меня телесериала «Школа» в основном обращали внимание на нравы и стиль поведения героев этой саги о «потерянном поколении». Меня же поразило другое: ущербно-примитивный язык школьников и то, как в сериале показаны уроки, то есть собственно процесс учебы – вялое или буйное переругивание учеников и учителей, хамское по форме и в основном «половое» по содержанию. Если это правда, то пора отнести букет скромных цветов на могилу нашего среднего образования. «Пипец», как выражаются сегодня школьники и говорящие примерно на таком же языке многие взрослые – в первую очередь так называемые звезды.

Есть такой психологический феномен, который я называю воронкой пошлости и невежества. Если в компании ведущих умную беседу интеллектуалов случайно окажется пошляк и невежда, он просто не сможет поддержать разговор и будет молчать. Но если в среду пошляков и невежд, рассказывающих скабрезные анекдоты, попадет интеллигент или интеллектуал, минут через десять-пятнадцать он, будто потеряв свою идентичность, присоединится к рассказчикам и словом, и реакцией. Движения вверх не происходит. Падение вниз – почти всегда.

Образование – да и воспитание – это медленное и постоянное движение вверх по спирали знаний и моральных ценностей и запретов. Падение вниз, соскальзывание в воронку пошлости и невежества, происходит стремительно и с любой высоты. Вот почему деградация средней школы есть необходимое и достаточное условие всех прочих деградаций – национальной деградации в целом.

В том, что мы прочно и верно стоим на этом пути, сомнения, увы, нет. И сериал «Школа» – лишь одно из многих тому подтверждений (Виталий Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ).

2. В некоторых случаях на чертеже вместо полного вида можно применить его часть. Это упрощает построение изображения предмета.

Изображение отдельного, ограниченного места поверхности предмета называется местным видом. Его применяют в том, случае, когда требуется показать форму и размеры отдельных элементов детали (фланца, шпоночной канавки и пр.).

Местный вид может быть ограничен линией обрыва, осью симметрии и пр. Он может быть отмечен на чертеже и надписью. Располагают местный вид на свободном поле чертежа или в проекционной связи с другими изображениями.

Применение местного вида помогает уменьшить объем графической работы, сэкономить место на поле чертежа.

3. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

· потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

· потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

· потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

· отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

4. Мики следовал за своим другом, пока вода не дошла ему до шеи. Тогда он остановился. Огонь был уже совсем близко и мчался к озеру со стремительностью скаковой лошади. Из-за вершин еще целых деревьев на озеро обрушилось черное облако дыма и пепла. Через несколько минут все было поглощено непроницаемым жарким мраком, в глубинах которого начали раздаваться дикие, пронзительные звуки: лосенок отчаянно звал мать, а она отвечала ему испуганным мычанием, тоскливо выл волк, в ужасе тявкала лисица, и, заглушая все остальные голоса, исступленно кричали две гагары, чье гнездо исчезло в огне.

К этому времени озеро уже было опоясано огнем со всех сторон. Языки пламени взвивались высоко в воздух над смолистыми вершинами. От рева огня можно было оглохнуть, и все остальные звуки тонули в нем.
Огонь унесся дальше так же быстро, как налетел, и его оглушительный рев вновь превратился в отдаленный рокочущий гул, но от зеленых деревьев по берегам озера остались только черные, обугленные скелеты.
Уцелевшие звери медленно подплывали к черным, дымящимся берегам. Из тех, кто искал спасения в озере, выжило не больше половины. Многие погибли, и в том числе все дикобразы, никуда не годные пловцы.
Возле берега жар по-прежнему был нестерпимым, и тлеющие угли не угасали еще очень долго.

5. А. Дай Бабеля почитать, дай?

Б. Возьми, вот. А ты знаешь, где он?

А. Не знаю.

Б. Ну и не найдешь значит, я сама найду.

А Ладно.

Б. Там бесподобно просто, ты знаешь, таким язычком написа­но, я ни разу ни у одного писателя не встречала такого язы­ка: "У приказчиков сапоги скрипели, как ново… как рожде­ственские поросята в мешке", можно такое сравнить! Да, "лицо стало зеленым, как зеленая трава". Представляешь! Знаешь, такие сочные вроде бы.

А. Вот-вот, у меня тоже, зеленым стало, когда она мне копьем в глаз. Веселая такая женщина. Да, знаешь, кайф такой, си­жу в этой несчастной штуке, которая кабинетом называет­ся, да, там лежит большая-большая банка, да еще вторая, да.

Б. С глазами.

