Тенденции развития современной семьи

Современные тенденции в развитии семьи характеризуются рядом особенностей. Назовем сначала положительные. В развитых странах брак, лежащий в основе семьи, становится равноправным и добровольным. Экон. мотивы и давление "третьих лиц" минимальны. Соц. иссл-я, проведенные в нашей стране, показывают, что около 40% женатых мужчин и около 50% замужних женщин заключили свой союз по любви, у остальных доминируют другие мотивы. В семье создаются возможности для професс. и духовного роста ее членов, преодолевается отчуждение супружества от брака. Однако эти и некоторые другие положительные тенденции не могут снизить остроту кризиса соврем. семьи.

Отриц. тенденции в развитии совр. семьи преобладают. Характ-й чертой семьи является ее нестабильность: от 30 до 50% заключенных браков распадаются. Наблюдается тенденция ослабления родственных связей.

Причины кризиса семьи многогранны. Жены становятся менее зависимыми от мужей в экономическом смысле. Увеличение мобильности, особенно миграции, также подрывает прочность семейных связей. Изменяются функции семьи. На это влияют не только социальные, экономические, культурные, религиозные и этнические традиции, но и новая техническая и экологическая ситуация.

Массовый характер приняло сожительство мужчины и женщины без оформления брака. Не происходит даже простого воспроизводства населения. Уменьшение количества детей в семье имеет неоднозначные последствия для социализации ребенка. К положительным последствиям западные исследователи относят большие возможности непосредственных контактов ребенка с родителями, тем самым ускоряется его интеллектуальное развитие, обогащается речь и т. п. Отрицательные же последствия состоят в отсутствии коммуникативных навыков, что затрудняет вступление молодых в мир взрослых. Развивающийся процесс нуклеризации семей ведет к ослаблению связей между поколениями. Снижает преемственность поколений.

Трансформация семьи во многом связана с постоянно увеличивающимся притоком женщин на рынок труда. Комплексная механизация и автоматизация производства, внедрение роботов и микропроцессоров позволили сократить область применения тяжелого физического труда. Экономическая активность женщин в значительной мере объясняется нехваткой средств для поддержания должного уровня жизни семьи. Это касается не только беднейших слоев населения, но и многих семей, принадлежащих к “среднему классу”.

Другой причиной роста экономической активности женщин является рост общественного сознания женщин, их стремление к независимости и реальному равенству с мужчинами во всех сферах общественной жизни.

Соц.общности (понятие и классиф-я)

Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

Ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:

-сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);

-общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);

-наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);

-формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;

-укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;

-социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

Виды социальных общностей

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.

По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.

Массовые социальные общности

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

-представляют собой структурно-нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них;

-для таких общностей характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее, и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

-им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые и иные границы;

-вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

К массовым социальным общностям относятся:

-этнические общности (расы, нации, народности, племена);

-социально-территориальные общности — это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,

-социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (различая в образе жизни наиболее наглядны).

Среди массовых общностей социологи разделяют толпу и массу.

Толпа — совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Характеристика толпы дана в работах Н. Михайловского “Психология толпы”, “Герои и толпа”.

Масса отличается от толпы опосредованным контактом.

Различают четыре основных типа толпы:

-случайную;

-конвенциальную;

-экспрессивную;

-активную

Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.

Активная толпа - любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.

Соц.группы: признаки и виды

Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:

-устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;

-относительно высокой степенью сплоченности;

-отчетливо выраженной однородностью состава, т. е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

-вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

Фазы развития социальной группы:

-диффузная группа (нет совместной деятельности, объединяющих ценностей, интересов, целей);

-группа — ассоциация (начинает осознавать общность ценностей, интересов для реализации, которых необходимо объединение в совместной деятельности);

-группа — кооперация (имеет место совместная цель, направленная на ее достижение социальная организация);

-группа — коллектив (объединение в совместной жизнедеятельности, а не только в труде).

Функции соц.группы:

1. Место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам.

2. Инструментальная — определяет место и формы работы.

3. Социальная — ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.

Современное общество демонстрирует великое множество социальных групп, которое обусловлено многообразием признаков, задач, для решения которых образовались эти группы.

Среди социальных групп можно выделить целевые группы, т. е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, достижения цели. Цели могут быть хозяйственными (предприятие, бригада), научно-исследовательскими (научно-исследовательский институт, лаборатория), политическими (партия, общественно-политические движения), просветительскими и т. д. Преднамеренность создания этих групп обусловливает, как правило, более высокий уровень организованности и превращает их в социальную организацию, имеющую свои особенности, выделяющие ее из широкого круга социальных общностей.

Наши рекомендации