Деятельность спортивных федераций, лиг в сфере профессионального коммерческого спорта
Роль федераций в спортивном движении России усилилась в последние годы. В СССР они на протяжении многих лет назывались секциями по отдельным видам спорта и существовали при комитетах по физической культуре и спорту (всесоюзном, республиканских и т.д.). Государственные спортивные структуры осуществляли руководство и финансирование их деятельности. Работа секций была регламентирована Положением Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта от 1.02.1955 г.
Документ определял структуру секций, вплоть до численного состава (40-75 чел.), содержание работы, количество мест во всесоюзных секциях от республиканских, сроки полномочий членов, требовал согласования плана с комитетом. Руководители и планы утверждались приказом председателя комитета. Решения пленумов секций подлежали одобрению комитета. Руководителями секций, как правило, избирались начальники соответствующих спортивных управлений и отделов. По сути дела, в те годы спортивные федерации являлись структурными подразделениями спорткомитетов разных уровней.
После 1991 г. правовое положение федераций изменилось. Став общественными организациями, они приобрели юридическую и финансовую самостоятельность, получили права юридического лица, расчетный счет, печатный орган. В Законе о физической культуре и спорте (1999 г.) определено, что порядок образования, регистрации федераций происходит на основании Федерального закона «Об общественных объединениях». Задачи, функции, структура, вопросы членства, финансирования, в отличие от прежних лет, предусматриваются уставами. Федерациям в пределах, установленных законодательством, разрешается коммерческая деятельность.
Независимость спортивных федераций от государственных структур прошла проверку на прочность во время событий ноября 2004 г., когда правительственные чиновники после поражения национальной футбольной сборной от команды Португалии (1:7) долгое время безрезультатно пытались уволить президента РФС В. Колоскова, а также руководителей еще двух спортивных федераций (плавание и хоккей). Как известно, В. Колосков все же оставил свой пост, тем не менее эта история убедительно показала, что ныне правовое положение федераций принципиально иное, чем 15 лет назад.
Реформирование социально-политических устоев в стране, экономических основ спорта в корне изменили не только правовое, но и финансовое положение федераций. Одновременно появилось значительное количество новых для страны видов спорта (к 2003 г. их стало 223, а это более 1500 спортивных дисциплин) и федераций, число которых к 2005 г. достигло 114.
Увеличение числа федераций связано, во-первых, с развитием новых для России, но известных в мире видов спорта (американский футбол, софтбол и т.п.). Во-вторых, с расширением олимпийской программы (керлинг, маунтинбайк, пляжный волейбол и др.). В-третьих, с возникновением новых для мировой практики видов спорта (триатлон, чеерлидинг). Нельзя не учитывать и влияние зарубежной культуры, послужившее причиной развития «экзотических» для России видов спорта (тхэквондо, ушу и т.п.). По мнению профессора С.Г. Сейранова, внедрение и развитие новых для страны видов спорта происходит в соответствии с закономерностями и тенденциями предпринимательской деятельности в рыночных условиях (2004).
Если в первые годы реформ большая часть федераций не могла без государственной поддержки эффективно обеспечивать развитие вида спорта, то к концу 1990-х гг. наряду с активным процессом поиска и использования новых источников финансирования началась работа по формированию путей повышения экономической эффективности деятельности федераций и лиг. В видах спорта, вставших на коммерческую стезю развития, постепенно таким направлением становилось повышение коммерческой отдачи от соревнований.
К настоящему времени сформировались основные подходы к решению этой проблемы. Увеличение доходов от соревнований связано с продажей прав на их телетрансляцию, с работой по привлечению зрителей и реализацией билетных программ (в первую очередь сезонных абонементов), с проведением спортивных лотерей и тотализаторов, с созданием на стадионах комфортных условий, с рекламно-спонсорской и лицензионной деятельностью.
Задача федераций - создать экономически целесообразную систему соревнований, включающую: (1) формирование предпосылок высокой конкурентной борьбы и непредсказуемости победителя; (2) стабильность календаря в течение нескольких лет; (3) определение оптимального количества матчей в течение сезона; (4) экономию средств и времени на транспортных расходах; (5) предоставление льготных условий для спонсоров команд и спортсменов.
