Особенности социализации молодёжи в современных условиях. Государственная молодёжная политика.
1. Социология молодёжи - отрасль социологической науки, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации и воспитания молодого поколения, особенности образа жизни молодёжи, формирование её жизненных планов и ценностных ориентаций, социальную мобильность молодёжи, выполнение её различными группами своих социальных ролей, место и роль молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества.
Молодёжь - социально-демографическая группа, которая характеризуется специфическими половозрастными, социально-психологическими и физиологическими особенностями. Молодёжный возраст (16 - 30 лет) биологически универсален, но исторически и социально детерменирован объективными условиями жизни, наследственными индивидуальными признаками и сформированными характерными чертами. Поэтому для определения молодёжи исходной позицией является не этап развития онтогенеза, т.е. период юности, а конкретно-историческое общество. Антропологическое (биологическое) и психологическое содержание молодёжного возраста имеет объективную социальную природу.
Сущностные черты и особенности различных половозрастных и профессиональных групп молодёжи формируются под воздействием природной, производственной и социальной среды, духовных и материальных условий жизни. Молодёжь как наиболее восприимчивая группа общества отражает сложившиеся общественные отношения во всех областях жизни - экономике, политике и культуре. В то же время она является субъектом деятельности, может проявлять различную степень производственно-трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной и семейно-бытовой активности, социальную мобильность в зависимости от реальных условий, потребностей, интересов и ценностных ориентаций.
Молодёжь достаточно неоднородная социальная общность. Социальные позиции занимает не молодёжь в целом, а те или иные группы молодёжи, различающиеся по своему возрасту, образованию, социальному происхождению.
Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:
16 - 19 лет (юноши и девушки) - группу молодёжи, материально зависящую от родительских семей и стоящую перед выбором профессии;
20 - 24 года (молодёжь в уском смысле слова) - молодёжную группу интегрирующуюся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающую материальную и социальную самостоятельность;
25 - 29 лет (молодые взрослые) - социально-демографическую группу, заканчивающую обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшую субъектом социального воспроизводства.
В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодёжи:
демографические (пол, возраст, семейное положение);
национально-этнические;
целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; все молодые люди, работающие в данной организации);
по уровню знаний (закончившие только среднюю школу, имеющие среднее специальное образование, получившие диплом вуза);
по месту жительства (городская и сельская молодёжь);
по степени общественно-политической активности (например, молодые люди, являющиеся членами каких-либо политических партий или общественных организаций);
по роду любительских занятий (например, молодые люди, занимающиеся спортом, поклонники различных музыкальных стилей, занимающиеся художественным творчеством);
по профессиональной принадлежности.
Применение этих и других типологических критериев позволяет построить многомерное личное пространство молодёжи.
Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование п профессиональная деятельность, политические взгляды и т.п.
Специфические проблемы молодёжи, как социально-демографической группы, определяются тем местом в социальной структуре, которое она занимает в системе воспроизводства и развития общества. Функционирование и развитие молодёжи как большой общественной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни.
Важнейшую роль молодёжи в воспроизводственном процессе определяет способность воспроизводить сложившуюся на момент его становления структуру общественных отношений. Молодёжь может восполнить уходящие поколения в социально-профессиональной структуре общества только унаследовав социальный опыт и традиции, накопленные предшествующими поколениями. Только так может осуществляться воспроизводство социальной структуры любого общества. Вместе с тем каждое новое поколение, наследуя социальный опыт, пополняет его новациями.
Место молодёжи в воспроизводственном процессе детерминирует её основные социальные функции - воспроизводственную, инновационную, трансляционную. Тем самым развитие молодёжи выступает существенным фактором стабильного воспроизводства социальных структур, процессов и отношений в рамках целого общества.
