Д.С.Лихачев о русской культуре

Ни одна страна в мире не окружена такими противоречивыми мифами о ее истории, как Россия, и ни один народ в мире так по-разному не оценивается, как русский. Можно отметить поляризованность русского характера, в котором странным образом совмещаются совершенно противоположные черты: доброта с жестокостью, душевная тонкость с грубостью, крайнее свободолюбие с деспотизмом, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с национальной гордыней и шовинизмом. Так же в русской истории играли огромную роль различие «теории», идеология, тенденциозное освещение настоящего и прошлого. В мире не было еще мифа о народе и его истории такого устойчивого, как тот, что был создан Петром Великим. Раз необходимо было большее сближение с Европой, значит, надо было утверждать, что Россия была совершенно отгорожена от Европы. Раз надо было быстрее двигаться вперед, значит, необходимо было создать миф о России косной, малоподвижной, раз нужна была новая культура, значит, старая никуда не годилась. Как это часто случалось в русской жизни, для движения вперед требовался основательный удар по всему старому. Один из наиболее «необходимых» нашему государству мифов – это миф о культурной отсталости России до революции. Так же, существует твердая уверенность и на Западе и на Востоке в том, что в России не было опыта парламентизма. Сейчас на Западе принято относить Россию и ее культуру к Востоку, но Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы обоих типов. Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, мы можем говорить об исторической миссии России, которая определяется тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным. И это нам необходимо осознать, ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотребления государственной власти. Не случайно расцвет русской культуры в 18 и 19 в.в. совершился на многонациональной почве в Москве и, главным образом, в Петербурге. То, что страна, создавшая одну из самых гуманных универсальных культур, имеющая все предпосылки для объединения многих народов Европы и Азии, явилась в то же время одной из самых жестоких национальных угнетательниц, и прежде всего своего собственного народа – составляет один из самых трагических парадоксов в истории, в значительной мере оказавшийся результатом извечного противостояния народа и государства, поляризованности русского характера с его одновременным стремлением к свободе и власти. Но поляризованность русского характера не означает поляризованности русской культуры. Добро и зло в русском характере вовсе не уравнены. Добро всегда во много раз ценнее и весомее зла. И культура строится на добре, а не на зле, выражает доброе начало в народе. Нельзя путать культуру и государство, культуру и цивилизацию. Самая характерная черта русской культуры – ее вселенскость, универсализм.В поисках национального своеобразия культуры мы должны, прежде всего искать ответа у литературы и письменности. Русский человек не живет настоящим, только прошлым и будущим – это самая важная национальная черта, далеко выходящая за пределы только литературы. Рядом с культом прошлого с самого начала в р. Литературе находилась ее устремленность к будущему. Это была мечта о лучшем будущем, осуждение настоящего, поиски идеального построения общества. Настоящее всегда воспринималось в России как находящееся в состоянии кризиса. И это типично для русской истории. Русская литература как бы сжимает настоящ между прошлым и будущим. Неудовлетворенность настоящим составляет одну из основных черт русской литературы, которая сближает ее с народной мыслью: типичными для русского народа религиозными исканиями, поисками счастливого царства, где нет притеснения начальников и помещиков, а за пределами литературы – склонность к бродяжничеству, и тоже в различных поисках и устремлениях. Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. На основе нравственных сил русская культура, выразителем которой является русская литература, объединяет культуры различных народов. Итак, место русской культуры определяется ее многообразнейшими связями с культурами многих и многих других народов Запада и Востока. Значение русской культуры определялось ее нравственной позицией в национальном вопросе, в ее мировоззренческих исканиях, в ее неудовлетворенности настоящим, в жгучих муках совести и поисках счастливого будущего, пусть иногда ложных, лицемерных, оправдывающих любые средства, но все же не терпящих самоуспокоенности. Русская культура иная по типу, чем культура Запада. Единственное, в чем она отсавала до 19-го века – это в науке и философии. В западном смысле этих слов. Сейчас, кроме стремления сохранить материальные остатки старой культуры надо развивать университетское образование.

Наши рекомендации