Основные этапы развития социологической науки

Основные этапы развития социологической науки

Социология-это наука, изучающая общество и социальные отношения.

Основатель: огюст конт «позитивная философия», он ввёл этот термин в 1832 году, Франция.

Как область научного знания соц-я возникла в середине 19 в.

Причины возникновения:

1 возникновение новых общественных явлении,меняется характер труда (наёмный труд)

2.появились новые политические обьединения, которые необходимо было исследовать

3 создаются профессиональные союзы

Этапы возникновения:

1 этап(20-70-е г.г.19 в.)ранняя теоретическая классика связана с учеными о.конт (ввел понятие, выделил объект соц-ии),г.спенсер,к.маркс «протосоциология» ей занимались дарвинисты

2 этап(80-е г.г.19 в. До 1-ой мировой войны)становление и начало институализаций (дюркгейм,вебер –ранний этап теоретико –методологической классики) создание соц.институтов

Дюркгейм создал первый соц.журнал,ввел методы социологий и предмет. М.Вебер основатель социология религий «протестантская этика и дух капитализма»

3 этап(от 1 мировой войны до 70-х г.г. 20 в.)зрелая теоретико-методологичская классика-в трудах п.сорокина ,парсонса (соц-ия как система),мертона(социология поведения) и др.

4 этап(период с 80-х г.г. 20 в. До настоящего времени)можно охарактеризовать постклассический ,современный: Блумер,Кон(соц.отклонений),Ядов (соц.исследования).

Специфика социлогического видения

Социология – это наука, изучающая общество и социальные отношения.

Основатель: огюст конт «позитивная философия», он ввёл этот термин в 1832 году, Франция.

Как область научного знания соц-я возникла в середине 19 в.

Обьект науки:фрагмент обьективной реальности (т.е.общество здесь и сейчас).

Общество-это установившееся в процессе исторического развития ,относительно устойчивая (т .к на развитие общества оказывают влияние эпидемий,стихийные бедствия и т.д.) система соц.связей и отношений ,больших и малых групп людей,поддерживаемая обычаями .традициями законами ,соц,институтами,определяемая особенностями произв-ва матер-х и дух-х благ(осипов г.в.).

Предмет науки – угол зрения на обьект (т.е. как люди существуют друг с другом-соц.взаимодействие); соц.деятельность человека ,соц.процессы ,общности и общества как целостные системы ,их фун-ий и структуры.

Метод-осн.способ сбора ,обработки и анализа данных(в.а.ядов).

Современная социология располагает богатым арсеналом методик:

1.теор-х и эмпирич-х исследований

2.организаций и проведение эмпирических исследований (опросы и т.д.)

3.основанные на количественных и качественных методах

4. «жесткие» и «мягкие»(формальные и неформальные)

5.традиционные и инновационные

О.Конт ставит на первое место социологию из всех наук, она устанавливает законы общественного развития, а П.Сорокин считает, что социология объединяет все науки.

О.Конт основатель позитивизма, основные труды: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики». Он делит социологию на: 1. Социальная статика – изучает условия стабильного существования общества, основные общественные институты – семью, религию, государство. 2. Социальная динамика – изучает законы развития общества – законы прогресса, смены эволюционных стадий.

Социальный институт

Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, которые удовлетворяют основные потребности общества.

Основные виды социальных институтов:

1) экономические, занятые производством и распределением материальных благ, организацией труда, денежным оборотом и т.д.;

2) политические, связанные с исполнением власти;

3) социальные, организующие добровольные объединения, жизнь коллективов, регулирующие повседневное социальное поведение людей по отношению друг к другу;

4) культурные и воспитательные, обеспечивающие преемственность культуры общества и передачу её последующим поколениям;

5) религиозные, организующие отношения людей к религии.

Уровень развития институтов показывает на каком уровне развития находится общество.

Институциализация – это замена спонтанного поведения на предсказуемое, направляется, моделируется, регулируется. Не все роли внутри института могут быть иституциализированы. «Маменькин сынок» - индивидуальная роль, сын – институциональная. Институциональные роли постоянны, отступление от них наказывается. Колебания индивидуальных различий внутри этих ролей ограничены.

Этапы процесса институционализации:

1. Возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организационных действий. Исчезает потребность, отмирает институт. (дворянская дуэль).

2. Формирование общих целей и обосновывающей их идеологии. У дворян целью явилась защита дворянской чести. Ценность чести выше человеческой жизни.

3. Появление норм и правил в ходе стихийного взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Практическое принятие правил и процедур. Спонтанные ссоры среди дворян постепенно превратились в высоко формализованные поединки: правила вызова на дуэль и ответа на него, поведение во время и после дуэли.

6. Установление системы санкций, дифференцированное их применение в отдельных случаях. Наказание за отказ от поединка, возможность такого отказа в результате явного неравенства в положении дуэлянтов.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. Роли дуэлянта, секунданта, медика.

Социальные статусы

Социальный статус – позиция человека (группы) в обществе связанная с определенными обязанностями и правами.

Виды статусов:

1. Приписанный – такое положение в обществе, над которым индивид (группа) не имеет контроля. Например: возрастной статус (каждому возрасту общество приписывает определенные права и обязанности), гендерная принадлежность.