А. Нет, не с глазами, если бы. В одной налита какая-то жид­кость, написано "Яд" и написано "Копья чистые", вторая банка – "Копья использованные", хорошо. В яде их что ли значит содержат? Я не знаю. Наверное, спирт метиловый, может быть. Все одно и то же. Зависит только от степени очищения. Ой, господи боже мой, завтра туда же. Ба!

Б. Сделают тебе операцию на глазик – будешь ты косым.

А. Прямо по анекдоту "Здрасьте, девочки"?

Б. Да.

6. Из переписки:

А. Превед-)

Б. Прет

А. Как дела.

Б. норм.

А. Чво делаешь?

Б. ниче.

А. пшли гулять?

Б. Ок.-)

А. А ты чво?

Б. в комп рубаюсь, весело

А. Ой, ща предки прийдут

Б. Ха-))), лан бай

А. Пока.

Дидактическая единица 2. Риторика

Упражнение 2 .Определите способ связи предложений в текстах.

1. Собаки бывают разными, как и люди. Есть собаки нищие, побирушки. Есть свободные и угрюмые бродяги. Есть глупо-восторженные брехуны. Арктур не был похож ни на одну из них.

2. Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

3. Невский проспект стал доступнее, проще веселее. Трамваи звенят резче, извозчики грохочут громче, женщины улыбаются шире, газетчики кричат звонче.

4. Есть тысячи причин, по которым человек живет или стремится жить в городе. Но, окружая себя камнем и бетоном, асфальтируя улицы, люди все же оставляют участки живой земли, чтобы посадить и вырастить на них деревья. Деревья увлажняют и очищают воздух в городе, обогащают его кислородом, защищают человека от солнечной радиации, ветров, городского шума.

5. Арктур слышал тончайшие звуки, каких мы не услышим. Он просыпался по ночам, раскрывал глаза, поднимал уши и слушал. Он слышал все шорохи за многие вёрсты вокруг. Он слышал пение комаров и зудение в осином гнезде на чердаке. Он слышал, как шуршит в саду мышь и тихо ходит кот по крыше сарая.

6. На гладкой морской поверхности, среди солнечных разводьев, внимание привлекает предмет, похожий на обычную корягу. Предмет сближается с судном, мы едва не «наезжаем» на него… То, что мы вначале приняли за корягу, оказалось морским львом. Прелюбопытнейший случай!

Упражнение 3.Определите способ изложения материала в тексте. Обоснуйте свой ответ.

1. Известный ученый Лев Николаевич Гумилев привел серию интересных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Нормы отношений, принятые у одного народа, удивляют, а иногда и шокируют представителей другого народа. Гумилев объясняет это существованием национального стереотипа поведения.

1. Индуктивный.

2. Дедуктивный.

Упражнение 4.Определите способ изложения материала в текстах.

1. Третьяковская галерея названа по имени ее основателя Павла Третьякова. Третьяков был выдающимся деятелем русской культуры. Купец по происхождению, богатый фабрикант, имевший несколько текстильных фабрик, Третьяков был всесторонне образованным человеком. Много лет он покупал лучшие творения русских художников. Третьяков не только собирал картины, но и поддерживал художников, помогал им материально.

2. Учение древнегреческого философа Пифагора и его последователей о том, что Земля – шар, не было полностью забыто. Средневековые ученые представляли, что Земля круглая, неподвижная и находится в центре Вселенной. Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стоне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями», Подобно древнегреческому философу Фалесу, они представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим. Но все же позже трактовку древних греков о том, что Земля имеет форму шара, пришлось признать истинной.

1. Концентрический.

2. Ступенчатый (стадиальный).

Упражнение 5.Определите способ изложения материала в текстах.

1. Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Примерно 4 тыс. лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племен. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в 5 веке до н.э. эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припядь. Восточные славяне заселили в 6-8 веках обширную территорию Восточной Европы, где проживало 12 восточнославянских племенных союзов.

2. У книгопечатника Д. Дантона был счастливый, но очень, короткий брак: молодая жена его рано скончалась. Спустя всего полгода он вновь женился. В истории своей жизни Дантон оправдывал столь скорое утешение тем, что вторая жена была всего лишь повторением первой: «Я поменял только лицо, женские же добродетели в моем домашнем круге остались те же. Моя вторая жена – не что иное, как первая, но лишь в новом издании, исправленном и расширенном, и я бы сказал: заново переплетенном».

1. Аналогический.

2. Исторический.

Упражнение 6.Определите способ изложения материала в текстах.

1. Хороших актрис у нас много, а Нонна Мордюкова одна. В народном сознании все равно она проходит первым номером. Потому что она сама – из народа, талантливое и яркое воплощение его подлинной, а не выдуманной судьбы.