Правоотношения субъектов профессионального спорта в процессе ведения коммерческой деятельности федераций в рамках чемпионата России и других соревнований регулируют коммерческие регламенты. Они определяют порядок распределения поступлений от спонсоров федерации, спонсоров телетрансляций, рекламодателей. В них оговариваются вопросы приобретения и использования прав на телевизионныетрансляции, на рекламные и коммерческие возможности; операции с интеллектуальной собственностью; порядок разрешения споров и др. Перечень этих вопросов показывает, насколько многогранна коммерческая деятельность федераций в настоящее время. Изучение уставов федераций по футболу, хоккею, баскетболу свидетельствует, что, несмотря на специфику видов спорта, многие вопросы, касающиеся коммерческой деятельности, нашли схожее решение. Например, в компетенции федераций по этим видам спорта находятся права на игры регулярного чемпионата страны. На деле это означает, что федерации обладают правами на:
- телевизионные трансляции на национальных телеканалах;
- логотипы, символику, товарные знаки и торговые марки;
- рекламные возможности в полиграфической, сувенирной и иной продукции, изготовляемой федерацией;
- использование теле-, видео- и фотоматериалов, отображающих игры в их совокупности и по отдельности, включая изображения игроков (при этом клубы сохраняют права на сказанное выше в отношении домашних игр).
В современных условиях федерация и клуб вступают в довольно сложные экономические отношения. С одной стороны, федерация заинтересована в крепком финансовом положении клубов, поскольку во многом сама зависит от этого. С другой стороны, проведение чемпионата России, подготовка и участие сборных команд в международных соревнованиях, расходы на содержание аппарата требуют серьезных финансовых средств.
Наиболее важными источниками финансирования деятельности федерации, помимо поступлений по линии Федерального агентства по физической культуре и спорту, Олимпийского комитета России, спонсоров, международной федерации, являются деньги от клубов за участие в чемпионате, оплата клубами лицензий игроков и тренеров, плата за регистрацию символики клуба и т.д. Пополняет бюджет федерации и система штрафов, которые накладываются на клубы за самые разнообразные нарушения. Но коммерческие интересы клубов необходимо учитывать, поэтому часть прав на игры национального чемпионата и другие соревнования находятся в совместной компетенции федераций и клубов. Использование этих прав регулируется соглашением между федерацией, клубами, спонсорами федерации. К ним относятся права на:
- размещение рекламных материалов (щиты, растяжки, плакаты, наклейки, информационное табло, пресс-центр, фойе и т.п.);
- использование рекламных возможностей в полиграфической, сувенирной продукции;
- применение логотипов, символики, товарных знаков и торговых марок клубов.
Федерации вправе использовать и другие коммерческие возможности:
- заключать соглашения и контракты с третьими сторонами о приобретении последними статуса официальных поставщиков продукции и услуг. При этом клубы обязаны приобретать (или получать безвозмездно) и использовать данную продукцию/услуги, кроме случаев, когда клуб ранее заключил соглашение с компанией, предоставляющей продукцию/услуги в этом же секторе рынка;
- заключать соглашения и контракты с электронными и печатными средствами массовой информации (помимо телевидения) о приобретении ими статуса официального информатора чемпионата.
В коммерческих видах спорта управленческие отношения имеют свои особенности по сравнению с федерациями некоммерческих видов. Они обусловлены экономическим положением вида спорта. В частности, например, в середине 1990-х гг. для проведения национальных чемпинатов среди профессиональных команд в структуре федераций по баскетболу, хоккею, футболу по аналогии с американским спортом были созданы лиги. В РФС - это Профессиональная футбольная лига, в Федерации баскетбола - Баскетбольная суперлига. Лиги были учреждены в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Их учредителями являются национальные федерации. Лига - юридическое лицо, которое работает на принципах хозрасчета, имеет право заключать договоры, совершать сделки, приобретать имущество и т.п. В качестве конкретных примеров деятельности федераций и лиг в современных условиях рассмотрим менеджмент Российского футбольного союза (РФС) и Баскетбольной суперлиги - коллективного члена Федерации баскетбола России.
К началу нового тысячелетия финансовое положение федераций по коммерческим видам спорта улучшилось. Например, бюджет РФС в 2002 г. (год чемпионата мира по футболу) был сведен с профицитом в размере около ПО млн руб. Доходы РФС составили 426 млн руб., расходы - 315,6 млн руб. (174). В 2002 г. РФС имел финансовые поступления от европейской и мировой футбольных федераций: 4,5 млн швейцарских франков (или 3,2 млн долл.) за участие сборной команды в чемпионате мира; 250 тыс. долл. - отчисления ФИФА на целевые расходы. По программе европейской футбольной солидарности федерация получила 300 тыс. швейцарских франков на подготовку юношеских сборных, а также 750 тыс. франков в виде отчисления за участие клубов России в Лиге чемпионов.