2. Достигаемый – приобретается благодаря собственным усилиям. Например: студент.

3. Смешанный – несет в себе элементы приписываемого и достигаемого. Например: безработный, нобелевский лауреат.

Виды статусов формируют статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Достижение социального статуса возможно при помощи «социального лифта» (вертикальная и горизонтальная мобильность).

Социальная группа (по Сорокину) - тотальность взаимодействующих индивидов, которая организована, если существуют цели и ценности.

Группа обладает собственной иерархией. Если статус рассматривать как место в иерархии – это ранг, он определяет каким – высоким, средним, низким статусом человек обладает.

Несовпадение статусов: 1. В одной группе человек может занимать высокий статус (на работе), а в другой низкий (круг приятелей).2. Когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению другого статуса. Чиновник не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, прокурор не может быть мафиози.

Функции статуса:

1. Идентификация – отождествления себя с определенным набором норм и предписаний.

2. Стратификационная – распределяет по уровням и слоям общества, указывает индивиду его место относительно других.

3. Ориентирующая – показывает индивиду, какие есть возможности для изменения своего положения.

4. Регулятивная – обеспечивает коммуникацию и взаимодействие индивидов.

5. Инструментальная – дает возможность использовать свое положение для решения своих проблем в рамках статуса.

Социальная роль

Социальная роль - поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенный статус. Она, в отличие от социального статуса подвижна.

Человек социально отзывчив. Осознает он это или нет, но он стремиться соответствовать ожиданиям других людей. (эксперимент Ф.Зимбардо)

Ролевой набор – совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. Например: статус профессор – роль «преподаватель», «автор научных статей», наставник молодежи», «специалист в своей области». Каждая роль предполагает свою манеру общения с людьми.

Ролевая напряженность – ситуация при которой роль предъявляет человеку противоречивые требования.

Ролевой конфликт - ситуация при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Способы решения ролевого конфликта: 1) разведение ролей во времени;

2) дискриминация одной из ролей.

Человек не поглощается полностью социальными ролями. Между Я человека и ролью существует дистанция. Чем сильнее развита у индивида способность смотреть на себя со стороны, тем он социально компетентнее. З. Фрейд определил, что ролевой дистанции нет у больных людей и у детей, поскольку она формируется в процессе социализации.

Теории объясняющие ДП.

ДП- поведение, которое рассматривается как отклонение от норм группы (общества).

Биологическое объяснение: Ч. Ломброзо - люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. «Криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции.

Психологическое объяснение. Подчеркивается важность таких общих состояний как «умственный дефект», «психопатии» и др. З. Фрейд – девиация связана с психическими отклонениями

Социологическое объяснение:

1. Культурологический подход. Акцент на изучении ценностей. Результаты изучения:

а) девиация возникает, когда человек усваивает ценности, которые противоречат господствующей культуре. Существует субкультура несшего слоя, одним из проявлений которой является групповая преступность;

б) преступность усваивается через общение с людьми обладающими соответствующими ценностями;

в) пропоганда преуспевающих девиантов;

г) существует связь с информацией в СМИ содержащей насилие, и ростом девиантного поведения.

2. Конфликтология. Создание законов и подчинение им являются частью конфликта между различными группами. Основная проблема – не почему люди нарушают законы, а какова сущность самой законодательной системы. Девианты – бунтари против системы.

3. Теория аномии Э. Дюркгейма. Социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения. СД – состояние общества, когда культурные нормы, ценности и взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

4. Теория аномии Р. Мертона. а) классификация поступков в зависимости от того как люди относятся к социально одобряемыми целям и допускаемым обществам целям их достижения;

б) оценивается не поведение личности в целом, но ее поведение в отдельной сфере деятельности (экономике, политике, семье);

в) поведение соотносится с социальной структурой общества.

основные этапы развития социологической науки

Социология-это наука, изучающая общество и социальные отношения.

Основатель: огюст конт «позитивная философия», он ввёл этот термин в 1832 году, Франция.

Как область научного знания соц-я возникла в середине 19 в.

Причины возникновения:

1 возникновение новых общественных явлении,меняется характер труда (наёмный труд)

2.появились новые политические обьединения, которые необходимо было исследовать

3 создаются профессиональные союзы

Этапы возникновения:

1 этап(20-70-е г.г.19 в.)ранняя теоретическая классика связана с учеными о.конт (ввел понятие, выделил объект соц-ии),г.спенсер,к.маркс «протосоциология» ей занимались дарвинисты

2 этап(80-е г.г.19 в. До 1-ой мировой войны)становление и начало институализаций (дюркгейм,вебер –ранний этап теоретико –методологической классики) создание соц.институтов

Дюркгейм создал первый соц.журнал,ввел методы социологий и предмет. М.Вебер основатель социология религий «протестантская этика и дух капитализма»

3 этап(от 1 мировой войны до 70-х г.г. 20 в.)зрелая теоретико-методологичская классика-в трудах п.сорокина ,парсонса (соц-ия как система),мертона(социология поведения) и др.

4 этап(период с 80-х г.г. 20 в. До настоящего времени)можно охарактеризовать постклассический ,современный: Блумер,Кон(соц.отклонений),Ядов (соц.исследования).

Наши рекомендации