Она никогда не играла в сладких соцреалистических утопиях про невиданное кубанское изобилие и про ждущий нас всех светлый путь. Наоборот, она и на экране жила той трудной, горькой жизнью, которой жил простой народ.

Ее учителя, Сергей Герасимов и Тамара Макарова, предрекали ей в юности роли Анны Карениной, Наташи Ростовой, Антигоны. Но героиням Нонны Мордюковой не давилось плясать на балах, пить вино из тонких фужеров, носить развевающиеся хитоны. Они одевались по большей части в подбитые ветром ватники, платки, закрывающие лицо до самих бровей, да прохудившиеся кирзачи.

У нее и фильмы называются неброско, но характерно: «Чужая родня», «Отчий дом», «Председатель», «Простая история», «Русское поле», «Журавушка»…

2. Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Это нечто свойственное лишь прежним временам.

Характерным же явлением современности является вандализм, порождающий неприязнь к искусству и ненависть к культуре, вызванный сегодняшним неустройством жизни. И это не новое явление. Это происходит в социуме уже давно.

3. В конце XIII века на Руси возобновилось каменное строительство. В XIV веке одним из центров каменного строительства становится Новгород. Крупное строительство велось в Новгороде и в первой половине XV века. Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося от Новгорода в середине XIV века. Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма: Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору. В 1367 году возвели белокаменный Кремль. Вершиной русского зодчества считается возведенный в 1555-1560 годах Покровский собор (собор Василия Блаженного). Так величественно изменяется облик Руси в XIV – XVI веках.

4. Для эпохи средневековья очень важными были понятия «образец», которому следовало подражать, и «авторитет», который нельзя было оспорить. В каждой области знания были авторитеты - мудрецы, в чьих книгах содержалась истина. В диалектике безусловным авторитетом был Аристотель. В поэзии образцовым» считался стиль Вергилия и Горация, в прозе – Цицерона. На уроках грамматики и риторики разбирались «образцовые» тексты римских поэтов и ораторов. Школьники сочиняли подражания, заучивали отрывки из стихов и прозы римских писателей. Но самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать, была Библия. Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Поэтому образование в Средние века заключалось в заучивании цитат из авторитетных источников и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость.

5. Между Марсом и Землей много общего: это две расположенные рядом планеты Солнечной системы, на обеих есть вода и атмосфера, не очень существенно различается температура на их поверхности и т.д. На Земле имеется жизнь. Поскольку Марс очень похож на Землю с точки зрения условий, необходимых для существования живого, значит, и на Марсе, по всей вероятности, есть жизнь.

Упражнение 7. Используя следующий фрагмент из речи Д.И. Менделеева, приведите примеры метафоры, олицетворения, антитезы, риторического вопроса, инверсии, эллипсиса, словесного повтора, синонимического повтора, синтаксического параллелизма.

И если этот фонарь знания внесете в Россию, то вы сделаете в самом деле то, что от вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит ее благосостояние? От чего зависит богатство или бедность ее народа и ее международная свобода? Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная.

Упражнение 8. Разграничьте гиперболу (преувеличение) и литоту (преуменьшение).

Уведи меня в ночь, где течет Енисей и сосна до звезды достает (О. Мандельштам). Ваш шпиц, прелестная шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов). Мужичок с ноготок (Н. Некрасов). Переход в стоярусных огнях (А. Луговской).

Упражнение 9. Разграничьте метафору (перенос наименования по сходству) и метонимию (перенос наименования по смежности).

В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов). И золотеющая осень листвою плачет на песок (С. Есенин). Налетели на мертвого жирные карандаши (О. Мандельштам). Я вернулся в мой город, знакомый до слез, до прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей рыбий жир ленинградских ночных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский денек, где к зловещему дегтю подмешан желток (О. Мандельштам). Я три тарелки съел (И. Крылов).

Упражнение 10. Выделите синтаксические фигуры (эллипсис, парцелляцию, инверсию, обращение, риторическое восклицание и др.) в следующих стихотворениях.

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне был лет.

(М. Цветаева)

Назавтра бой. Поспешен бег минут.

Все спят. Все спит. И пусть. Я – верный – тут.

До завтра сном беспечно усладитесь.

Но чу! Во тьме – чуть слышные шаги.

Их тысячи. Все ближе. А! Враги!

Товарищи! Товарищи! Проснитесь!

(К. Бальмонт)

Сей поцелуй без звука:

Губ столбняк.

Так государыне руку,

Мертвым – так...

