Понятие «культуры», «профессиональной культуры» сотрудников ОВД

Введение

Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. И для того, чтобы определить, какими эстетическими качествами, обусловливающими эффективность профессиональной деятельности должен обладать сотрудник органов внутренних дел, необходимо подвергнуть психологическому анализу саму эту деятельность, выявить ее специфические особенности, раскрыть ее структуру. Выяснение закономерностей профессиональной деятельности позволяет не только изучить ее, но и разработать систему организационных мероприятий, направленных на ее совершенствование.
Деятельность сотрудника органов внутренних дел характеризуется следующими специфическими особенностями:

- во-первых, это правовая регламентация деятельности сотрудников органов внутренних дел — одна из наиболее специфических особенностей профессиональной деятельности в органах внутренних дел. Деятельность сотрудников строго регламентирована правовыми нормами.

- другой психологической особенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел является наличие властных полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено право в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать ее. Многосторонность коммуникативности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение.

К специфическим особенностям профессиональной деятельности сотрудника необходимо отнести дефицит времени и наличие перегрузок в его работе. Оперативность и быстрота входят в число основных принципов раскрытия и расследования преступлений. Чем больше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной деятельности скрыться от следствия. На его стороне всегда выигрыш во времени. Ну и конечно профессиональную деятельность сотрудника отличает ярко выраженный познавательный характер, что требует не только многообразного решения мыслительных задач различного плана и трудности, но и организации практического их осуществления. Познавательная деятельность. Без осуществления познавательной деятельности невозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не может реализоваться ни деятельность в целом, ни один из указанных выше ее компонентов.
Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени.

Установить четкий критерий выбора человеком своего, чаще всего пожизненного, занятия трудно и сложно, ибо в этом деле слишком много личного, субъективного и даже подсознательного.

В связи с этим необходимо рассмотреть в работе, что такое профессиональная культура, почему она является значительной ценностью, составляет основу жизни человека, служит показателем полнокровного участия индивида в развитии им человеческой культуры. Общеизвестно, что культурным считается человек, который смог в совершенстве овладеть профессией, подчинить свою жизнь какому-либо общеполезному делу и в конечном счете способствовать развитию общественного процесса.

Анализируя понятие профессиональной культуры будущего специалиста, необходимо, по нашему мнению, определить, прежде всего, подходы к пониманию самой категории “культура”.

Понятие «культуры», «профессиональной культуры» сотрудников ОВД

Культура в более узком смысле –сфера духовной жизни людей. В самом широком смысле своего значения культура характеризует всю жизнедеятельность человека. Любая сфера человеческой жизни может быть представлена с точки зрения ее культурной значимости и ценности. Культура включает в себя и предметные результаты деятельности людей, и реализуемые в деятельности человека знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения. Культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. Емкость и универсальность понятия “культура” позволяют рассматривать ее многоаспектно: как срез общественной жизни, характеристику уровня развития личности, систему общественно регулятивных норм, механизм трансляции опыта, феномен самодетерминации и т.д.

Профессия и культура тесно и постоянно между собой взаимодействуют и друг без друга существовать не могут. Профессия, соединяясь с общечеловеческой культурой, порождает такое социальное явление, которое называется “профессиональная культура” и охватывает собой как область трудовой деятельности человека, так и качество этой деятельности, что в конечном счете составляет самое культуру как уникальный феномен всей человеческой истории, всего человеческого бытия. Следует заметить, что истоки профессионализма, профессиональной культуры в целом необходимо искать в трудовой деятельности людей, в общественном разделении труда. Именно общественное разделение труда и возникновение профессий явились объективными стимулами становления и развития культуры как “второй природы” человека. И разделение труда, и появление многочисленных и разнообразных профессий – это феномены, демонстрирующие закономерность общецивилизационной эволюции человечества и вызванные к жизни специфически-человеческим способом отношения к окружающей действительности – деятельностью.

Профессиональная культура – это мера, качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной области его профессии, в том виде деятельности, где он чувствует себя вполне комфортно, уверенно, свободно и раскрепощенно. Ее понимают и определяют по-разному, в зависимости от дисциплинарного, т. е. свойственного данной научной отрасли, характера и интереса.

Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности. Под профессиональной культурой понимается определенный уровень способностей, знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения специальной работы. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел - это наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении. Она включает высокую степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованности и воспитанности.

Профессиональная культура сотрудников ОВД включает в себя правовую и этическую культуру, представления о социальной значимости конкретного вида труда, профессиональном идеале, путях и средствах его достижения, развитое чувство профессиональной гордости, профессиональной чести и ответственности. Главная особенность профессионально-этической культуры сотрудников ОВД заключается в ее нормативном характере, т. е. все требования к их моральному облику и правилам поведения при выполнении служебных обязанностей закреплены в различных международных нормативно-правовых аспектах и являются обязательными для соблюдения. Игнорирование профессионально-этических норм одновременно является нарушением соответствующих законодательных актов.

Профессиональная культура сотрудника ОВД выражается в том, что он имеет дело с людьми, защищает их права, законность, правопорядок, оказывает воздействие на них, опираясь на имеющиеся законы, мораль, этические нормы общества. В условиях конфликтности сотрудники ОВД все чаще выступают в роли арбитров, живой стены, отделяющей противоборствующие группы людей, социальные слои общества, участвуют в сдерживании и разрешении межнациональных конфликтов и т. д.

В этих условиях они выполняют разнообразные воспитательные, профилактические, коммуникативные, организаторские, удостоверительные и другие функции, реализация которых требует высочайшего напряжения психики, собранности, определенной филигранности в общении с участниками конфликта. Это важнейший фактор, усиливающий роль морально-психологических знаний в правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Важный фактор - нормативность общения сотрудников ОВД с гражданами. Свободный (непринужденный) диалог, например в плане специфики общения, коренным образом отличается от допроса обвиняемого или подозреваемого не только тем, что в последнем случае во главу угла поставлены свобода, а иногда и жизнь участника процесса, но и тем, что следователь в ходе допроса не может выйти за рамки закона, применять незаконные приемы. Кроме того, существует следственная этика, исходя из которой обман, запугивание, введение в заблуждение подследственного считается нарушением прав и свобод граждан. Общение в столь узком нормативном пространстве требует от его инициатора-сотрудника правоохранительных органов огромного напряжения и ответственности. Если же прибавить к этому ограниченность временных рамок общения (особенно это касается сотрудников оперативно-розыскных и следственных аппаратов), становится ясно, что психолого-педагогические и этические знания во многом могут быть отнесены к категории определяющих при характеристике и продвижении по должности сотрудников ОВД. Именно поэтому формирование у сотрудников ОВД этической культуры является первостепенной задачей.

Под этической культурой сотрудника ОВД мы понимаем профессиональную культуру человека, функционирующего в правоохранительной сфере, гармонию высокоразвитого профессионального мышления, знаний, чувств и творческой деятельности, способствующей эффективной организации общения с людьми. Она определяет характер осуществления всех основных функций сотрудником ОВД: правоохранительной, образовательной, воспитательной, развивающей. В содержании профессиональной культуры сотрудника ОВД можно выделить совокупность стержневых компонентов, таких, как культура мышления, общения, поведения и внешнего вида, духовно-нравственная культура. Так, культура мышления включает высокое развитие способности к научной обработке социальных явлений и фактов, относящихся как к личности граждан (их сознания, поведения), так и к поведенческой деятельности, личности самого сотрудника ОВД. Рефлексия сотрудника ОВД как компонент культуры мышления побуждает его к постоянному самосовершенствованию в личностном и профессиональном отношении. Интуиция как элемент культуры мышления способствует верным мгновенным решениям в сложных жизненных ситуациях. Интуиция -это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура правоохранительного труда сотрудника ОВД и его мышление обогащаются и развиваются на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование - залог успешного творческого мышления и творческой деятельности сотрудника ОВД.

Признаками профессионально-этической культуры сотрудника ОВД являются интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая правоохранительная направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность, дисциплинированность, ответственность, развитый долг, педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству, мастерство общения.

Сотрудник ОВД своей деятельностью утверждает культуру взаимоотношений между людьми, является творцом культурных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигнет в своей правоохранительной деятельности, тем больше требований предъявляет к самому себе.

Наши рекомендации