Кроме того, РФС получил 500 тыс. франков, составивших долю России в доходах от проведения чемпионата Европы (программа «Евро-пул»). Нельзя забывать и о том, что УЕФА ежегодно перечисляет средства на прием судейских бригад для обслуживания матчей нацио-нальных команд и еврокубков. Финансовые средства, выплачиваемые международными федерациями, стали существенным источником финансирования отечественных федераций. Поэтому не случайно МСФ усилили свое влияние на менеджмент в профессиональном коммерческом спорте в России. Отчетливо это проявилось при попытке отставки бывшего президента РФС В. Колоскова (2004), когда УЕФА и ФИФА резко выступили против вмешательства государственных структур в дела спортивных объединений, угрожая отстранением России от международного футбола.
Баскетбольная суперлига не наделена правом собственности на закрепленное за ней имущество. Она обладает только правом хозяйственного ведения имущества и активов, переданных на ее баланс. Имущество составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности. Оно является неделимым и не может быть распределено между работниками федерации и клубами. К началу нового тысячелетия сложились следующие источники финансирования:
- взносы за участие в чемпионате;
- взносы учредителя и добровольные взносы;
- поступления от предпринимательской и хозяйственной деятельности;
- кредиты банков и других кредиторов;
- безвозмездные или благотворительные взносы;
- пожертвования от организаций, предприятий и граждан;
- взносы от спонсоров различных категорий (генеральный, официальный, технический, медиа) как в денежной, так и в товарной форме;
- поступления от рекламодателей;
- поступления от продажи прав на телетрансляции, проведение мероприятий, интеллектуальные продукты (лицензии, логотипы, и т.д.) федерации, относящиеся к чемпионату России.
Менеджмент спортивных федераций в современных условиях обусловлен рядом общих (состояние экономики, международное положение, политическая ситуация в мире и стране и т.п.) и специфических факторов, присущих отрасли. К числу последних прежде всего следует отнести популярность вида спорта, его наличие или отсутствие в программе Олимпийских игр. Эти факторы способствуют усилению интереса СМИ, спонсоров к федерациям, позволяют рассчитывать на государственную поддержку и получение средств от международных спортивных организаций. От руководства федерации любого вида спорта в современных условиях требуется не только организация и проведение соревнований, но и продвижение «своего» вида спорта, разработка и претворение в жизнь финансовой политики, поиск источников финансирования.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что означает понятие профессиональный спорт?
2. Какие особенности профессионального спорта в США?
3. Какие особенности профессионального спорта в Европе?
4. Какие отличительные особенности Российской модели профессионального спорта?
5. Характерные отличия различных моделей профессионального спорта.
6. Какова роль спортивных федераций в деятельности коммерческих лиг?
Литература
1. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта:, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений 2001—432с.
2. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: Учебное пособие для вузов. 2006.—448с.
3. Гуськов С.И. Маркетинг физкультурно-оздоровительных услуг в зарубежных странах / Гуськов С.И., Куратов А.О.; ВНИИФК. - М.: ЦООНТИ - ФиС, 1993. - 75 с.
4. Деметр Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения – М.: советский спорт, 2005 – 324с.
5. Кукушкин Г.И. Советская система физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1975.
6. Малинин А.Б. Менеджмент деятельности спортивных школ: учебное пособие/ А.Б. Малинин, В.А. Малинин. – М.: Физическая культура, 2008.—240с.
7. Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской федерации//Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агенство по физической культуре и спорту. – 2007. --№1. С.41-57.
8. Михно Л.В. Менеджмент в профессиональном хоккее: учебник / Л.В. Михно, Б.Н. Винокуров, А.Т. Марьянович. – М. : Советский спорт. 2007. – 380с.:ил.
9. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: учеб. Пособие/ И.И. Переверзин.—3-е изд., перераб. И доп. – М.: Физкультура и спорт, 2006.—464с.
10. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие/ А.В. Починкин. – 2-е изд., доп и перераб. – М.: Советский спорт, 2010. –264с.
11. Починкин А.В. Экономика физической культуры и спорта: монография / А.В. Починкин, С.Г. Сейранов. – М.: Советский спорт, 2011. – 328с.: ил.
12. Починкин А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России: монография М.: Советский спорт, 2006. – 216с.
13. Сборник нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской федерации. – М., 1995. – 120с.
14. Степанова О.Н. Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности: учеб. Пособие / О.Н. Степанова. – М. : Советский спорт, 2008. – 480 с. :ил.
15. Столбов В.В. История и организация физической культуры. Физкультура и спорта
16. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: Новая редакция (по состоянию на 15 июня 2008 года).—Новосибирск: Сиб.унив.изд-во,2008.—46с.—9кодексы и законы России
17. Физическая культура и спорт в российской федерации: нормативно-правовые, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение. Документы и материалы (2002-2008 годы)/авт.-сост.: В.А. Фетисов, И.А. Виноградов. – М.: Советский спорт, 2008. – 1104с.
18. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник – М. :Советский спорт, 2010. – 392с.