Мчащийся простолюдин

Локтем – в бок.

Преувеличенно нуден

Взвыл гудок.

(М. Цветаева)

Упражнение 11. Выделите тропы (метафору, метонимию, гиперболу, эпитет и др.) и фигуры (оксюморон, инверсию, эпифору и др.) в следующих стихотворениях.

Она прошла и опьянила

Томящим запахом духов.

И быстрым взором оттенила

Возможность невозможных снов.

Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик!

(В. Брюсов)

Пока огнями смеется бал.

Душа не уснет в покое.

Но имя Бог мне другое дал:

Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох

Забыть не могу тоски я.

Мечты иные мне подал Бог:

Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,

Поет и зовет, сверкая.

Но душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская!

(М. Цветаева)

Дидактическая единица 3. Деловой русский язык

Упражнение 12. Выделите языковые модели, выражающие коммуникативные цели приведенного ниже делового послания. Определите его тип. Охарактеризуйте текст письма с точки зрения аспектов содержания (одноаспектное / многоаспектное).

Уважаемые господа!

Благодарим за Ваше письмо от… 2010 г. и сообщаем, что мы принимаем Ваше предложение.

Нас устраивают предлагаемые Вами условия исполнения заказа, за исключением сроков исполнения. Мы хотели бы обсудить этот вопрос с Вашим представителем.

В случае Вашего согласия просим сообщить обратной почтой о возможности приезда к нам Вашего представителя.

С уважением (подпись)

Упражнение 13. Определите тип приведенных ниже деловых писем (извещение, подтверждение, напоминание, просьба, ответ, сопроводительное письмо). Ответ обоснуйте.

1. На Ваш запрос сообщаем, что все компоненты автобусных воздушных кондиционеров и транспортных морозильных устройств имеют подтверждение стандарту 130 9001.

2. Просим Вас сообщить, когда и на каких условиях Вы можете поставить нам 200 комбайнов марки В-45.

3. С сожалением сообщаем, что кадровая ситуация в нашем университете не позволяет положительно откликнуться на Ваше предложение о работе у нас.

4. В ответ на Ваш запрос сообщаем, что ООО «Кольмекс» осуществляет поставки в Россию концентрата циркониевого порошкообразного (КЦП) производства Вольногорского ГГМК. Поставки осуществляются в г. Ростове н/Д. партиями по 10–15 т. автомобильным транспортом.

5. Подтверждаем получение Ваших предложений, изложенных в письме № 01-05.326 от 15.03.2004.

6. Напоминаем Вам, что в соответствии с договором 24-16 от 16.03.2011 Вы должны завершить разработку проекта до 16.11.2011. Просим Вас сообщить о состоянии работы.

7. Высылаем запрошенные Вами сертификаты качества поставленных ранее кондиционеров. Получение просим подтвердить.

Упражнение 14. Определите коммуникативные функции данных языковых моделей. Закончите фразы деловых писем.

1. На основании договора о намерениях…

2. В ответ на Вашу просьбу…

3. Считаем необходимым еще раз напомнить Вам…

4. Ставим Вас в известность о…

5. Ваше предложение отклонено…

6. Мы можем предложить Вам…

7. Мы будем весьма признательны Вам за участие в…

8. Убедительно просим Вас…

Упражнение 15. Составьте информационное письмо о том, что 00.00.2011 г. в 15.00 в кабинете 202 управления кадров (ул. Кирова, 84-а, 2-й этаж) состоится очередной Совет полномочных представителей молодежи ОАО «ММК». Попросите обеспечить явку полномочного представителя молодежи от Вашего подразделения. Напишите повестку дня.

Упражнение 16.Составьте письмо-извещение Новосибирского ЗАО «Экосан» Кемеровскому ЗАО «Партнер» о причинах задержки поставок машин и оборудования.

Упражнение 17.Напишите письма-подтверждения: 1) о получении факса; 2) о действительности итогов предварительных переговоров о поставке цемента.

Упражнение 18.Составьте письмо-напоминание о том, что в связи с увеличением производственной мощности арендного предприятия «Электрон» имеется возможность дополнительно изготовить и поставить кирпича на сумму до … рублей сверх ранее утвержденной поставки продукции. Попросите в 10-дневный срок подтвердить согласие.

Упражнение 19.Проанализируйте образец заявления и его реквизиты. Напишите заявления: а) с просьбой перевести вас на другой факультет; б) с просьбой разрешить вам академический отпуск; в) с просьбой принять вас на работу. Обоснуйте вашу просьбу, используя нужные союзы или предлоги: для, в связи, из-за, в целях, с целью, по причине, вследствие того что, ввиду того что.