Однако в разных обществах социальное развитие молодёжи, или процесс воспроизводства социальных структур, протекает по-разному. В социально-стабильных обществах процесс интеграции молодёжи в социально-профессиональную структуру достаточно прогнозируем. В кризисных обществах накопление нового опыта всегда сопряжено с конфликтом, с отрицанием устаревшего и процесс вхождения нового поколения в сложившуюся социальную структуру затруднён. Таким образом, в условиях социальной нестабильности воспроизводственная функция усложняется, порождая множество молодёжных проблем.
2. Основными направлениями исследования социологии молодёжи является изучение места и роли молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества.
Молодёжь может рассматриваться, с одной стороны, как объект, а с другой, как субъект политики. Как объект политики, молодёжь испытывает на себе влияние политической системы конкретного общества, различные политические партии и организации стремятся всевозможными средствами привлечь молодых людей на свою сторону, использовать её в борьбе за власть и т.п. Как субъект политики, молодёжь в политической жизни общества выступает со своими интересами, стремиться реализовать свои цели, ей свойственна своя система политических ценностей.
Активное вхождение молодёжи в политическую жизнь общества предполагает овладение определёнными политическими ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности. Сегодняшняя молодёжь не представляет собой единой политической силы, её электорат раздроблен не только по возрастным, но и по социальным группам, существенно отличающимся по своим интересам. Решающее влияние на политические ориентации молодёжи оказывают средства массовой информации, особенно телевидение. Однако, не имея политического опыта, молодые люди часто становятся жертвами манипулирования их сознанием. Всё это ведёт, с одной стороны, к политической пассивности многих молодых людей, а с другой стороны, к проявлениям радикализма и даже экстремизма в молодёжной среде.
Перемены последних лет открыли возможности для развития плюрализма молодёжной самоорганизации, в том числе и политической. В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано и действует около 50 молодёжных и детских общественных объединений, организаций, фондов по различным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские, занятости молодёжи, студенческие и др.) Наиболее массовой и влиятельной политической молодёжной организацией в республике является Белорусский республиканский союз молодёжи, зозданный в сентябре 2002 г. в результате объединения Белорусского патриотического союза молодёжи и Белорусского союза молодёжи.
Место и роль молодёжи в экономической системе общества определяются как общим состоянием экономики данной страны, так и возможностями самой молодёжи: её образовательным уровнем, профессиональными навыками, желанием участвоватьв в хозяйственно-экономической деятельности. Переходный период принёс молодёжи целый ряд новых трудностей. Сокращается производство, растёт безработица, резко снижаются возможности гарантированной социальной защиты.
В условиях рыночной экономики молодёжь испытывает значительную дискриминацию в сфере занятости. Молодым людям сложнее устроиться на работу (получить первое рабочее место), найти работу с достаточным заработком и уровнем престижности, они увольняются в первую очередь и т.д.
Причём такое положение молодёжи оправдывается общественным мнением. Для этого используются следующие аргументы:
молодые люди менее нуждаются в работе, чем другие возрастные группы;
молодёжь определенное время может существовать на иждивенческих условиях, что неприемлемо для других возрастных групп;
по своей природе молодёжь более активна и мобильна, поэтому более способна к "самозанятости";
у молодёжи слишком много претензий, поэтому её незанятость носит скорее добровольный характер;
в условиях дефицита рабочих мест в социальном и экономическом плане выгоднее, чтобы человек позже начинал свою трудовую карьеру, но затем уже не прерывал её.
Наибольшие проблемы с занятостью испытывают такие социальные группы молодёжи как:
выпускники школ, не имеющие профессиональной подготовки (так, молодые люди от 16 до 29 лет составляют 54 % зарегистрированнных в Республике Беларусь безработных, причём среди них с высшим образованием только 7 %, а основная масса с незаконченным средним);
лица, не закончившие обучение в высшей школе;
окончившие обучение по специальности, на которую нет спроса;
некоторое время работавшие, но потерявшие работу из-за низкой квалификации;
молодые люди, потерявшие работу в результате сокращения штатов (молодых как правило увольняют в первую очередь).
Обучение в вузе не может считаться гарантией от безработицы в будущем. Социологи считают, что поступление в вуз очень часто становится лишь "отсрочкой" от безработицы. Одним из главных путей решения проблемы молодёжной занятости является юридическая защита прав молодых людей. В этом смысле в Республике Беларусь имеется наиболее развитая законодательная база по сравнению с другими странами СНГ (гарантия первого рабочего места, распределение после окончания учебы, льготы молодым специалистам и т.д.). Но все эти мероприятия не решают многих проблем молодёжной занятости, а иногда и создают новые. Прежде всего, государственные гарантии не позволяют молодым людям получить с их точки зрения желаемую работу с желаемым доходом и в желаемом статусе.
В любом обществе всегда существует молодёжная субкультура, отличная от доминирующей культуры. Под молодёжной субкультурой понимается культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Для отечественной молодёжной субкультуры характерно смещение акцентов с производственно-экономической и образовательной деятельности на реализацию досуговых потребностей. Досуг воспринимается молодёжью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. На уровне досуговой самореализации молодёжную субкультуру отличают следующие черты, распространённые в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности:
преимущественно развлекательная направленность;
"вестернизация" (американизация) культурных потребностей и интересов;
приоритет потребительских ориентаций над креативными (творческими);
слабая индивидуализированность и избирательность культуры (преобладают достаточно жёсткие груповые стереотипы);
внеинституциональная культурная самореализация (осуществляется вне учреждений культуры);
слабая этнокультурная самоидентификация (преобладание вненациональных норм и ценностей, народная культура воспринимается как анахронизм).
Социологические исследования показывают, что в системе досуговой деятельности молодёжи превалируют формы, которые не требуют материальных затрат и направлены не на творческое и духовное развитие, а на поддержание жизненного тонуса и ведение домашнего хозяйства.
Во многом отмеченные характеристики молодёжной субкультуры связаны с преходным этапом в развитии общества. Однако негативные тенденции могут быть преодолены только при своевременном и активном вмешательстве государства.
Основным средством решения молодёжных проблем является разработка и осуществление продуманной, целостной политики, направленной на создание условий, которые позволили бы молодёжи как можно раньше обретать самостоятельность, максимально раскрывать свои возможности и реализовать свои жизненные цели, быть лучше подготовленной к тому, чтобы своевременно принимать на себя экономическую, политическую и моральную ответственность за судьбу своего государства.
3. Молодёжи свойственен сложный и противоречивый процесс социализации. Характерными особенностями нынешнего поколения молодых людей является ускоренная их акселерация, раннее физическое, половое развитие и замедленное социальное развитие, неполнота социального статуса, профессионально-квалификационного становления.
Основная проблема современной социализации молодёжи - ножницы между объективными (материальными, биологическими, социальными и психологическими) предпосылками раннего формирования молодых людей как личностей и объективными процессами замедления (отодвинутостью в более старший возраст) практического включения преобладающей части молодых людей в трудовую жизнь и тем самым обретения реальных социальных ролей. Таким образом, для молодёжи характерна незавершённость её становления как субъекта социальной системы.
В результате смены поколений происходит не только процесс простого воспроизводства социальной структуры, но и обновление всей системы общественных отношений. В переходном обществе накопление нового опыта всегда сопряжено с конфликтами, с отрицанием устаревшего, отжившего. Молодёжь здесь играет важную роль. Основное противоречие в сфере социализации молодёжи - это противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к социализации подрастающего поколения, и недостаточно используемыми социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными средствами воздействия на человека.
В переходном обществе социализация молодого поколения приобрела следующие особенности:
Изменился характер воспроизводства молодёжью родительского поколения. Молодые люди оказались в условиях, когда для успешной адаптации к современной социальной среде необходимо не сколько усвоение, сколько отрицание опыта старших.