Декану … факультета МаГУ (Ф.И.О.) студента 1 курса, группы… Ф.И.О.

заявление.

Прошу освободить меня от занятий с 1 по 10 апреля 0000 г. для поездки домой по семейным обстоятельствам.

Прилагаю письмо с сообщением о болезни моего отца.

25.03.0000 Зотов И.Д.

Упражнение 20.Прочитайте. Найдите нарушения административного речевого этикета и другие ошибки.

Директору ЗАО «Икар» г-ну Малышеву Т.М. инженера Васильева О.Л.

Заявление

Не откажите мне в любезности и представьте, если это Вас не затруднит, отпуск с 15.06.0000 по 15.07.0000.

12.05.0000 Васильев О.Л.

Упражнение 21.Напишите автобиографию как служебный документ. Какие языковые средства вы будете использовать для ее написания?

Упражнение 22.Познакомьтесь с текстом доверенности, внесите необходимую правку. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов доверенность на получение денежного перевода.

Доверенность

Я, Смирнов Игорь Александрович (паспорт V-АИ № 546034, выдан Кировским ОВД г. Свердловска 10 ноября 1977 г.), доверяю получить мою зарплату за декабрь месяц моей жене Смирновой Нине Сергеевне (паспорт Х-АИ № 809764, выдан 3 о/м г. Москвы 30 июля 1980 г.).

20 декабря 0000 г. Смирнов И.А.

Упражнение 23.Прочитайте документ. Какие из необходимых реквизитов пропущены автором? Проанализируйте текст с точки зрения его соответствия нормам литературного языка, при необходимости отредактируйте. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов расписку в получении книг в кабинете информатики.

Расписка

Мною получено для проведения практических занятий
у зав. лабораторией 5 (пять) микроскопов. Обязуюсь вернуть через неделю.
Лаборант Ф. Иванов

Упражнение 24.Ознакомьтесь с правилами составления резюме и образцом типового резюме, составьте свой вариант резюме.

Дидактическая единица 4. Культура речи

Орфоэпические нормы

Упражнение 25.Выпишите из группы слов иностранного происхождения те, которые произносятся с твёрдым согласным перед [Э]: детектив; сверьтесь с орфоэпическим словарём. В каких случаях допускается вариантное произношение?

Академия, атеизм, адекватный, анестезия, артерия, берет, бактерия, бандероль, безе, бутерброд, брюнет, генезис, генетика, гротеск, дебют, деликатес, дельта, декан, депрессия, детектив, диспансер, интервью, кашне, компресс, компьютер, коммюнике, контекст, корректный, кофе, кредо, модель, неологизм, одеколон, Одесса, орхидея, патент, пациент пресса, претензия, проект, пионер, протест, рельс, резюме, свитер, сессия, синтез, стенд, тезис, тенденция, тенор, тент, темп, терапевт, термин, термос, гире, террор, трек, тест, фанера, форель, шинель, штепсель, штемпель, шоссе, экстерн, экспресс, эссенция, энергия.

Объясните значение слов «коммюнике», «контекст», «корректный», «неологизм», «патент», «тенденция».

Упражнение 26. Объедините слова с твёрдым согласным перед [Э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произношения согласного.

Антенна, анестезия, бактерия, бандероль, бассейн, бизнес, велотрек, вундеркинд, гейзер, гипотеза, гротеск, дебют, дегустация, декан, депо, детектив, депрессия, идентичный, интеллект, кларнет, модель, партер, протез, протекция, рейд, сервис, стратегия, тезис, темп, терапевт, термос, террор, форель, шедевр, шинель, штепсель, экземпляр, экспресс.

Упражнение 27.Данные ниже языковые единицы сгруппируйте следующим образом: а) слова с Е: опека; б) слова с Ё: свёкла. Сверьте с орфоэпическим словарем.

Атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, быте, гладкошерстный, гравер, гренадер, желчь, законнорожденный, затекший, маневр, мертвенный, многоженец, неподалеку, не ровен час, никчемный, одноименный, одновременный, озлобленный, опека, острие, отыменный, поблекший, повторен, повторенный, приведен, приведенный, решетчатый, сорокаведерный, шерстка, шофер, шелка.

Упражнение 28. В каких словах произносится [ЧН], в каких [ШН]? Где допускается вариантное произношение?

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, сливочный, яичница, Ильинична, скворечник, подсвечник, будничный, непорядочный, к шапочному разбору, двоечник, отличник, булавочный, коричневый, перечница, полуночник, пряничный, сказочный, стрелочник, яблочный.

Наши рекомендации