Изменились механизмы социализации. Снизилось влияние традиционных агентов социализации - семьи, школы, государства и расширяются контакты молодёжи с новыми социальными посредниками - средствами массовой информации и коммуникации, новыми политическими партиями и общественными организациями, различными религиозными течениями.
Ухудшилось по многим позициям социальное положение молодого поколения: снизился жизненный уровень и материальные возможности большинства семей, рыночные отношения в экономике привели к появлению безработицы и её росту особенно среди молодёжи и т.д.
Отсутствие у общества чётких ориентиров своего развития особо негативно сказалось на молодёжи, так как в отличие от старших поколений у неё ещё нет социального опыта, чтобы объективно оценить происходящие в обществе процессы и наметить свои цели в жизни.
Кардинальные изменения в постсоветском обществе особенно сильно сказались на трансформации ценностных ориентаций современной молодёжи. Уже в начале 90-х гг. социологические исследования отмечали коренную переориентацию молодёжи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Социологические исследования, проводившиеся в Республике Беларусь в 1999 г., показывают, что приоритетные места в системе ценностных ориентаций молодых людей занимают дружба, любовь, жизнь, её безопасность, получение профессионального образования, карьера, высокий социальный статус, материальное благополучие, деньги. Ценны также полезные связи, выгодные знакомства, развлечения, получение удовольствий. Наименее ценными оказались труд, птриотизм и национальное достоинство. Таким образом, ценностные ориентации современной молодёжи прагматичны, приземлены, обладают повышенными материальными притязаниями.
Молодёжь, с одной стороны, в решающей степени способствует активизации переходных процессов, а с другой - сам этот процесс связан со значительными социальными потрясениями, всеобщим кризисом, что существенным образом сказывается на социализации молодого поколения. В переходном обществе молодёжь оказалась в пародоксальной ситуации: возрастная группа, которая, казалось бы, должна больше других выиграть от перемен, очень часто становится их жертвой.
Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов приводят к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям в поведении молодёжи. Социальные проблемы молодёжи - занятость, доступ к получению образования, жилищная проблема, досуг, зависимость от родителей и другие, отягощаются сложностью самореализации, поиска своего места при вступлении во взрослую жизнь. Как следствие - рост в молодёжной среде преступности, алкоголизма, наркомании, числа разводов и др.
Таким образом, молодёжный фактор во многом определяет направленность идущих в обществе процессов, возможность социальной стабилизации и экономического роста. Поэтому политика государства по отношению к детям, подросткам и молодёжи должна строится так, чтобы обеспечить наиболее эффективное воспитание, полноценное образование, успешную социализацию.
Государственная молодёжная политика - это особое направление в деятельности государства, целью которого является создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив.
Анализ государственной молодёжной политики в Республике Беларусь даёт возможность выявить некоторые характерные тенденции:
Реформирование системы образования и переподготовки молодёжи, направленное на формирование нового стиля мышления, основ экономического поведения для успешного выполнения новых социальных ролей в условиях рыночной экономики.
Создание необходимых материальных и экономических условий для сохранения преемственности в работе основных государственных и негосударственных структур, обеспечивающих жизнедеятельность общества, с учётом дальнейшего развития научно-технического прогресса, внедрения новой техники, изменения условий и содержания труда.
Использование соответствующих экономических и моральных стимулов с целью создания мотивационных основ для переключения миграционных потоков молодёжи в социально-значимые отрасли и регионы республики.
Создание необходимых правовых и финансовых возможностей для самостоятельного решения молодёжью своих проблем, развития инициативы и предприимчивости: открытия своего дела, строительства жилья и т.д.
Расширение возможностей для обмена опытом и знаниями с молодыми людьми из ближнего и дальнего зарубежья: упрощение въезда и выезда граждан, заграничные стажировки, учёба в других странах и т.п.
Создание системы стимулирования, материального и морального поощрения талантливой и творческой молодёжи, развития национального искусства и культуры.
Пути решения молодёжных проблем лежат в совершенствовании всей системы государственной молодёжной политики как на уровне принципов, так и на уровне конкретной деятельности органов государственной власти. Успешная реализация молодёжной политики находится в прямой зависимости от координации деятельности различных ведомств, учреждений, правительственных структур и общественных организаций на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодёжи.
Таким образом, изучая проблемы формирования молодёжи как группы населения, играющей наиболее активную роль в дальнейшем развитии общества, генерируя новые научные идеи, позволяющие понять и объяснить неоднозначные процессы, протекающие сегодня в молодёжной среде., социологическая наука вносит свой вклад в разработку государственной молодёжной политики.
Социология образования
Социология образования — отрасль социологии, изучающая систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности
Социология образования возникла в начале XX в. У истоков ее стоят М. Вебер, Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, Т. Парсонс. Они заложили методологические основы названной отраслевой социологии. Исходными здесь можно выделить концепции социальной стратификации, разделения труда, социализации личности. Следует отметить и методологическую роль марксовой теории двух видов производства (производства материальных благ и производства самого человека).
Образование связано со всеми сферами общественной жизни:
Экономикаопределяет материальную базу сферы образования, обусловливает его содержание в плане структуры дисциплин, спектра специальностей и профессий.
Политическая сфера также оказывает самое непосредственное воздействие на систему образования. В зависимости от того, демократический режим в обществе или тоталитарный, открытое общество или закрытое, формируется и соответствующая система образования как в плане ее структуры, так и содержания.
Социокультурная среда также влияет на всю систему образования. Здесь речь идет о религиозных и нравственных ценностях общества и семьи, традициях, принадлежности к тому или иному социальному слою и группе и т. д. Иными словами, каково общество, такова и система образования.
В то же время образование — автономная система, имеющая относительную самостоятельность, и она способна оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно и состояние экономики общества.
Система взаимосвязи Человек — Общество находит отражение в разработанной Робертом Хэнви концепции глобального образования, включающей пять основных принципов:
Первый принцип предполагает воспитание широты видения мира, признание равноценными и равноправными любые точки зрения на мир, любые «образы мира».
Второй принцип ставит целью воспитание внимания к глобальным проблемам. Каждый должен понимать, что в силу существующей взаимосвязи людей состояние дел на нашей планете оказывает влияние на жизнь каждого, и напротив, от каждого зависит общее положение в социуме.
Третий принцип предполагает воспитание уважения к чужой культуре, умение вести диалог на равных, понимание роли взаимообогащения культур, ценности культуры в ее многообразии.
Четвертым принципом является формирование системного мышления, понимания природы различных систем, в том числе политических.
Наконец, пятый принцип предполагает выработку умения видеть личностный смысл в любой деятельности, вырабатывать ее стратегию и тактику.
Структура образования.
В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев:
· систему дошкольного воспитания,
· общеобразовательную школу,
· профессионально-техническое образование,
· среднее специальное образование,
· высшее образование,
· послевузовское образование,
· систему повышения квалификации и переподготовки кадров,
· образование по интересам.
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования. Рядом с традиционной массовой школой появились лицеи, гимназии, колледжи, школы и классы с углубленным изучением предметов, профильные классы (например, педагогические классы) и т. д. Параллельно с системой бесплатного образования существует образование за плату во всех звеньях, начиная от детских садов и до университетов. Меняется система отношений между институтом образования и церковью.
Фуекции образования:
Социальные
Гуманистическая - система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.
Профессионально-экономическая - через систему образования ведется подготовка квалифицированных кадров рабочих и специалистов. Человек является не только самоцелью, но и условием развития общества, выступая в качестве главной производительной силы. И чем более высокого уровня достигает общество, тем большие требования предъявляет оно к качеству трудовых ресурсов, к работнику.
Дифферинцирующая - Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Кроме того, оно является каналом социальных перемещений и социальной мобильности.
Политическая - формирует гражданина.